«ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ НА ОБСТАНОВКУ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ». Взгляд из Душанбе.
Автор: ИАЦ МГУ
Джалилов К., главный специалист ЦСИ при Президенте РТ Джалилова ДЛС, преподаватель ТГНУ
В условиях глобализации и развития новых экономических отношений, происходит перелом в психологии и идеологии обществ стран Центральной Азии. В политическом аспекте идеологии национализма, космополитизма и нигилизма, которые берут начало от идеологического и религиозного сознания человека, используются для исламизации экстремизма и терроризма в регионе.
При этом некоторыми политическими силами важная роль отводится идеологии национализма в формах панисламизма, пантюркизма, паниранизма и других «измов», игравших определенную роль в политической борьбе различных сил и создании основы конфликтов в Центральной Азии.
Эти явления оказывают большое влияние и воздействие на массовое сознание. Особенно национализм, который требует внимательного отношения к национальной культуре, обычаям, национальным особенностям и интересам. Как известно, национализм связан с миром чувств, эмоций человека и национальными традициями, а космополитизм и национальный нигилизм - с неверием и безразличием к ценностям народа и бездуховностью. Космополитизм и нигилизм, таким образом, отрицают, игнорируют или относятся безразлично к этим ценностям.
Панисламизм и пантюркизм как национальная идеология играли и будут играть роль катализатора политического экстремизма в регионе.
По времени панисламизм, как национальная идея, сформировался во второй половине XIX века. На начальном этапе, как «идея всемирного мусульманского государства по законам шариата», он был направлен на сохранение и поддержание мусульманской империи, и в первую очередь Османской империи, от развивающейся идеи европейского национализма, которая привела к революционным потрясениям националистического характера во всем мире.
Можно сказать, что европейская идеология национализма как проявление капитализма, сыграла первостепенную роль в распаде феодальных империй, таких как Османская, Австро-венгерская и т л
Национальные революции в России, Иране, Афганистане, Османской, Австро-венгерской империях, и т.д., которые, можно сказать, произошли под влиянием европейского национализма, имел» свою идеологию, направленную на освобождение от старых отживших форм правления, связанных с религией и колониальными империями в пользу империализма.
В период обострения противоречий в Османской империи развал которой осуществлялся под воздействием европейского империализма с использованием националистических идей, доктрина панисламизма, считавшая турецкого султана духовной главой всех мусульман, под давлением некоторых факторов вступила в противоречие с развивающимся национализмом.
Лозунги и идеология объединения Османской империи на основе ислама уступили место националистической концепции - пантюркизму. В результате ломки традиционной социально-экономической структуры, зарождения капиталистических отношений и интеграции Турции в европейскую систему экономических отношений подверглись серьезным изменениям феодальные формы Османской империи. Эти факторы отодвинули панисламизм как идеологию сохранения этой империи на задний план и постепенно привели к националистической идеологии - пантюркизму. Концепция пантюркизма сформировалась в недрах панисламизма и как идеология объединения Османской империи. Как политическая идеология, она должна была заменить панисламизм, который потерял свое значение как идеология объединения исламской империи для Турции на Юге и Западе, но не как идеология объединителя тюркских народов на Севере и Востоке.
Мусульманское духовенство, вначале отрицательно относившееся к становлению капиталистических отношений в Турции, приняло под лозунгом национализма новую идеологию, пришедшую на смену феодализму и идеологии панисламизма. Это произошло потому., что в новых условиях в социально-экономических изменениях, происходящих в Османской империи, было заинтересовано также мусульманское духовенство.
Нарождающаяся национальная буржуазия и духовенство в друг друга нашли союзников. Если до этого периода, идеология ислама играла роль объединителя Османской империи, то с проникновением европейского национализма уступает место пантюркизму. Это был объективный ход истории, приведший к тому, что мусульманское духовенство Турции вынуждено было признать право народов Османской империи на национальную независимость.
Поэтому доктрина пантюркизма в конце XIX века и начале XX века о единстве тюрков на основе ислама и национальности можно назвать защитной реакцией феодалов и правителей Османской империи на вторжение идеологии национализма Запада, а появление пантюркизма - объединительной идеологией. Пантюркизм стал играть такую же роль, как панисламизм. Если панисламизм, основанный на идеологии объединения мусульманских стран в Халифат, выступал против иностранного господства, то пантюркизм, как идеология национал-шовинизма, выражал и выражает идеологию создания тюркской империи, куда бы входили Крым, Кавказ. Поволжье и Центральная Азия.
Исторически пантюркизм проник в Центральную Азию через Россию и в 20-30-х годах XX века стал ведущей идеологией, которая привела к отуречиванию Южных регионов нынешнего Узбекистана, особенно Самарканда, его окрестностей, а позже и Бухары."
Турция в своей Конституции объявила себя светским государством и придерживается этого в своей официальной политике. В официальной политике Турции происходит разделение между панисламизмом и пантюркизмом. Однако на практике со дня своего возникновения панисламизм и пантюркизм взаимодействуют между собой во всех сферах жизни турецкого общества.
Пантюркизм, возникший в начале XX века как новое политическое направление идеологии под влиянием исламского национализма, с распадом Османской империи остается все еще ведущей идеологией Турции и начинает вновь распространяться в Крыму, на Кавказе и России.
Пантюркизм от Кавказа до СУАР (КНР) имел и имеет почву Для распространения, т.к. основную массу населения этих регионов, особенно после распада "Золотой орды», на границах с Россией и Западным Китаем составляли тюркские племена и народы, проповедующие суннитское направление ислама.
Как видно, в основе как панисламизма, так и пантюркизма жиг одна идея - господство, утверждающее превосходство тюрков мусульман. Современный пантюркизм и панисламизм носят ярко выраженный националистический характер и призывают к объел нению на основе религии и националистической идеологии. Поэтому пантюркизм и панисламизм необходимо рассматривать, ^ идеологии, имеющие общие основы и являющиеся идейными союзниками.
В этот же период возникает паниранизм в противовес пантюркизму, но эта идеология в то время не получает широкого распространения, т.к. была чужда идеологии панисламизма, проповедующей, в основном, суннитское направление ислама кадирия и накшбандия.
Несмотря на то, что ислам, как и другие религии, не признает этно-националъные принципы организации общества и разделение народов по этническим, языковым и расовым признакам, необходимо учитывать исторический и горький опытXX века, особенно противостояние таджиков, приведшее к самоуничижению самих таджиков, в результате чего таджикский народ фактически лишился культурно-цившшзационного пространства.
Известно, что при определенных условиях сознание принадлежности к этносу тяготеет к конфессиональной общности и влияние конфессионального фактора оказывается существенным для политического решения. 4 Конфессиональная общность тюрков и таджиков этому пример.
Народ, не создавший в своей длинной истории явного противника в результате "топорного разделения", приобрел сильного противника в лице части своей так называемой "элитной интеллигенции центральных таджиков", которые в трудное время для народа перешли на сторону панисламизма, пантюркизма и космополитизма. Это историческая реальность, которую, как наблюдается в последнее время в спорах некоторых ученых и исследователей, нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать. 5
Анализ показывает, что причиной перехода названной интеллигенции на позиции панисламизма, пантюркизма и космополитизма является то, что таджикская элитная часть интеллигенции в контексте мировых политических процессов конца XIX и начала XX вв. была связана с Турцией, Кавказом и российскими татарами, среди которых преобладала идеология панисламизма и пантюркизма.
На наш взгляд, главным фактором обращения таджикской интеллигенции к идеям пантюркизма в начале XX в, можно назвать ее принадлежность к суннитскому направлению ислама.
Не в оправдание этой части таджикской интеллигенции, другой причиной их перехода на позиции панисламизма и пантюркизма можно считать их страх перед угрозой потери культурных центров и городов, в которых в основном господствовали (персидский) таджикский язык и ирано-исламская цивилизационная культура, В конце XIX и начале XX вв. ирано-исламская цивилизационная культура и таджикский язык испытывали со всех сторон репрессии и давления. Эта интеллигенция хотела даже ценной предательства, любой ценой сохранить свое положение, но проиграла.
Если в XIX в. и начале XX вв. в какой - то мере России было выгодно косвенно или прямо поддерживать некоторые из этих идеологий, в настоящее время для нее вовсе невыгодно, чтобы в Центральноазиатском регионе доминировал какой-нибудь третий игрок, особенно использующий объединенные исламские организации типа Аль-Каида, Хизб ут-тахрир или пантюркизм и другие «измы».
Необходимо отметить, что Центральная Азия в будущей политике США, одного из новых игроков, будет играть определенную роль для оказания на мусульманский мир воздействия. США реально оценивают геополитическое положение государств региона, имеющих важное стратегическое значение не только на Среднем Востоке, в мусульманском мире, но и в мировом масштабе.
Между США и центральноазиатскими республиками заключено рамочное соглашение, предусматривающее развитие отношений в области торговли и инвестиций, создание единого рынка товаров и услуг с целью объединения ресурсов региона, стимулирования интеграции в международные экономические и финансовые институты, прежде всего ВТО.
Несмотря на то, что военные действия США в Афганистане и Ираке вызывают негативную реакцию мусульманских кругов региона, представители политических кругов США дают четко понять, что регион представляет для них стратегический интерес. Относительно роли России в регионе говорят обтекаемо или о ней просто умалчивают.
США допускают возможность исламизации Центральной Азии, которая существует реально 7 . США заинтересованы не допустить в регионе исламизации, типа иранской и укрепления позиции России и, особенно, Китая и Ирана в регионе.
Учитывая американско-российские. российско-китайские, ирано-американские и российско-иранские отношения, государства региона ведут политику, ориентированную как на Запад, так и на Восток. Они расширяют политические и экономические отношения как с Западом и США, так с Китаем и с мусульманским миром.
Китай из регионального игрока в ближайшее время превратится в мирового игрока.
- Иран своим участием в решении конфликтов в Афганистане и Таджикистане мирным путем сделай серьезную заявку о себе как о крупной региональной державе, претендующей на одну из ведущих ролей в решении региональных и мировых проблем.
В настоящее время, используя благосклонность России и нормальные взаимоотношения с мусульманским миром, Иран сохраняет приверженность политическому урегулированию конфликтов в регионе мирными средствами, с участием государств региона под эгидой ООН, но без участия Запада, и особенно США.
Турция достаточно умело использует лозунги "исламской солидарности" в своей внешней политике, а при необходимости переводит их во взаимоотношения с другими странами наряду с пантюркизмом. Пока это приносит Турции, при поддержке Запада и США. максимум политических и экономических выгод. Так, Турцией за последние годы было подписано более 17 договоров с МВФ. 87,5% полученного кредита от МВФ было использовано на тюркские государства, в частности, на Узбеки стан -44%; Казахстан-17.8%; Азербайджан-13.1%; Туркменистан-7.8%; Кыргызстан-4.8%,, где Турция выступала в роли спонсора-посредника.
Из этих кредитов также получили: Грузия-3.8%; Босния и Герцеговпна-2.8%; Таджикистан-1.5%.
Под пропагандой "турецкой модели" в Центральной Азии просматривается устремление Турции, при поддержке Запада и в частности США, проводить свою концепцию создания Тюркской империи-халифата, охватывающей Кавказ, Иран и Центральную Азию. Эти устремления особенно наглядно проявляются в регионах проживания тюркских народов, и особенно в отношениях с Узбекистаном, который так же, как Турция, стремится продвинуть идею создания "Великого Туркестана 1 ' под своей эгидой.
Таким образом, роль Турции в Центральной Азии носит двоякий характер: а) она отстаивает стратегию Запада и прежде всего США; б) она стремится продвигать собственные интересы, замещенные на идеологии пантюркизма, В сферу национальных интересов Турции входит обширное пространство, включающее Кавказ Каспий и, возможно, также тюркские ареалы России. Центральноа-зиатские страны поняли, что Турция не в состоянии оказать экономическое влияние на регион, но она сумела заложить основы будущего влияния в регионе, создав здесь сеть колледжей и приглашая на учебу в Турцию молодое поколение, которое может оказаться в будущем для нее надежной опорой.
В решении проблемы безопасности региона необходимо учитывать усиливающий пантюркизм, региональный гегемонизм некоторых государств региона и религиозный фанатизм.
Особую опасность для региона представляют нигилизм и идеологический космополитизм в мусульманской оболочке.
В будущем концепция пантюркизма, гегемонизм, национализм, космополитизм части населения, нигилизм переходного периода с использованием исламского фактора и процессы глобализации могут стать главными источниками конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке и в Центральноазиатском регионе.
События конца XX века в Центральноазиатском регионе, в том числе в Таджикистане и в России показали, что политизированный ислам в форме панисламизма и пантюркизма становится причиной конфликтов и в различных формах экстремизма приводит к нарушению прав и свобод человека.
Эти идеологии, с учетом глобализационных процессов в регионе, будут востребованными вновь и вновь, тем более учитывая появление все новых и новых игроков, использующих ислам и сопутствующие ему идеологические и политические концепции для достижения цели в регионе.
Поделиться: