Влияние мирового финансового кризиса на экономику Таджикистана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Эксклюзивное интервью с доктором экономических наук, профессором, автором более 400 научных публикаций, экспертом по вопросам экономической политики, предпринимательства и торговли, финансов и статистики, демографии и апк, транспорта, внешней трудовой миграции Ходжимахмадом Умаровым
Влияние мирового финансового кризиса на экономику Таджикистана

Эксклюзивное интервью с доктором экономических наук, профессором, автором более 400 научных публикаций, экспертом по вопросам экономической политики, предпринимательства и торговли, финансов и статистики, демографии и апк, транспорта, внешней трудовой миграции Ходжимахмадом Умаровым -Уважаемый Ходжимахмад Умарович, сегодня неоспорим факт растущего воздействия мирового финансового кризиса на экономику Таджикистана. По данным Минфина РТ, "согласно новому прогнозу, ожидается "значительный дефицит" бюджета, что вызвано замедлением экономического роста до 3-4%, падением цен на главные экспортируемые товары - хлопок и алюминий, снижением, "как минимум" на 30% денежных переводов от трудовых мигрантов". - Каждая страна по-своему испытывает воздействие мирового финансового кризиса в зависимости от уровня экономического развития, особенностей экономической политики, специфики структуры экономики, соотношения импорта и экспорта товаров и услуг, структуры, а также от интенсивности функционирования каналов, связывающих Таджикистан с мировой экономикой. Их воздействия отражаются на макроэкономических показателях: Валового национального продукта (ВНП) и Валового внутреннего продукта (ВВП). Финансовый кризис оказывает большее воздействие на изменения ВНП, нежели ВВП, т.к. показатель ВНП в большей степени привязан к мировой экономике по сравнению с ВВП. Это зависит как от изменений величины чистого экспорта, так и объемов денежных переводов внешних трудовых мигрантов. Мировой финансовый кризис оказывает воздействие на национальную экономику через изменения объемов экспорта и связан с сужением емкости мирового рынка применительно к определенному периоду (рецессия + депрессия). Пагубно сть такого воздействия может расти по мере перехода от стран с высоким уровнем добавленной стоимости к странам преимущественно сырьепроизводящим. В структуре экспорта Таджикистана более 80% занимает экспорт первичного алюминия и хлопка-волокна, выступающего в качестве промышленного сырья. Что касается импорта, то сокращение его объемов в условиях кризиса может произойти посредством сужения источников финансирования. В РТ имеются два основных источника финансирования импорта: экспорт и денежные переводы таджикских мигрантов, ныне подверженных давлению мирового финансового кризиса. В условиях РТ такое своеобразие может выражаться и в относительном разрастании дефицита платежного баланса, и связано это не только с преимущественно сырьевой структурой экспорта, поскольку на мировом рынке под влиянием кризиса, цены на сырье падают быстрее по сравнению со снижением цен на полуфабрикаты и готовую продукцию. Оно связано еще и с тем, что на международном рынке труда наибольшим увольнением подвергаются работники строительства, ЖКХ, промышленности и др. Основная часть таджикских мигрантов занята в сферах, где применяется неквалифи цированный, но тяжелый, вредный для здоровья труд, где увольнениям подвергаются меньшее количество людей. Чаще увольнениям подвергается квалифицированная часть трудовых мигрантов. Применительно к Таджикистану это означает - масштабы сокращения объемов денежных переводов будут опережать темпы и масштабы сокращения данной категории работников, что негативным образом отражается на динамике платежного баланса. Влияние мирового финансового кризиса на экономику ТаджикистанаПо причине отсутствия национального финансового рынка портфельные иностранные инвестиции незначительны, в связи, с чем сокращение в основном коснется ПИИ. Подавляющее большинство иностранных инвесторов в условиях кризиса, оказались в трудном финансовом положении. В РТ такая ситуация отразится на госбюджете, поскольку более 30% стоимости запланированных госзатрат составляют иностранные заимствования и инвестиции.

По всей видимости, нужны серьезные изменения в госбюджете в сторону сокращения, как госдоходов, так и госрасходов. Вследствие сокращения масштабов денежных переводов трудовых мигрантов произойдет неизменное сокращение веса фонда накопления и повышение удельного веса фонда потребления в использованном национальном доходе. При этом, общая сумма последнего сокращается. Сокращаться будет и абсолютный уровень потребления в расчете на одно домохозяйство. Применительно к РТ это выразится в сокращении ввоза предметов потребления (и это в условиях повышения удельного веса потр ебления). В 2009г. наблюдаются признаки абсолютного сокращения, как накопления, так и потребления. Наряду с сокращением объемов инвестиций, существенному уменьшению подвергаются и объемы гуманитарной помощи в связи с ухудшением финансового положения стран, ранее выступавших в качестве доноров к переходным обществам. Такой исход чреват дополнительными рисками для малоземельных отдаленных и горных регионов. По имеющимся данным, в последнем квартале 2008г. и 1-м квартале 2009г., денежные переводы таджикских мигрантов сократились почти на 60%. Вернувшихся домой мигрантов надо трудоустроить с учетом того, чтобы получаемая ими зарплата на новом месте была достаточной для обеспечения его семьи сносного существования. - Каков по Вашему мнению выход? На недавнем заседании Правительства, Президент страны поручил министрам и ведомствам принять все необходимые меры для трудоустройства 150 000 человек. На первый взгляд кажется внушительной, но если иметь в виду, что численность контингента внешних трудовых мигрантов превышает 1,5 миллиона, то обнаружится ее недостаточность. К сожалению, профильные министерства и ведомства и не располагают финансовыми и техническими возможностями трудоустроить 150 000 человек. Даже исходя из того, что средняя стоимость одного рабочего места, может составлять $5000, а для трудоустройства названного контингента потребуется около $750 млн. Такой суммой государство не располагает. Речь идет не только об ограниченных возможностях госбюджета, но и частного сектора. Выход только один - в предварительной общегосударственной инвентаризации рабочих мест. Известно, что в промышленности, социальной сфере пустует значительное количество рабочих мест. Создание рабочих мест, причем полноценных, с учетом ввод а в действие существующих, но не действующих основных производственных фондов, будет носить ресурсосберегающее значение. Возобновление прекративших деятельность предприятий на базе схемы импортозамещения создаст реальные финансовые возможности расширения горизонтов экономического роста. Нужны решения тактического характера, чтобы задействовать один за другим отдельные сектора и подсектора экономики в тесной связи с оживлением платежеспособного спроса юридических и физических лиц. Такие решения должны найти себя в антикризисной программе Правительства. При этом нужно иметь в виду, что главная цель подобного рода программ заключается в создании благоприятствующих условий для расширения масштабов совокупного спроса предприятий и домохозяйств, иначе, они будут обречены на неудачу. Самый лучший вариант заключается в том, чтобы по мере возвращения трудовых мигрантов из РФ и других стран создать рабочие места для них, таким образом, чтобы последние вызвали постепенное возрастание совокупного спроса. Многие исследователи попытались доказать наименьшее воздействие мирового кризиса на экономику Таджикистана указывая на практическое отсутствие фондового рынка в стране. Такие попытки безосновательны. Вторичный рынок ценных бумаг - один из их каналов соединяющих страну с мировой экономикой. Если этот канал не действует, то действуют другие каналы. Среди них выделяются своими размерами экспорт рабочей силы или внешняя трудовая миграция, внешнеторговые отношения (экспорт и импорт товаров и услуг), прямые иностранные инвестиции и т.д. Более пристальное внимание к проблеме показывает: существует вариант их ресурсосберегающего развития. Дала о себе знать зависимость курса национальной валюты от изменения объемов поступления в страну инвалюты. После октября 2008 г. усиливается процесс сокращения объемов ее поступления. Этот процесс не только не вызывает эмиссию денег, а наоборот - периодическое изъятие из обращения наличных денег. За последние 6 месяцев курс сомони по отношению к доллару снизился с 3,40 до 3,83. Реагирование НБТ РТ на сокращение объемов поступления инвалюты в отношении количества национальной, находящейся в обращении, привело к увеличению расхождений между движением курса национальной валюты и индексом потребительских цен. Последний повышается медленнее по сравнению со снижением курса национальной валюты. Главным средством замедления и прекращения инфляционных процессов при такой ситуации выступает ускорение темпов развития производственной отрасли. Твердый курс на развитие импортозамещающих отраслей означает постепенное повышение удельного веса отечественных товаропроизводителей в насыщении внутреннего рынка товарами и услугами. В этом плане в стране имеются два благоприятствующих отраслевых пространства - промышленность и сельское хозяйство. Внешне кажется, что повышение их роли в снабжении внутреннего рынка товарами и услугами требует осуществления мощных капиталозатратных мероприятий. Более пристальное внимание к проблеме показывает: существует вариант их ресурсосберегающего развития. В промышленности можно добиться возобновления производственных мощностей путем ремонтно-профилактических мероприятий, обеспечением предприятий оборотными фондами. Что касается сельского хозяйства, и в особенности хлопководства, здесь потребуются незначительные госзатраты по ремонту коллекторно-дренажной сети, обеспечение хозяйств семенами, удобрениями, ядохимикатами, электроэнергией, ГСМ. Мировая практика антикризисной борьбы подсказывает: для вывода национальных экономик из кр изисного состояния требуется последовательная ликвидация "провалов рынка" путем расширения участия государства в управлении экономикой. И не только. Государство призвано сыграть ведущую роль в управлении антикризисными мерами и знать в каких сферах госуправление даст максимальный эффект, в каких эффект можно получить, если задействововать рыночные методы управления. - Ходжимахмад Умарович, сегодня люди задаются вопросом о продолжительности мирового финансового кризиса, который уже стал финансово-экономическим. -Пока никто не в состоянии дать правильный ответ. Никаких прогнозов, вызывающих доверие в этом плане пока не существуют. Можно априори ставить вопросы о различных вариантах продолжительности кризиса и соответственно иметь проработки, включающие инструменты антикризисного регулирования. По первым признакам улучшения ситуации можно обнаружить возможные сроки продолжения кризиса и задействовать тот или иной инструментарий. -Международные эксперты активно обсуждают варианты выхода из кризисной трясины. Что говорят по этому поводу россияне и европейцы? - По-разному. Д.Медведев, например, считает, что кризис в РФ еще не достиг своего дна, имея в виду, что фаза рецессии все еще продолжается. Определенного ответа на этот вопрос не дали и лидеры крупнейших стран мира, собравшись на апрельский Саммит в Лондоне. Они констатировали, что огромные финансовые влияния с целью повышения ликвидности крупнейших банковских структур не дали ощутимых результатов, оказавшись неспособными предотвратить мировой финансовый кризис. Международный саммит G20 оказался более дальновидным, нежели - G8. А принятые решения более реалистичны. Достигнуто взаимопонимание в том, что нынешний капитализм не в состоянии предотвратить всемирный экономический катаклизм, отмечена абсолютная неориентированность нынешнего экономического порядка в решении серьезных общечеловеческих проблем. Можно надеяться, что решения саммита G-20 окажут воздействие вывод мировой экономики из кризисной трясины. Достигнут консенсус о том, что финансовый кризис - результат чрезмерно го разбухания финансового сектора мировой экономики и диспропорций между финансовым и реальным секторами экономики. Фактически осуждены монетарные рецепты регулирования экономики, полностью исключающие роль государства из орбиты экономического регулирования. Подчеркнуто решающее участие государства в национальных и общемировых мероприятиях в преодолениии финансово-экономического кризиса. G-20 категорически отрицательно относится к т.н. "финансовым" или "налоговым" "Раям", где накапливаются деньги неизвестного происхождения, среди которых вполне возможно существование криминальных денег. Будут опубликованы черные списки стран, которые держат деньги в подобном роде оффшорных "Раях". Приняты решения: об отмене банковской тайны относительно функционирования банковских учреждений в крупных оффшорных зон,финансовой помощи развивающимся странам, ощущающим тяжелые экономические удары кризиса, поскольку, будучи привязанными к глобальной экономической телеге, их экономика оказалось более уязвимой. Пересмотреть т.н. "бреттон-вудские группы" международных финансово-экономических институтов. По сути, их рецепты по выздоровлению мировой экономики, экономики отдельных макрорегионов и стран, нередко приводили к противоположным результатам. Остается надежда, что решения Саммита G-20 найдут отзвук у нас независимо от конкретных решений G-20, Прежде всего, необходимы меры повышения занятости населения путем создания в массовом количестве новых рабочих мест и, особенно для трудовых мигрантов, потерявших постоянную работу в России и в других странах. Это означает, прежде всего, выяснение возможного восстановления предприятий, цехов и участков, которые по ряду причин перестали функционировать после распада СССР. Оценка потенциального количества таких рабочих мест должна быть выполнена в рамках программы развития импортозамещающих производств. В связи с резким сокращением денежных переводов, данное равновесие начинает разрушаться, и, если кризис продолжится, единственным ключом в решении проблемы может стать быстрое развитие импортозамещающих производств. Принятие мер по возрождению промышленности, особенно предприятий легкой и пищевой отрасли за последние годы по ряду причин переставших функционировать. Не менее важным, более ресурсосберегающими выглядит повышение уровня производственных мощностей в действующих предприятиях. Негативные последствия мирового кризиса для РТ, да и других стран Центральной Азии будут смягчены, если в нынешней критической ситуации их лидеры проявят политическую волю, примут меры к свободному дви жению товаров в рамках в разрезе всего макрорегина Центральной Азии. Это может привести к расширению масштабов платежеспособного спроса, превратившись в исходную точку отсчета фазы оживления экономики. Решение о свободном движении товаров в региональном масштабе расширит экспортные возможности региона. Те товары и услуги, которые невозможно реализовать на мировом рынке, можно реализовать на региональном уровне: это овощные консервы в стеклянных банках пищевых предприятий, фрукты , овощи, бахчевые. Переход к свободной торговле в масштабах региона Позволит обеспечить эффективное выдвижение приоритетов, как в экспорте, так и в импорте товаров и услуг в отношении стран того макрорегиона, к которому принадлежит Таджикистан. Для этого необходимо согласованность стран, кардинальное решение в снятии барьеров на путях движения товаров, как на межгосударственных границах, так и при прохождении грузов внутри отдельных стран. Большую роль может сыграть пересмотр основных принципов национальной денежно-кредитной системы. В условиях Таджикистана это может сыграть решающую роль в развитии экономики. Прежде всего, нужно вернуть в страну те огромные денежные ресурсы, которые размещены в оффшорных зонах. По экспертным оценкам и общественного мнения, речь может идти о миллиардах вкладах. На саммите G-20 было указано на необходимость внесения полной прозрачности в отношении денежных сумм, находящихся "в бегах". Их возвращение обеспечат полное покрытие дефицита платежного баланса, дефицита госбюджета, нехватки инвестиций и долгосрочных кредитов и повысит уровень монетизации в экономике, т.е. уровня денежной обеспеченности. Главное- реализация этих мер установит нормальный уровень ликвидности в банках. -Известно, что исламские банки меньше всего пострадали от мирового финансово-экономического кризиса, не допустившие "финансовых пузырей" -Исламские принципы создают благоприятные основы взаимосвязанного развития финансового и реального сектора экономики. В этом плане нужно продумать вопрос о более широком использовании принципов действия исламских банков, исламского страхового дела, исламского менеджмента. Государство должно проводить жесткую ценовую и антиинфляционную политику, ввести действенный госконтроль над ценами, тарифами, уровнем зарплаты. Главной представляется политика быстрого технического перевооружения промышленности и других отраслей реального сектора путем массового приобретения из развитых стран машин и оборудования "второй руки" по приемлемым ценам (хорошо отремонтированной, модернизированной, адаптированной к конкретным условиям различных отраслей экономики РТ). В ближайшие 10-15 лет развитие импортозамещающих производств может успешно развиваться на базе машин и оборудования "второй руки", оно более прогрессивно и высокопроизводительно, чем оборудование, унаследованное от СССР. Более высоким технико-экономическими показателями по сравнению с основной массой новых машин и оборудований КНР, Индии, Пакистана. Производимая продукция с использованием такой техники может стать вполне конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на региональном рынке. Ослаблению кризиса будет способствовать повышение продуктивности АПК, в особенности его продовольственной составляющей. Есть реальные возможности в 3-5 р аза, повысить урожайность сельхозкультур; в 2-3 раза продуктивность животноводства. Беседовала Мукаммал Раджаби, член Союза журналистов Таджикистана газета "Курьер Таджикистана" Источник - ЦентрАзия

Поделиться: