ВЛАСТЬ И НПО В КЫРГЫЗСТАНЕ: СТРАТЕГИЯ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Автор: ИАЦ МГУ
Ч.У. Койчуманова
Ученый секретарь Института истории НАН Кыргызской Республики, кандидат исторических наук
Одна из заметных тенденций развития современного мира - возрастающая роль неправительственных организаций (НПО) в политике, экономике и социально-культурной сфере, что свойственно большинству государств, находящихся на различных уровнях социально-экономического и политического развития. В общем, рост неправительственного сектора можно охарактеризовать как глобальный феномен. Изучение комплекса социально-экономических и общественно-политических изменений, связанных с возрастанием роли НПО в мире на современном этапе, показывает, что третий сектор играет роль важного фактора в трансформации обществ.
Что касается Кыргызстана, то в республике осуществлен ряд масштабных общественно-политических преобразований, в ходе которых учтен передовой зарубежный опыт и современные тенденции развития ведущих стран мира. Одним из главных векторов государственного развития стало изменение парадигмы взаимодействия власти и неправительственного сектора, то есть неустойчивый диалог уступил место взаимовыгодному сотрудничеству.
Как правило, либерализация политической системы любой страны направлена не только на расширение участия граждан в общественно-политической жизни, но и на их интеграцию в систему властных отношений в рамках норм, содержащихся в Конституции государства. Принципиальным признаком, по которому можно судить о возможностях развития гражданского общества в той или иной стране, является способность ее населения к социально-культурной и политической самоорганизации. В этом плане совершенствование неправительственного сектора - неотъемлемый атрибут трансформируемого социума, непосредственно поощряющий и расширяющий методы взаимодействия институтов гражданского общества с властью. Для того, чтобы эффективно функционировать, гражданское общество должно быть структурированным, поэтому негосударственные, некоммерческие объединения и организации являются важной частью такого социума. Вне всякого сомнения, количество, состояние и эффективность деятельности неправительственных организаций - показатели развития гражданского общества.
Считается, что в регуляции общественных отношений именно НПО играют роль действенных посредников между государством и гражданами, выполняя многие важные функции в социальных процессах и преобразованиях 1 . Основная полемика касается связи между гражданским обществом и неправительственными организациями: создают ли НПО гражданское общество, или же наоборот? К примеру, специалисты американской неправительственной организации "Фридом хауз" считают, что гражданское общество создает условия для возникновения и деятельности НПО так как последние усиливают его жизнеспособность 2 .
Сегодня мы наблюдаем сложный и многогранный процесс формирования кыргызстанского неправительственного сектора, в котором закладываются основы и традиции его совершенствования в перспективе. Логика же дальнейшей общественно-политической модернизации Кыргызстана требует более ускоренного, но качественного построения устойчивого гражданского общества. Нам представляется, что без развития этого обязательного компонента современного цивилизованного государства невозможен дальнейший экономический и политический прогресс страны, поскольку экономическая, политическая и гражданская сферы образуют единую систему, элементы которой находятся в сложном, тесном и постоянном взаимодействии.
Исторически в разных государствах складывались различные модели возникновения, функционирования и прогресса неправительственных организаций. Процессы развития неправительственного сектора связаны в каждой стране с особенностями ее социально-экономической и общественно-политической жизни, а также с историко-культурными традициями. В транзитных государствах НПО становятся одним из главных инструментов рыночно-демократических преобразований, содействуют государственной политике модернизации, социально-политической структуризации общества, формированию и реализации разнообразных интересов групп граждан, самоорганизации населения, реализации гражданских инициатив, созданию инфраструктуры стабильной и эффективной демократии.
Как это ни парадоксально на первый взгляд, эффективность работы неправительственного сектора во многом зависит и от усилий государственных органов. Чаще всего претворение в жизнь выдвигаемых идей осуществляется за счет поддержки со стороны компетентных властных структур, вследствие чего одно из важных направлений деятельности НПО -привлечение внимания государственных органов, то есть инициирование межсекторного взаимодействия. Суть межсекторного взаимодействия -налаживание конструктивного сотрудничества между тремя силами, действующими на социальной арене страны, области, города или иной территории - государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.
Каждый сектор занимает собственную нишу и, как правило, не стремится покидать ее пределы. Вместе с тем, успешное развитие каждого из них невозможно без взаимодействия с другими секторами. В этом контексте принято говорить о межсекторном взаимодействии как необходимом элементе общегосударственной управленческой эффективности. Представители каждого сектора имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении социальных проблем, но, несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, сотрудничество этих секторов необходимо. Что же касается специфики их формирования, то ныне возник частный бизнес-сектор, основанный на деловой гражданской инициативе, а государственный сектор претерпел существенные изменения, обусловленные сокращением монопольного воздействия на производственную и социальную сферы. Одновременно начал формироваться и негосударственный некоммерческий сектор, базирующийся на гражданских инициативах в непроизводственных нишах (образование, наука, здравоохранение, социальная защита, экология).
В силу отсутствия в стране собственных традиций функционирования неправительственного сектора, НПО республики начинали свою деятельность, во многом ориентируясь на международный опыт. В 1990-х годах минимальная поддержка со стороны государства стала главным фактором нацеленности на всестороннюю зарубежную помощь, прежде всего финансовую 1 . Однако, несмотря на то, что и сегодня деятельность ряда НПО спонсируется международными фондами путем предоставления грантов, существует мнение, что слабость развития неправительственного сектора в республике ранее состояла именно в том, что подавляющая часть его организаций действовала благодаря помощи западных доноров. Тем не менее, основная проблема заключалась не только в отсутствии институциональной, устойчивой поддержки третьего сектора государством, но и (главное) в отсутствии диалога между государственными органами и НПО. В сотрудничестве власти и НПО важную координирующую роль играет и законодательная основа, регламентирующая межсекторное взаимодействие. С одной стороны, законодательство выступает элементом государственного контроля над НПО, с другой - «амортизатором» государственной политики в отношении неправительственного сектора. Существуют точки зрения, сводящиеся к тому, что, установив определенные запреты, государство должно в наименьшей степени вмешиваться в развитие неправительственного сектора. Принято считать, что главная задача законодательства, регулирующего сектор НПО, состоит в том, чтобы разрешать и поддерживать существование подобных организаций, обеспечивать их юридическую защиту, одновременно оберегая социум от нарушений и злоупотреблений со стороны представителей власти. В целом законодательные основы общественного участия в принятии и реализации государственных решений рассматриваются в качестве одного из основных элементов взаимоотношений между властью и неправительственным сектором.
В таком контексте актуализируется вопрос об участии представителей НПО в процессе законотворчества 1 . Это обусловлено тем, что государственные органы, разрабатывающие законы для регулирования деятельности как неправительственного сектора, так и социальной сферы, в которой действуют НПО, зачастую отличаются субъективным взглядом на общественные процессы или имеют не совсем верные представления о реальных нуждах социума.
Как нам представляется, граждане и гражданское общество должны реагировать на выработку политики и участвовать во всех соответствующих стадиях - от определения проблемы, разработки политики, а также принятия решения до претворения в жизнь и оценки. В развитых странах мира практика привлечения НПО к процессу законотворчества - вполне нормальное явление 2 .
Одна из наиболее распространенных в мировой практике форм подобной поддержки - государственный социальный заказ. Идея проведения подобных конкурсов заключается в том, что государство финансирует проекты, подготовленные для решения конкретных социальных проблем, а неправительственные организации, работающие непосредственно с населением, реализуют эти проекты. Основой социального заказа (как и других форм взаимодействия институтов гражданского общества и госорганов) выступает принцип субсидиарности, то есть внедрение социального заказа будет означать усиление заинтересованности власти в создании и развитии институтов гражданского общества, поскольку только за счет этого возможно достижение социального участия. Приоритет заказа - побуждение целевых групп к формированию объективных и субъективных условий для развития их способности к самообеспечению, а не к обслуживанию всех, кто может считаться нуждающимся, поскольку список последних можно продлевать до бесконечности. Обязанность государства состоит в том, чтобы на основе тендера определить наиболее конкурентоспособного поставщика тех или иных услуг с целью рационального использования бюджетных средств. В то же время государственный заказ должен быть открытым для любой некоммерческой организации, способной предоставить требующуюся услугу.
Например, в Казахстане закон «О государственном социальном заказе», принятый в 2005 году, в значительной мере учитывает мировой опыт выполнения госзаказа посредством реализации НПО социальных программ, разрабатываемых в соответствии с широким спектром актуальных для страны проблем: в области социальной защиты, здравоохранения и экологии, гражданского права, науки и образования и культуры 3 . Такое правовое поле, созданное принятыми законодательными актами, позволяет осуществлять конкурсный заказ на социальные услуги неправительственных организаций, а они, со своей стороны, проявляют интерес к участию в подобных конкурсах.
Однако, рассматривая технологию реализации государственного заказа в системе взаимодействия государства и НПО, следует отметить наличие непоследовательной формулировки: «В виде социального заказа НПО получают поддержку или помощь от государства». Здесь необходимо подчеркнуть, что в помощи нуждаются социально уязвимые слои общества, а неправительственные организации, используя свои методики, ресурсы и бюджетные средства, помогают государству более адресно решать проблемы населения.
Нецелесообразно также приравнивать социальную услугу к коммерческой, направленной на получение прибыли. Социальный заказ нацелен на повышение качества жизни граждан - без ориентации на получение материальной прибыли в чистом виде, а большинство проектов выполняется по себестоимости. В целом государственный социальный заказ рассматривается как наиболее эффективная экономико-правовая форма реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение общественно значимых проблем общегосударственного, отраслевого или местного уровней.
В целом же сотрудничество с властью - качественно новый этап развития неправительственного сектора, но еще далеко не все НПО готовы к этой работе в интересах своих же целевых групп. К примеру, отдельные неправительственные организации отказываются от взаимодействия, считая, что власть следует контролировать на расстоянии. Существуют НПО, стабильно финансируемые иностранными донорами, в силу чего они не нуждаются во внутренних связях. Конечно, в развитии диалога власти и третьего сектора существует еще достаточно проблем, но главным результатом становления сотрудничества можно считать переход от декларативности к рабочему режиму. Темпы развития институтов гражданского общества еще относительно невысокие, однако определенные меры, направленные на укрепление местных НПО, уже приняты.
В конечном счете тесное сотрудничество этих двух секторов способствует как улучшению бизнес-среды, решению социальных проблем населения, так и укреплению стабильности, общественному прогрессу и развитию зрелого гражданского общества. Вместе с тем необходимо сознавать, что становление гражданского общества - долгий эволюционный процесс, в котором невозможно получить моментальный результат, пропустив отдельные стадии развития. В отличие от многих стран, где демократия сформировалась на базе цивилизованного гражданского общества, Кыргызстан одновременно строит и демократию, и гражданское общество, и государство. Тем не менее, можно констатировать, что переломный момент в становлении третьего сектора уже наступил, и неправительственные организации уверенно вышли на новый уровень развития, характеризующийся интенсивным совершенствованием взаимоотношений с властью.
По материалам рабочей встречи директоров институтов истории стран СНГ.
Поделиться: