Вероятность подписания Договора о европейской безопасности близка к нулю: интервью с Александром Собяниным.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
23-го июня 2009 г. состоялась ежегодная конференция ОБСЕ, посвященная проблемам в области безопасности. На повестке дня - обсуждение предложений по работе над новым Договором о европейской безопасности. С просьбой представить свою точку зрения на эту проблему редакция сайта Объединенной евразийской экспертной сети ( JEEN , Joint Eurasian Expert Network) обратилась к известному российскому эксперту, руководителю службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александру Собянину.
Вероятность подписания Договора о европейской безопасности близка к нулю: интервью с Александром Собяниным.

23-го июня 2009 г. состоялась ежегодная конференция ОБСЕ, посвященная проблемам в области безопасности. На повестке дня - обсуждение предложений по работе над новым Договором о европейской безопасности. С просьбой представить свою точку зрения на эту проблему редакция сайта Объединенной евразийской экспертной сети ( JEEN , Joint Eurasian Expert Network) обратилась к известному российскому эксперту, руководителю службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александру Собянину.

JEEN : Александр Дмитриевич, по вашему мнению, какие цели преследует Россия, предлагая собственную стратегию европейской безопасности? Что в ней привлекательного для Европы? Кто косвенно заинтересован в создании юридически обязывающего Договора о европейской безопасности?

А.С.: Россия преследует те же цели по Договору о европейской безопасности, что и США по ПРО в Восточной Европе, что и Евросоюз в попытках выстроить на основе Еврокорпуса эффективные элементы безопасности. Т.е. сразу несколько разных целей. При этом есть цели декларированные, есть цели реальные. Есть цели политические, есть цели военные. То, насколько прохладно, если не сказать - безразлично, отнеслись в Европе к предложениям президента России Дмитрия Медведева, показывает, что, по крайней мере сегодня, в Европе не будут на серьезном уровне обсуждать российскую инициативу. Даже по такому мелкому, не требующему принципиальных решений, вопросу, как миссия ООН в Грузии и Абхазии, Россия встречает лишь ультимативные претензии и менторский тон. Политические цели России как раз полностью понятны - разблокировать ту тупиковую ситуацию, которая сложилась в Восточной Европе и на пространстве бывшего СССР после распада Советского Союза и начала процесса передела границ.

В 1990-2000-х годах Европа и Россия, даже не думая советоваться друг с другом, начали выстраивать собственные стратегии - Россия укрепляет ОДКБ, Евросоюз готовит Грузию, Украину, Азербайджан к возможному вхождению в НАТО. Августовские события прошлого года за один день полностью изменила всю ситуацию. На примере Грузии, которая де-факто и де-юре, как это признано официально Российской Федерацией и Никарагуа, распалась на три государства, Россия и Европа увидели, как далеко может завести попытка игнорировать интересы друг друга, попытка позиционными действиями ущемлять уровень безопасности для граждан РФ и ЕС.

Да, сейчас мы видим, что Европа не обращает внимания на позицию России, в том числе на инициативу по заключению нового Договора о европейской безопасности. Но, я уверен, что если Еврокомиссия совершенно спокойно может подставлять грузин или даже, потенциально, украинцев под железный кулак российского медведя, то безопасностью граждан стран ЕС еврокомиссары никогда рисковать не будут, еврокомиссарам надо твердо знать и понимать гарантии российской стороны. Поэтому шансы на движение к новому договору о безопасности остаются. Хотя, если честно, эти шансы все более и более призрачны.

JEEN : В таком случае каковы перспективы создания юридически обязывающего Договора о европейской безопасности?

А.С.: Пока стремящиеся к нулю. Хотелось бы отметить, что для России политическая декларативность менее значима, чем юридически обязывающие договоренности. Прежний Договор об обычных вооружениях в Северной Европе (ДОВСЕ) был лишен смысла - подписанный главами государств и правительств НАТО и Варшавского договора, ДОВСЕ вступил в силу 9 ноября 1992 года, т.е. уже после распада СССР и Варшавского договора. Поскольку в те годы в постсоветских странах еще были иллюзии по поводу возможности «встроиться» в европейские структуры, в СНГ были попытки перераспределить обязательства СССР среди стран СНГ. Очень уж хотелось России и другим странам стать «полноценными членами Европейской цивилизации». Стамбульские договоренности 1999 года подписало 30 стран, но ратифицировали лишь Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан.

При очевидном цинизме европейских подходов неудивительно было, что в 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия ДОВСЕ и всех, связанных с ним договоров. Россия больше не считала себя связанной виртуальными Стамбульскими договоренностями о фланговых ограничениях, так и не ратифицированных ни одной страной Евросоюза. Евросоюз, на примере расчленения федеративной Югославии и последующего признания независимости Косово, продемонстрировал свое понимание, что хорошо и что плохо для евробезопасности.

Именно Россия и ее союзники по ОДКБ (Украина в этот военный блок не вошла) крайне нуждаются в юридических обязательствах в сфере безопасности. Мне не хотелось бы проводить аналогии с временами Петра Первого, когда он почти панически искал любых путей достижения мира с Швецией Карла XII и лишь у Полтавы был вынужден принять главный бой со шведами, с Советским Союзом времен Сталина, который любыми путями пытался добиться антигитлеровских договоренностей с Великобританией и Францией, и лишь после позорного Мюнхена начал подготовку договоренностей, позже названных Пактом Молотова-Риббентропа. Но эти аналогии весьма актуальны, если смотреть на действия Европы после августовской агрессии Грузии против Южной Осетии, и последующего юридического оформления независимости Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Европа не хочет услышать Россию, но зато стремиться дожать нашу страну на любых направлениях, где это только возможно. Дипломаты, которые со стороны стран ЕС ведут диалог с РФ по ПАСЕ, ОБСЕ, вопросам безопасности, не будут отвечать за последствия происходящих, на мой взгляд, исторических ошибок. Как говорил Шарль Морис Талейран - «это больше, чем преступление, это - ошибка». Есть много исторических примеров, чем заканчиваются попытки поучать Россию, но они ничему не научили нынешние элиты стран ЕС. Еще раз повторюсь - речь идет не о «советской» или «российской» военной угрозе - а о страницах истории. Многим в Европе хочется попытаться переписать законы истории. Это не преступление европейских бюрократов - это их большая ошибка.

JEEN : Александр Дмитриевич, расскажите в общих чертах о том, как подписание Договора о европейской безопасности может сказаться на геополитическом раскладе сил в Евразии?

А.С.: Свое мнение о шансах на подписание нового Договора о европейской безопасности я обозначил - они, на мой взгляд, с каждым месяцем становятся все более призрачны. Понятно, что если случится новая агрессия Грузии против РЮО или РА, что ожидают многие эксперты, то эти шансы станут нулевыми, и вся ситуация изменится полностью, радикально и бесповоротно. Агрессия Грузии Михаила Саакашвили никогда не случится, если этому не будут способствовать американские и европейские политики.

Если же пофантазировать «если бы да кабы», и представить геополитический расклад на континенте в случае подписания нового Договора о безопасности, то можно представить следующую картину. В этом случае резко снизятся противоречия в понимании опасности, исходящей от «российской военной машины», между странами Западной и Восточной Европы. В этом случае Белоруссия станет главным, намного более главным, чем Украина или Молдавия, представителем стран ОДКБ и ЕврАзЭС в европейском ансамбле государств и народов. На Украине прекратятся попытки расколоть нацию и государство на «проевропейскую» и «пророссийскую» части. Черное и Средиземное моря смогут стать пространством без ядерных угроз и угроз «большой войны». Усиленно раздуваемая спецслужбами разных стран угроза со стороны «исламского терроризма» станет действительно мифической. Страны Скандинавии, Северной Европы и Балтии смогут достичь с Россией очень важных и глубоких, юридически обеспеченных, договоренностей по превращению пространства Северной Европы в пространство максимальной военной безопасности, на том уровне, который на сегодня обеспечен лишь на пространстве США и Канады.

Увы, я уверен, что ничего из этого «прекрасного далёка» не произойдет. Европа будет продолжать дожимать Россию везде, где только можно. Казахстан в период председательства в ОБСЕ не сможет побудить Россию и ЕС достичь сколь-нибудь значимых и обязывающих договоренностей в сфере военной безопасности. Американцы и европейцы будут продолжать побуждать Михаила Саакашвили к реваншистским агрессивным действиям и украинскую элиту к расширению сотрудничества с НАТО. Россия и другие страны ОДКБ вынуждены будут форсировать мероприятия по созданию эффективных сил КСОР и полноценной евразийской военной группировки для ведения конвенциональной войны.

Увы, реальность, на мой взгляд, сильно далека от дипломатических маневров вокруг нового Договора о европейской безопасности, будь то в интерпретации российской или европейской официальных сторон.

Александр Собянин, специально для JEEN

http://j-een.com/news_view/305/

Теги: ОБСЕ

Поделиться: