В. Гущин: Вторая Латвийская Республика - курс на строительство «Латышской Латвии».

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
«Русская община не вписывается в концепцию национального Латвийского государства... Подобные предложения - о втором государственном языке, «нулевом» варианте гражданства - не отвечают концепции Латвии, как национального государства. Нам действительно подходит французская модель, ибо Франция была первым национальным государством в Европе».Из интервью помощника премьера Латвии по нацбезопасности
В. Гущин:  Вторая Латвийская Республика - курс на строительство «Латышской Латвии».

«Русская община не вписывается в концепцию национального Латвийского государства... Подобные предложения - о втором государственном языке, «нулевом» варианте гражданства - не отвечают концепции Латвии, как национального государства. Нам действительно подходит французская модель, ибо Франция была первым национальным государством в Европе».

Из интервью помощника премьера Латвии по нацбезопасности

Андрейса Пантелеевса ИАREGNUM- http://www.regnum.ru/allnews/265330.html

После 15 октября 1991 года, когда Верховный Совет ЛР принял постановление «О восстановлении прав граждан и основных условиях натурализации», по которому все население страны было принудительно поделено на граждан Латвийской Республики и не имеющих политических прав постоянных жителей, генеральной задачей Латвийского государства стало строительство так называемой «Латышской Латвии». В истории страны уже была одна попытка построить этнически «чистое» государство - после осуществленного Карлисом Ульманисом государственного переворота 15 мая 1934 года. Результатом той попытки, которую можно рассматривать как латвийский вариант политики создания арийской нации в период существования в Германии национал-социалистского режима Адольфа Гитлера, стала не только ликвидация демократии, но и самоликвидация Первой республики.

Идеи «Pērkonkrusts»

Среди политических сил, которые в начале 1930-х годов выступали под лозунгом «Латвию - латышам!», была созданная 19 января 1932 года организация латвийских фашистов « Pērkonkrusts ». Действовавшая сначала под названием « Latviešu tautas apvienības Ugunskrusts », эта организация явилась идейным последователем движения радикального национализма в Латвии, история которого началась еще в 1920-е годы с деятельности «Национального клуба». Основная идея лозунга «Латвию - латышам!»: Латвия - латышское государство, и интересы латышского народа превыше интересов национальных меньшинств как в политике, так и в экономике и образовании. Тем самым перконкрустовцы оправдывали свои антисемитские, русофобские и антинемецкие настроения. При этом, хотя « Pērkonkrusts » и выступал против семивекового господства немцев в Латвии, что позволяло ему формально дистанцироваться от германского фашизма, в идеологическом плане это были родственные движения.

12 апреля 1933 года, т.е. еще до государственного переворота 15 мая 1934 года, когда в Латвии была уничтожена парламентская демократия и установлен авторитарный и этнократический режим К.Ульманиса, деятельность « Pērkonkrusts » была запрещена. Однако, как отмечает Янис Силс в предисловии к изданной «Клубом 415» книге Армандса Паэглиса « Pērkonkrusts pār Latviju. 1932 - 1944 » (Rīga, 2005), идеи « Perkonkrusts » были фактически положены в основу деятельности этнократического режима Ульманиса. Jānis Sils. Latviju latviešiem! - Sk.: Paeglis Armands. Pērkonkrusts pār Latviju. 1932 - 1944. -Rīga, 2005,lpp.6.

История повторяется?

После обретения в 1991 году независимости пришедшее к власти в результате обмана нелатышей национал-радикальное крыло новой политической элиты объявило об очередной попытке построить утопическую «Латышскую Латвию». Идеи « Pērkonkrusts » вновь оказались востребованы, стали возрождаться культ личности диктатора К.Ульманиса, антисемитизм и русофобия, а приближенные к правящей элите историки принялись активно подгонять историю страны под нужды этнократического режима, обеляя не только режим К.Ульманиса, ставший вдруг «гуманным» и «щадящим» История Латвии. ХХ век. - Рига, 2005. - Стр. 168 , но и режим фашистской оккупации и очерняя все, что так или иначе было связано с пребыванием Латвии в составе СССР.

Содержание национальной идеологии нынешнего Латвийского государства во многом определено реваншистскими настроениями радикальной части западной латышской эмиграции.

Пройденный этой эмиграцией путь схематично можно отобразить следующим образом: поддержка авторитарного и этнократического режима К.Ульманиса - сотрудничество с нацистами в годы Второй Мировой войны - бегство на Запад и пропаганда на Западе тезиса о так называемой «оккупации» Латвии в 1940 году при одновременном стремлении скрыть свои преступления в годы войны - возвращение в Латвию после 1991 года, возобновление идеологии и практики режима К.Ульманиса по строительству «Латышской Латвии» и попытка реабилитировать свои «подвиги» при нацистах.

Таким образом, в основе национальной идеологии радикальной части западной латышской эмиграции лежит идеология этнократического режима Карлиса Ульманиса, нацистская идеология фашистской Германии и принятая на Западе в годы Холодной войны антисоветская идеология.

Отсутствие демократических традиций развития Латвийского государства (или почти полное отсутствие таких традиций) при четко выраженной идеализации западной латышской эмиграции местными латышами после 1988 года привело к тому, что эта идеология нашла поддержку сначала у национал-радикальной части новой местной политической элиты, а затем и у всей латышской политической элиты, а также у части латышского народа, особенно той, которая в годы войны была связана с Латышским добровольческим легионом СС.

Именно объединение национал-радикальной части западной латышской эмиграции и новой местной политической элиты при поддержке со стороны части латышского народа определило в период Третьей Атмоды и продолжает определять и сегодня логику развития этнократического политического режима в Латвии, т.е. поддержку политического курса на возобновление прерванного после июня 1940 года строительства утопической «Латышской Латвии», причем на этот раз - с четко выраженными тенденциями заимствования отдельных элементов из политического арсенала нацизма и фашизма в политике Латвийского государства.

Главным глашатаем этих, далеких от демократии, взглядов радикально настроенной части западной латышской эмиграции после 1988 года были сначала Конгресс граждан и Движение за национальную независимость Латвии, а позже - объединение двух крайне радикальных националистических партий «Отечеству и свободе» и ДННЛ (ТБ/ДННЛ). Идеология национальной диктатуры, которую исповедует это политическое объединение на протяжении всех 17 лет существования Второй Латвийской Республики, стала, по сути, государственной идеологией, т.е. разделяется сегодня не только всеми другими политическими партиями, исключая лишь политическое объединение «Центр согласия» и партию «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ), а также некоторые другие партии, политический вес которых очень мал, но и поддерживается значительной частью латышского населения страны. Как в 1998 году в интервью газете « Диена » отмечал президент Латвии Гунтис Ульманис, влияние ТБ/ДННЛ на внутриполитические процессы в стране столь велико, что «если рядом нет достаточно сильной партии, ТБ/ДННЛ делает что хочет». Но «остальным партиям даже выгодна позиция ТБ/ДННЛ, так как позволяет тоже погреться под солнышком национального знамени тевземцев». В марте этого года мы многое поняли. Президент Латвии Гунтис Улманис в беседе с главным редактором «Диены» Сармите Элерте и комментаторами Аскольдом Родиным и Айваром Озолиньшем. - «Диена», 6 апреля 1998 года.

Идеологические постулаты ТБ/ДННЛ исходят из идеализации авторитарного режима Карлиса Ульманиса, существовавшего с 1934-го по 1940-й год, а также того, что с 1940-го по 1991-й год Латвия была оккупирована СССР и все демографические, экономические, социальные и прочие проблемы латышского народа связаны исключительно с политикой тоталитарного СССР. Кроме того, солдаты Латышского добровольческого легиона сражались вовсе не за идеалы нацизма и фашизма, а за независимую Латвийскую Республику, исходя из чего итоги Второй Мировой войны должны быть пересмотрены.

Важнейшей частью идеологии ТБ/ДННЛ является обоснование лозунга «Латвия - для латышей!», т.е. строительство моноэтнического латышского государства, без национальных меньшинств. Эта идеология имеет поддержку среди некоторой части латышского населения. Как отмечает Гунтис Ульманис, «после обретения независимости злость и вражда, тихо сидевшая в наших душах, вдруг вырвались на свободу. А когда человек теряет чувство меры - это очень страшно. Каждый, кому не лень, выбрасывал тогда весь мусор, который был в нем, и кричал: русские, езжайте в Россию, армяне - в Армению, украинцы - на Украину, евреи - в Израиль, а в Латвии могут остаться только латыши, да и то не все, а лишь истинные националы! Но время показало, что эти националы - не лучшая часть населения». Мейден Игорь. Гунтис Улманис: «Националы - не лучшая часть населения...» - «Вести сегодня», 21 декабря 2007 года.

Важной составной частью идеологии ТБ/ДННЛ является также утверждение, что во всех бедах Латвии виноваты внешние силы, а отнюдь не внутренняя политика Латвийского государства, и, исходя из этого, весь мир не должен, а ОБЯЗАН понять боль и проблемы Латвии и политически и материально помочь их разрешению. Наконец, составной частью этой идеологии является категорическое требование лояльности к государству (а на самом деле - к недемократическому этнократическому политическому режиму!), которое является неотъемлемым атрибутом любой идеологии тоталитарного толка.

Поскольку реализация всех названных идеологических установок возможна только посредством насилия, то идеология ТБ/ДННЛ чрезвычайно конфронтационна. Ее сторонники безапеляционно настаивают на своей правоте и бескомпромиссно выталкивают нелатышей из политической, экономической, культурной и социальной жизни. Идеология ТБ/ДННЛ в той части, которая касается национального вопроса и оценки сложных периодов истории Латвии (в частности, режима Карлиса Ульманиса, преобразований 1940 года, истории Латышского добровольческого легиона СС и др.), является тоталитарной идеологией, т.е. относится к типу мифологических образований, «поскольку делает акцент не на отображение реальности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей... о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить». А.И.Соловьев. Политология. Политическая теория. Политические технологии. - Москва, Аспект Пресс, 2001 год. Стр. 260.

Продолжение следует.

Поделиться: