Векторов много, но Россия - главный?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстан первым из стран СНГ отреагировал на события в Грузии. Более того, Казахстан устами президента обозначил наиболее внятную и четкую позицию, фактически поддержав Россию. Тем самым он в очередной раз подтвердил свой статус регионального лидера.
Векторов много, но Россия - главный?

Станут ли казахстанские власти дрейфовать в сторону стран, входящих в «восточный блок»

Интервью с экспертом ИАЦ МГУ-РГГУ Натальей ХАРИТОНОВОЙ.

-Наталья, события вокруг Южной Осетии, Абхазии и Грузии существенно изменили политический климат в Евразии. Как, по вашему мнению, в свете заявлений Нурсултана Назарбаева в Душанбе на саммите ШОС, это отразилось и может отразиться на Казахстане?

- Казахстан первым из стран СНГ отреагировал на события в Грузии. Более того, Казахстан устами президента обозначил наиболее внятную и четкую позицию, фактически поддержав Россию. Тем самым он в очередной раз подтвердил свой статус регионального лидера. Запад, вступивший на путь конфронтации с Россией из-за проблем вокруг Грузии, фактически оказался перед очень серьезным выбором. Визит президента ФРГ Хорста Келера в Казахстан - лишнее тому подтверждение. С одной стороны - это проблема восстановления экономики той же Грузии. Известно, что казахстанские деньги составляли существенную часть инвестиционного ландшафта Грузии. Будет ли Казахстан корректировать свою инвестиционную политику, пока не совсем ясно, но вероятность этого существует. Есть еще и проблема поставок казахстанской нефти через грузинский порт Батуми. Ситуация складывается таким образом, что РК может отказаться от транзита через грузинские территории - тогда судьба трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан окажется незавидной. С другой стороны, Европа, судя по всему, опасается реального обострения отношений с Россией. И здесь роль Казахстана может стать ключевой. Президент Назарбаев в ходе совместной пресс-конференции с президентом ФРГ подтвердил, что его страна готова выступить в качестве переговорной площадки (подробнее об этом в материале А. Дубнова на стр.5). Важно иметь в виду, что руководство РК, скорее всего, не преминет использовать представившуюся возможность с немалой выгодой для страны.

- Можно ли ваши слова понимать так, что заявления Назарбаева по поводу политической модернизации - это та самая «цена вопроса», в которой так быстро сориентировался Казахстан?

- Судя по всему, Европа действительно столкнулась с необходимость чуть ли не заново выстраивать отношения с Россией. В этом свете заявление Нурсултана Назарбаева на открытии сессии парламента были вполне ожидаемыми: наряду с тем, что глава государства обозначил «рубежи» экономического развития страны, он в своем выступлении коснулся и проблемы политических преобразований. Все мы помним, что когда обсуждалась кандидатура Казахстана на пост председателя ОБСЕ, глава МИД РК Марат Тажин взял на себя определенные обязательства в этой области. Кроме формирования многопартийного парламента речь шла и о модернизации выборного законодательства. Ситуация внутри страны на сегодняшний день не позволяет ввязываться в «выборные баталии» и заниматься выстраиванием конструктивного диалога с оппозицией. Партия «Нур Отан», реформа которой в большей степени виртуальна, выступает в роли «всегда согласного» оппонента исполнительной власти. Возможно, в данном случае это наиболее удобный вариант для правящей элиты. И именно этим обусловлено реальное желание власти сегодня сохранить такое положение дел. То есть речь идет о том, что руководство Казахстана, с одной стороны, декларирует политические реформы - введение двухпартийной системы, устранение барьера для прохождения партий в парламент, пересмотр избирательного законодательства и закона «О СМИ». А с другой стороны, политическая элита ориентируется на собственные интересы. Вместе с тем нельзя не отметить, что наиболее прогрессивная часть элиты прекрасно понимает, что без модернизации политической системы диалог с мировым сообществом может сильно осложниться или не сложиться вообще. И в данном случае ни одна «стратегия» (вроде «Путь в Европу») не сможет исправить ситуацию.

- То есть вы считаете, что нынешняя ситуация, вынуждающая Запад искать в Казахстане «энергетического и политического посредника», способствует тому, чтобы Казахстан позабыл про обязательства, взятые Астаной при решении вопроса о председательстве в ОБСЕ? Или, напротив, Запад, раздраженный «недемократическим поведением» России, попробует отыграться на Казахстане и, возможно, попытается пересмотреть вопрос о председательстве в ОБСЕ?

- Ситуация неоднозначна, особенно в свете обострения отношений Запада с Россией. Есть реальные факты, свидетельствующие о достаточно критичном отношении европейских структур к председательству Казахстана в ОБСЕ. Но, с другой стороны, та же Европа зависит от поставок сырья. Естественно, что президент Назарбаев, как всегда, показал максимум политической прозорливости и воспользовался ситуацией - соглашаясь на роль посредника с Россией, он сохранит дружественные отношения с Западом, но при этом получит возможность и соблюсти собственный интерес, «синхронизировать» политическую реформу с выборным циклом, то есть реализовать идею двухпартийного парламента, когда РК уже будет председательствовать в ОБСЕ. Однако здесь есть другая опасность - существуют вполне реальные силы, которые действительно желают отыграться на Казахстане и пересмотреть вопрос председательства в ОБСЕ. В такой ситуации руководству РК придется приложить дополнительные усилия по «корректировке» темпов и направления политических реформ уже сейчас.

- Но ведь «война войной, а обед по расписанию» - газ и нефть нужны всем. Следует ли ожидать каких-либо существенных изменений в отношениях между Казахстаном и его партнерами в сфере энергетики и в сфере инвестиционной политики, которую Казахстан в последнее время вел весьма агрессивно в соседних странах?

- Как уже говорилось выше, события на Кавказе показали прежде всего уязвимость путей транспортировки сырья в обход России и экономик стран, ориентирующихся на Запад. Это можно расценивать как сигнал, который был вполне адекватно воспринят в Казахстане. Вполне может так случиться, что казахстанские власти станут уделять больше внимания странам, входящим в «восточный блок». Но не следует обольщаться - законы бизнеса достаточно часто никак не коррелируют с политическими резонами. И уж точно, какие бы изменения ни произошли, можно с полной уверенностью сказать, что они впишутся в востребованную стратегию многовекторности, приверженцем которой по-прежнему остается Нурсултан Назарбаев.

Беседу вел В. КАСКЫРОВ

http://novgaz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=259&Itemid=1

Поделиться: