В. Дронов: Взаимоотношения Европейского Союза и России в Центральной Азии в 1990 - 2005 годах.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Интерес к Центрально-азиатскому региону проявляют все мировые державы. Это и Европейский Союз, и Россия, а также Китай и США. Безусловно, что интерес, проявляемый этими странами, находит свое отражение в их внешней политике, где преобладающим направлением является борьба за геополитическое влияние над более слабыми регионами. Регион СНГ является в настоящее время сферой международной политической активности ведущих мировых держав в борьбе за природные, материальные и военные источники. Это самый обширный регион, где неизбежно столкновение и борьба этих интересов. В ходе этого соперничества используются самые разнообразные схемы и методы, как открытые, так и косвенные - от оказания социо-гуманитарной помощи, проведения мониторинга международными независимыми организациями до открытой критики и торгово-финансовой изоляции страны.
В. Дронов:  Взаимоотношения Европейского Союза и России в Центральной Азии в 1990 - 2005 годах.

Интерес к Центрально-азиатскому региону проявляют все мировые державы. Это и Европейский Союз, и Россия, а также Китай и США. Безусловно, что интерес, проявляемый этими странами, находит свое отражение в их внешней политике, где преобладающим направлением является борьба за геополитическое влияние над более слабыми регионами.

Регион СНГ является в настоящее время сферой международной политической активности ведущих мировых держав в борьбе за природные, материальные и военные источники. Это самый обширный регион, где неизбежно столкновение и борьба этих интересов. В ходе этого соперничества используются самые разнообразные схемы и методы, как открытые, так и косвенные - от оказания социо-гуманитарной помощи, проведения мониторинга международными независимыми организациями до открытой критики и торгово-финансовой изоляции страны.

Несмотря на актуальность темы и важность этого региона во внешнеполитическом плане, исследований по данной проблематике немного, большинство из них носят статейный характер и публикуются в интернете в силу ряда причин, одной из которых являются сложные взаимоотношения власти и оппозиции.

Определяя место Таджикистана в СНГ, необходимо понимать, что Центральная Азия представляет собой единый регион, состоящий из нескольких стран, в котором действуют как общие законодательные положения, так и местные, через призму которых можно выявить региональные особенности.

В конституционно-правовом плане почти все страны центрально-азиатского региона представляют собой развивающиеся государства постсоветского пространства. Историческими особенностями Таджикистана являются 7-летняя кровопролитная гражданская война, соседство с неспокойным Афганистаном, борьба с наркотраффиком и криминально-политическими группировками, а также региональные особенности политической системы РТ, в особенности политический ислам (население на 98% приверженцы ислама), сложные межэтнические отношения, клановые противоречия, менталитет и традиции народа (собрания Совета старейшин). Сегодняшняя относительно мирная ситуация - это плод серьезных усилий большинства политических сил Таджикистана. Другой особенностью политической ситуации в Республике Таджикистан является Партия исламского возрождения, единственная на всем постсоветском пространстве партия, существующая на легитимных условиях.

Региональное сотрудничество через международные институты - это одна из точек соприкосновения, посредством которой Россия и Европейский Союз пытаются взаимодействовать. Мониторинг выборов осуществляется разными международными неправительственными организациями. ОБСЕ вырабатывает и поддерживает определенные принципы отношений между государствами. Кроме того ОБСЕ разрабатывает свод принципов и регулирует отношения государства со своими гражданами. Это касается и сферы прав человека, которая была традиционно важной и одной из ключевых в ОБСЕ. ОБСЕ также проводит работу в экономической сфере, в области законодательства и развития демократических институтов. У ОБСЕ нет никаких прямых рычагов давления на государства. Важно подчеркнуть, что ОБСЕ проводит всеобъемлющий мониторинг выборов, начиная от их подготовки и вплоть до публикации результатов.

У ОБСЕ нет никаких прямых рычагов давления на государства. Но нельзя забывать о том, что мониторинг выборов, их легитимация - это способ проникновения в политическую составляющую страны. Заключение международных независимых организаций стало средством долгосрочного влияния на власти страны после выборов, что ведет к скрытому контролю за страной. Для слаборазвитых государств признание выборов демократическими означает оказание этой стране помощи от развитых стран.

Проведение своей политики, навязывание общемировых стандартов и давление на страны СНГ со стороны ЕС и США идет в разрез с общепризнанными международными конвенциями и действительностью. При этом не учитываются объективные обстоятельства становления и развития молодой, еще слабо развитой демократии с присущим ей слабо развитым законодательством. Регион является сферой интересов крупных геополитических центров (США, ЕС, России и Ирана с Китаем), присутствуют сложные межэтнические отношения, проблема внутринационального характера, обусловленная ростом клановых и родоплеменных противоречий, острые социально-экономические проблемы, огромное влияние исламского фактора в политике. Совокупность этих особенностей и факторов и составляют основу взаимоотношений России и ЕС со странами Центральной Азии. Можно говорить о завершении этого этапа и перехода к построению демократического государства.

Запад, выдвигающий в качестве условия признания государства демократическим, рецепцию основных международных норм проведения выборов, гарантий прав человека и основных политических свобод, оценивает ситуацию в Таджикистане, как и почти в целом регионе, негативно.

С точки зрения международных организаций, в первую очередь ОБСЕ, политическая жизнь Таджикистана далека от европейских реалий. При этом не учитывается целый комплекс особенностей, присущих конкретному региону и стране. Региональные особенности страны, проводящей выборы, не учитываются и не отражены в стандартах ОБСЕ. Главная задача наблюдения за выборами ОБСЕ заключается в том, чтобы помочь тем странам, которые нуждаются в этом, наладить правильные процедуры выборов с учетом региональных особенностей.

Зачастую нормы международного законодательства не только сведены к обобщенным стандартам, но в них существуют пробелы, что позволяет трактовать эти моменты в ту или иную сторону в зависимости от требуемого результата.

Не подлежит сомнению тот факт, что международные независимые организации, в том числе и ОБСЕ служат инструментами в геополитической игре для давления на эти страны в оценке прав и свобод человека в Центрально-азиатском регионе и достижения своих целей. Требуется обновление их структуры и стандартов в связи с заполнением лакун и конкретизацией.

Права и обязанности человека в законодательстве Таджикистана соответствуют основным нормам международного права, на практике все же еще будет преждевременно говорить о состоявшемся обществе, где защищаются права человека. Законом не определены процедуры досрочного голосования, голосования вне участка. Главные рычаги реформ остаются в руках исполнительной власти. Так, большинство судей в Таджикистане назначаются Президентом. Судебная власть фактически не является независимой. Имеются случаи применения пыток над заключенными. Ограничение свободы СМИ выражается в официальном запрете на выдачу лицензий на открытие новых теле - и радиостанций. Экономические и социальные права также не соблюдаются. Право на труд пока фактически не обеспечено. В стране доминирует правовой нигилизм.

Усилия, направленные на достижение мирного процесса, усмирение гражданской войны, восстановление разрушенной экономики, поиск путей выхода из дипломатической и транспортной изоляции невозможно применить безболезненно. Непостоянство во внешней политике, низкий уровень жизни населения и напряженная обстановка безусловно тяжело отражается на народе. Надо также понимать, что оппозиция в стране конфликтна и пока бесперспективна.

Независимость Таджикистана, утверждение в его внешней и внутриполитической жизни демократических тенденций зависит от геополитических приоритетов, главным из которых является Россия как стратегический партнер и союзник, т.к. именно Россия присутствует в регионе с самого начала и очевидны ее стремления к взаимоправному двустороннему сотрудничеству во всех областях деятельности со странами Центральной Азии. В то время как западные страны и США стремятся получить личную выгоду в доминировании в регионе. В этих условиях России также нужно стремиться к определенно четкому курсу на южном направлении.

Вмешательство зарубежных государств в зарождение и развитие демократического строя должно сводиться к минимуму. Общество само должно придти к этому. Законодательство Таджикистана нуждается в доработке и уточнениях, требуют пересмотра такие положения законодательства, как судебная система, свобода слова и СМИ, а также социально-экономические сферы и доработка в области электоральных процессов, но с уверенностью можно говорить, что начало процесса демократизации положено.

Требуется искать оптимальные решения для устойчивого развития страны на перекрестке, где сталкиваются интересы больших мировых образований. Это одна из основных задач, которую требуется решать РТ.

Таким образом, взятый курс Таджикистана на достижение правового демократического светского государства будет определяющим в этой стране в XXI веке. Путь, который избрал народ Таджикистана, является важной предпосылкой политической и социально-экономической стабильности и развития не только в регионе, но и на всем пространстве СНГ.

Поделиться: