В.Журавлев: О православных и информационных аспектах сохранения цивилизационной идентичности на Украине.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Говоря о российско-украинской отношениях, надо отметить, что согласно новой концепции внешней политики России, СНГ является абсолютным приоритетом. А в СНГ абсолютным приоритетом для России, безусловно, является Украина с любой точки зрения - экономической, политической, военной, гуманитарной и т.д.
В.Журавлев: О православных и информационных аспектах сохранения цивилизационной идентичности на Украине.

Тезисы выступления на экспертном семинаре "Российско-украинские отношения: сценарии на 2009 год".Москва, ИАЦ МГУ и ИА "УНИАН" 26 января 2009 г.

********************************************************************************************

Говоря о российско-украинской отношениях, надо отметить, что согласно новой концепции внешней политики России, СНГ является абсолютным приоритетом. А в СНГ абсолютным приоритетом для России, безусловно, является Украина с любой точки зрения - экономической, политической, военной, гуманитарной и т.д.

Прогнозировать конкретный сценарий российско-украинских отношений в 2009 г. ввиду экономической и политической нестабильности на Украине сложно. Слишком причудливым и стохастичным может быть развитие событий в этой стране.

В тоже время можно указать ряд позиций, по которым будут в любом случае выстраиваться эти отношения. Речь идёт о газовом вопросе, о вопросе разграничения в Черном и Азовском морях и совместном использовании Керченского пролива, о вопросах вступления Украины в НАТО, о статусе русского языка, о будущем Черноморского флота России в Севастополе и других позициях.

Каждая из них требует отдельного и глубоко рассмотрения. Но я бы хотел остановиться на позиции, которая обычно не обозначатся в такой формулировке в дипломатической практике, но которая, на мой взгляд, является первостепенной по своей значимости и актуальности.

Этой первостепенной проблемой является проблема сохранения русской (восточнославянской) цивилизационной идентичности на постсоветском пространстве в целом, и на Украине прежде всего.

Как известно, по своим основным цивилизационным критериям: расовому, языковому, религиозному, ходу своей истории украинцы относятся к восточнославянской православной цивилизации. Проблема заключается в том, что из идеологических взглядов части украинского руководства, естественная, особенно для восточных и центральных регионов Украины, русская идентичность как идентичность историческая и социокультурная, противопоставляется территориально-политической идентичности - украинской.

Это всё осуществляется в рамках цивилизационной и геополитической концепции «европеизации» Украины, которая в военно-политической своей проекции предполагает вступление страны в НАТО, и поддержку антироссийских сил на постсоветском пространстве.

Примером её концентрированного выражения являются задачи, которые обозначил президент Украины В. Ющенко в речи, произнесенная 24 августа 2007 г. на Софийской площади Киева по случаю празднования 16-й годовщины независимости. В ней он говорил о возрождение украинской государственности, об украинском пространстве от Крыма до Карпат, о единой украинской нации, сильной демократической державе, где панует украинский дух, где выразительный национальный характер, где один государственный язык.

В этом проекте значительная, а может быть, и первостепенная роль уделена созданию Украинской Поместной Церкви. В ежегодном послании Президента Украины к украинскому парламенту от 9 февраля 2005 г., прямо говорится: «Неопровержимой является необходимость преодоления существующих между наибольшими православными юрисдикциями противоречий и утверждения единой Поместной Соборной первоапостольной Православной Церкви. Безусловно, ее становление рассматривается в общем контексте развития и утверждения национальной идентичности украинцев. Ввиду стратегического значения этого вопроса, государство имеет право его активно поднимать и, не вмешиваясь во внутренние церковные дела, способствовать его решению».

Бывший госсекретарь США З.Бжезинский в свою очередь утверждает: главным врагом Запада на постсоветском пространстве является Русская Православная Церковь.

Чтобы понять современную проблему украинского церковного раскола и оценить интересы различных акторов в ней, следует вспомнить историю.

Придя в Киевскую Русь ещё в середине X века, Православие на территории Южной Руси подверглось немалым испытанием в период утраты независимости древних православных русских княжеств.

В 1385 г. была заключена Кревскую унию, условия которой предусматривали переход князя Великого Княжества Литовского, в состав которого в тот период входили земли южной Руси, и всех этнических литовцев в католическую веру.

В 1569 г. была заключена Люблинская уния, предусматривающая слияние Литвы и Польши в Речь Посполитую. В составе объединенного государства Литва сохраняет автономию, за что расплачивается своими владениями в Южной Руси. Последняя переходит во власть польской администрации, которая начинает преследование православных.

В 1596 г. состоялась Брестская уния. В Бресте одновременно проведены два собора - униатский и православный, которые призвали друг друга к покаянию, а потом прокляли друг друга. «Несоединенные» православные, т. е. те, кто не вошел в унию, оказались вне закона.

В целом политика Литвы и Польши способствовала экспансии католицизма на территорию Южной Руси.

Следует отметить серьёзное влияние в разные периоды истории на западные регионы современной Украины со стороны Польши, Австро-Венгрии и Ватикана.

Если перейти к новейшей истории, то необходимо отметить 1990 г.

В 1990 г. на Архиерейском Соборе РПЦ 30-31 января 1990 г. с принятием нового "Положения о Экзархатах" произошла реорганизация епархий Украинского Экзархата в Украинскую Православную Церковь. УПЦ получила статус "самостоятельной и независимой в управлении". Последнее в каноническом порядке было принято на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, который проходил в Москве в Свято-Даниловом монастыре с 25 по 27 октября 1990 г. Собор постановил: "Предоставить Украинской Православной Церкви независимость и самостоятельность в своем управлении".

В 1990 г. в результате выборов в местные органы власти на Украине в Галиции к власти пришли проуниатские политические силы. Начались массовые захваты православных храмов. Повсеместно храмовая война сопровождается насилием. В течение 1990-1992 годов практически были разгромлены три православные епархии в Галиции.

В том же 1990 г. была создана Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Исторически она была впервые образована в 1919 г. указом Украинской директории на территории Украинского экзархата (1918) Московского Патриархата. В январе 1930 III Всеукраинский православный собор принял решение о самороспуске УАПЦ. Впоследствии она продолжила своё существование главным образом среди украинской диаспоры США и Канады.

27 мая 1992 года Собор архиереев УПЦ, который проходил в Харькове, в связи с разоблачением в грехах, не совместимых со служением в качестве Предстоятеля УПЦ, и раскольнической деятельностью, сместил митрополита Филарета с должности Предстоятеля УПЦ. При этом Архиерейский харьковский Собор УПЦ большинством голосов (16 из 18) Предстоятелем УПЦ, Митрополитом Киевским и всея Украины, избрал митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира.

Однако, в том же 1992 г. была зарегистрирована «Украинская Православная Церковь - Киевский патриархат», во главе с митрополитом Филаретом.

В 1996 г. происходило жёсткое противостояние между православными и греко-католиками в Львовской области.

1997 г. За антиканоническую деятельность лидер УПЦ КП Филарет предается церковной анафеме.

В настоящее время канонической на Украине является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата.

В тоже время, Украинская Православная Церковь - Киевский патриархат (УПЦ КП) насчитывает 31 епархию.

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), имеет около 1200 религиозных организаций, большая часть которых находится в Галиции.

Активно развивается Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ). В частности, по количеству религиозных организаций она занимает третье место на Украине. При этом, 95 % приходов УГКЦ сконцентрированы в Галичине и Закарпатье, и только 5 % на всей остальной территории Украины.

По мнению некоторых экспертов в области религии, в настоящее время происходит экспансия католической веры восточной и западной традиций на восточную и южную территории Украины.

Таким образом, сейчас на Украине существуют три крупных православных церкви, из которых только Украинская Православная Церковь Московского Патриархата является канонической.

В течение 90 гг. прошлого века и в настоящее время, ожидалось, что две «раскольнические» православные церкви - УПЦ КП и УАПЦ в результате переговоров объединятся и таким образом возникнет украинская церковь, ориентированная в своей деятельности не на РПЦ, а на отрыв от РПЦ

На появление такой церкви делала ставку администрация Президента Украины. За каноничной Церковью - УПЦ прочно закреплен имидж "москальской", несмотря на то, что проповеди и богослужение в её приходах, как правило, сейчас произносятся по-украински.

При этом значимая роль в осуществлении проекта украинского Президента по созданию Поместной Православной Церкви отводилась Патриарху Константинопольскому Варфоломею. Но замысел В. Ющенко о получении автокефалии из рук Вселенского Патриарха Варфоломея, похоже, потерпел провал. Празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси в 2008 г. наглядно продемонстрировало, что именно Украинская Православная Церковь Московского Патриархата единственная, которая имеет общение с Вселенским Православием.

Тем не менее, проект создания Поместной Украинской Церкви по-прежнему существует в администрации президента Украины и предусматривает следующие этапы: получение автокефалии; объединение с КПЦ Киевского Патриархата и УАПЦ; объединение с униатами.

На реализацию этого проекта направлено обращение к делегатам Поместного Собора Русской Православной Церкви по выборам Патриарха Русской Православной Церкви со стороны лидера УПЦ КП Филарета с просьбой, принять положительное решение о признании автокефалии Украинской православной церкви.

Надо отметить, что и в среде канонической УПЦ относящейся к Московскому Патриархату также существуют автокефальные настроения. Так, на совещании делегатов от УПЦ на Поместный Собор РПЦ была сделана попытка включить в резолюцию положения, направленные на автокефальные настроения. Однако, большинство делегатов эти предложения не поддержала.

Кстати, представители всех епархий Украинской Православной Церкви на Поместном соборе составляют порядка 200 делегатов из общего количества в 711 делегатов.

Исторически сложилось, что Церковь за всю свою многовековую историю как развитый социальный институт с одной стороны сохраняла автономию от государства, проводя собственную внутрицерковную политику и развивая межцерковное взаимодействие, с другой стороны напрямую зависела от политических процессов на территории государств распространения.

Говоря о российско-украинских отношениях как о государственной политике России в отношении Украины необходимо учитывать задачи сохранения Православного единства исторической Святой Руси. Необходимо помнить, что борьба за идентичность является краеугольным камнем геополитики и информационной войны на постсоветском пространстве. В этом вопросе религиозная составляющая, включающая в себя мировоззренческую аксиологическую (ценностную) основу является определяющей. Не вмешиваясь административно в жизнь православной Церкви, российское государство должно оказать максимальное содействие сохранению православного единства. От руководства РПЦ также следует ожидать более систематической и целенаправленной работы на Украине по всем направлениям.

Еще на одном вопросе, на котором следует хотя бы кратко остановиться, это вопрос об организации информационной работы на Украине российских СМИ и деятельности наших организаций соотечественников.

Проблема состоит в том, что эта деятельность на Украине, и шире, во всём ближнем и дальнем зарубежье, сегодня не является в полной мере удовлетворительной.

Российские СМИ на Украине с точки зрения создания позитивного имиджа России и поддержки соотечественников работают недостаточно эффективно. СМИ самих организаций соотечественников - газеты, сайты и пр., также хотя и играют определённую роль, но также в целом не оказывают существенного влияния на украинское общество.

Учитывая важность Украины для России, целесообразно создать специальную российскую радиокампанию, круглосуточно вещающую на Украину на средних и коротких волнах. Это СМИ могло бы работать в радио- , но и on-line- эфире, размещать новостную информацию о событиях на Украине, в России и во всём мире, проводить обсуждение, анализ, комментарии наиболее важных событий в реальном времени, что повысило бы её актуальность, оперативность и доступность. Также транслировались бы в эфир программы политического, гуманитарного, экономического, социального, спортивного, музыкального, образовательного и иного содержания. В штате компании работали бы профессиональные журналисты, политологи, филологи и другие специалисты из России и Украины.

Важным моментом обеспечения работы компании стало бы освещение деятельности организаций русских соотечественников на Украине, приглашение их в студии, совместное обсуждение проблем и т.п. Активисты организаций соотечественников могли бы быть штатными и внештатными корреспондентами компании, на их базе можно было бы создать корреспондентские пункты во всех областях Украины, что было бы очень важным шагом с точки зрения получения информации.

Создание подобной радиостанции явилось эффективным инструментом сохранения русскоязычного пространства на Украине, оказало бы существенную поддержку нашим соотечественникам.

Виталий Журавлёв

Поделиться: