В. Хомерики: ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ГРОЗЯЩИЕ МИРУ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
Автор: ИАЦ МГУ
В современном мире имеется множество глобальных проблем и вызовов несущих угрозу для человечества. Если часть их них носит стихийный характер и при всём отрицательном воздействии цивилизации на природу, всё же больше зависит от самых природных факторов и мало поддаётся управлению со стороны человека, то основные угрозы и опасности истребления человечества, являются рукотворными и провоцируются и реализовываются самим человеком. Следовательно, сам «Хомо Сапиенс» (человек разумный), если в нём осталось что-либо от «Сапиенс»(разумный) должен предотвращать и регулировать угрозы от возрастающей агрессии и гипертрофированных амбиций руководителей некоторых государств, пытающихся примерить к себе функции Бога или Аллаха и самому решать и вершить судьбы человечества. К огромному сожалению человечества похожими амбициями сегодня руководствуется уходящий правящий режим США, который игнорируя и подавляя всю мировую систему безопасности и международные институты обеспечивающие эту безопасность, где под маркой борьбы с терроризмом, где борьбы с ядерной безопасностью, а где насаждая видимые только ими принципы демократии имеющие множество стандартов, пытаются навязать мировому сообществу диктат своих политических и экономических интересов и однополярный мир. В результате таких неправомерных амбиций, мы сегодня имеем: Афганистан, Ирак, раздробленную Югославию с открытым «ящиком пандоры» Косовского прецедента, несущего угрозу нестабильности и войн для многих государств имеющих территориальные проблемы, и уже приведшая к катастрофе на Кавказе. А также, имеем взрывоопасную ситуацию в Иране, Пакистане, Ливане, Сирии и др. странах и регионах. Другим носителем похожих амбиций, на этот раз регионального Кавказского масштаба, к огромному нашему сожалению, думаю как и всех народов Грузии, является нынешний правящий режим в Грузии, преднамеренно приведший к национальной трагедии и потере территориальной целостности Грузии, что явилось следствием гипертрофированных амбиций и неадекватных действий М.Саакашвили. Говоря о новой архитектуре безопасности на Кавказе отметим что
Южный Кавказ в лице трёх постсоветских государств: Азербайджана, Армении и Грузии, является серьёзной реальностью и важным участником международного сообщества. Эти государства занимают важное геополитическое и стратегическое положение и могут играть Важную роль моста и посредника между Востоком и Западом. Обладая достаточным потенциалом для реализации масштабных трансконтинентальных проектов, эффективному функционированию Евроазиатского транспортного коридора и привлекательностью Каспийских нефтяных проектов, эти страны вызывают серьёзный интерес у больших государств, имеющих притязание на влияние в этом регионе с целью своих экономических выгод, требующих также наличия политического и силового прикрытия своих амбиций и интересов.
Угрозы таких притязаний, если они не связаны с интересами этих государств, или несовпадением интересов как титульной нации, так и интересов других народов населяющих эти страны, с интересами правящей элиты своих государства, навязывающих своему народу интересы третьих стран, влекут к угрозе безопасности и даже трагедии и тех катастрофических последствий, в которых сейчас находится моя этническая родина - Грузия. Слепо служа интересам США и фактически управляемый их же администрацией, правящий в Грузии антинародный режим М.Саакашвили абсолютно пренебрёг реальными интересами грузинской нации, имеющей более 400 летнюю историю содружества с Россией, и экономическими интересами своей страны и народа, для которого как рынок труда обеспечивающий их жизнедеятельность, так и рынок сбыта продукции и торговли находятся в первую очередь в России. Грузию больше никто и нигде не ждёт, так как все рынки уже давно поделены, а качество выпускаемой там продукции и предлагаемые массовые профессиональных возможности, как желают лучшего. Нынешний режим не учел ни фактора научных и культурных связей двух народов, ни объединяющей их веками единой православной веры. Бесспорно неверными действиями и факторами приведшими к развалу Грузии явилось и мягко говоря, пренебрежительное отношение к бывшим грузинским автономиям и полное игнорирование их мнений и интересов, угрозы и попытки насильственного решения вопроса ликвидации их статуса, и как показали августовские события 2008 г., этнической чистки этих народов. Отсутствие демократических принципов построения грузинского государства явно проявились и в массовой фальсификации результатов выборов Президента Грузии в январе текущего года, на майских выборах в Парламент Грузии.
Развязав преступную и братоубийственную, по сути гражданскую, войну в Южной Осетии режим Саакашвили помимо уничтожения тысяч грузинских и осетинских людей, а так же российских миротворцев, вынудил Россию применить военную силу. Если Россия не проявила бы рассудительность, И нарушив международные нормы вошла бы в Тбилиси, то мир получил бы глобальную опасность и жёсткое военное противостояние, способное перерасти в мировую войну. Спрашивается почему, из-за необузданного характера и комплексов М.Саакашвили, решившего силой решить проблему возврата клочка гористой осетинской земли, не имеющих природных запасов и геополитических ценностей, мир мог получить мировую войну? Помимо кощунственности содеянного, разве можно оправдать смерть тысяч людей и тот риск мировой катастрофы на грань которой поставил человечество один неадекватный политик? Мы приветствуем те шаги которое мировое сообщество делает для оказания материальной помощи грузинскому народу, и при этом советуем Западу не забывать и о второй пострадавшей стороне. Удивительно, как может мировая общественность так массово ослепнуть, и раз уж не нашли истинных инициаторов, то почему не потребовать суда международного трибунала над организатором этой бойни М.Саакашвили. Кто ответит за гибель тысяч людей погубленных Саакашвили, за тот страх, позор и унижения в которые он вверг прекрасную грузинскую нацию, развалил страну и поставил под угрозу дальнейшее дробление Грузии? Вот она реальная опасность не только для всего Кавказа и стран черноморского и каспийского бассейна, но это и угроза для всего мира. Отсюда актуальность и своевременность проводимого сегодня Форума. Как, неоднократно высказывались руководители России, существующие до сих пор механизмы, так или иначе обеспечивающие безопасность на базе существующих международных организаций, сегодня дают серьёзные сбои и нуждаются в пересмотре и обновлении, выработке новых ценностей, гарантий, платформ, и институтов, обеспечивающих мировой порядок и безопасность. Несомненно нужна новая архитектура безопасности основанная на многополярном мире и важных принципах изложенных президентом России. Новая архитектура безопасности нужна не только в мировом масштабе, но и несомненно на южном Кавказе и многих других регионах мира. Об этом бесспорно свидетельствуют и события последнего времени, это и Ирак и Косово и последние события на Кавказе, и многое другое. За всем этим чувствуется один большой, но не знающий нот дирижер, пытающийся управлять мировым оркестром и подчинить себе весь мир. К огромному сожалению, у этого дирижера в руках вместо палочки такой монстр как блок НАТО, опутавший своей паутиной весь мир и несущий, вместо демократии, угрозы миропорядку и напряженности связанные с нарушением баланса сил, невыполнением ранее принятых обязательств и стремлением к экспансии и диктату. Под его влияние попали и такие важнейшие международные институты как ООН, Европарламент и Евросоюз, который до последнего, вопреки истинным интересам Европы, был на коротком поводке у США, и только сейчас, под руководством Президента Франции, начал подавать признаки самостоятельности. Страны южного Кавказа встречаются с множеством общих проблем, таких как: отсутствие демократических традиций в политической и экономической культуре; отсутствие развитого гражданского общества и институтов образующих их, а также реальных элементов гражданского контроля; доминирование элементов этнического превосходства и национализма; слабость- государственных институций; отсутствие современного опыта управления и стремление к авторитаризму; наличием у всех нерешённых территориальных проблем;
наличие общественно-политических и экономических трудностей. Самую серьёзную проблему для безопасности Южного Кавказа представляют сепаратические проявления и нерешаемые по их причине территориальные конфликты, которые на протяжении многих лет были заморожены и не могли найти своего решения на основе мирного урегулирования. В результате неспособности найти общий язык с руководством и народом Абхазии и Южной Осетии, присутствия агрессии, отсутствия толерантности и игнорирования законных геополитических интересов России на Кавказе (при этом зная, что ключ успеха лежит в России, и без её активного содействия и гарантий, по целому ряду причин и оснований, вопрос восстановления территориальной Грузии не решить), Саакашвили пошёл другим путём. Путём провокаций, угроз и милитаризации. Поощряемый и вооружаемый НАТО, и очевидно под их гарантии, М.Саакашвили развязал преступную войну с Южной Осетией, развалил Грузию и принёс горе и беды грузинскому народу. Большую мудрость и выдержку проявили руководители Азербайджана и Армении которые, при всём напряжении, предпочитают мирный путь решения проблем Нагорного Карабаха. Они успешно продвигаются на этом пути и есть большая надежда, что они достигнут серьёзного компромисса и найдут справедливое решение. Говоря об отношениях между НАТО и странами Южного Кавказа, то как показали последние события. их стремления в НАТО и связанные с этим надежды, ничего хорошего не принесут. Наглядный пример тому Грузия, где М.Саакашвили из кожи вон лез, чтобы угодить хозяину и погорел. Он, не учел ни сущности США, ни серьёзности российского фактора, ни возрастающей самостоятельности Евросоюза который, понял пагубность повсеместного вмешательства Америки, озаботилась своими интересами и безопасностью от угроз курса проводимой США политики, и теми вызовами, который он несёт Европе. На сегодня, серьезную опасность Кавказскому региону несут США и продолжает нести Грузия. Реальные интересы США на Кавказе,это не безопасность странам блока НАТО, так как, во первых никто им серьёзно не угрожает, и во вторых, у блока на Кавказе есть Турция, имеющая одну из лучших и боеспособных армий мира. Это, и не борьба с терроризмом в Афганистане и возможность пользования транспортными коридорами. Истинная цель США на Кавказе источники нефти и газа. Ради этих интересов США и пострадала Грузия. Ради них Кавказ остаётся в опасности и нуждается в новой конфигурации архитектуры безопасности, новых структурах и механизмах их обеспечения. Игры которые США ведёт как на южном, так и на северном Кавказе, очень опасны для мира и могут сильно ударить и на Америку, несмотря что она далеко и подставляет Европу. На наш взгляд, Американцам на Кавказе вообще делать нечего, а с обеспечением интересов НАТО прекрасно справится и Турция, которой далеко не безразличны судьба Кавказа и партнерские отношения с Россией. Следует установить региональный контроль за чрезмерной милитаризацией государств Кавказа, а также демилитаризацию Грузии и введение эмбарго на поставку вооружений и боевой техники (в первую очередь наступательной), во всяком случае, пока у власти в Грузии находится М. Саакашвили.
Существует множество предложений и моделей построения новой архитектуры безопасности на Кавказе. При это, следует отметить абсолютную недееспособность такой существующей структуры как ГУУАМ, носящую практический декларативный характер и напрягающая ситуацию в регионе. Недостаточно активно проявила себя и ОЧЭС. Судьбу Кавказа и обеспечение интересов её безопасности , должны решать народы и сами Кавказские государства, под гарантии и с участием России и Турции. Это созвучно с турецкой инициативой о создании «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе» озвученной 11 августа 2008г. Премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Идея весьма привлекательная и она может иметь ещё несколько конфигураций и возможностей участия в ней Евросоюза, СНГ, Ирана, Казахстана. Большую роль как гарант стабильности в регионе может сыграть и Организация договора о коллективной безопасности (ОДБК) членом которой является и председательствующая в настоящее время там Армения. На наш взгляд, весьма эффективным инструментом может стать и предложение о создании «Парламента Кавказских государств с участием депутатов з-х южно кавказских государств, Турции, Ирана и всех 7-ми Закавказских республик России. Выражаем уверенность что предложения высказанные на этом форуме, как и выработанные рекомендации, найдут своё осмысленное применение и послужат одним из краеугольных кирпичиков закладываемых в новую архитектуру безопасности на Южном Кавказе.
Спасибо за внимание.
Доклад - профессора В.К.Хомерики на Круглом Столе: «Новая архитектура безопасности на Южном Кавказе».
Поделиться: