Узбекистан на перекрестке: основные итоги первого президентского срока Ш.М.Мирзиёева

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Узбекистан на перекрестке: основные итоги первого президентского срока Ш.М.Мирзиёева

Доклад «Узбекистан на перекрестке: основные итоги первого президентского срока Ш.М.Мирзиёева» представляет НП «Информационно-аналитический центр Евразия – Поволжье»


Республика Узбекистан занимает важное стратегическое положение на пересечение основных международных транспортно-логистических маршрутов и является одной из самых крупных экономик Центральной Азии с объемом ВВП в 57,7 млрд. долл. и населением 35 млн. человек. Узбекистан обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы стать «средней державой» (middlepower) и региональным лидером в Центральной Азии, а в перспективе – Большой Евразии. 

Настоящим испытанием для современного Узбекистана стал уход в 2016 году Ислама Абдуганиевича Каримова (1938-2016) – первого президента республики. Однако, на смену Каримову пришел политик нового формата, политик-реформатор Шавкат Миромонович Мирзиёев, который стал победителем на досрочных президентских выборах, получив поддержку абсолютного большинства избирателей (88,61%), и приступил к выполнению обязанностей президента 14 декабря 2016 г., а фактически управлял страной с 8 сентября 2016 г. и имел к моменту передачи власти солидный опыт работы в качестве премьер-министра. 

Данный аналитический доклад посвящен анализу основных итогов первого президентского срока Ш.М. Мирзиёева. Появление данного анализа вызвано необходимостью не только подвести промежуточные итоги, но и оценить перспективы Ш.М. Мирзиёева на предстоящих президентских выборах, а также возможность сохранения заданной траектории развития Республики Узбекистан. 

Авторы приходят к выводу, что первый президентский срок Ш. Мирзиеёва – это принципиально новый курс во внутренней и внешней политике Республики Узбекистан, разнозначный «новому курсу» Ф.Рузвельта в США по масштабам реформирования всех основных секторов экономики, преобразованиям общественно-политического развития страны и международного позиционирования Узбекистана на региональном и глобальном уровне. Из политиков Востока Ш.М. Мирзиёева можно сравнить, пожалуй, с турецким президентом, легендарным реформатором Исметом Инёню и автором «сингапурского чуда» Ли Куан Ю.

Приступив к исполнению своих обязанностей, Шавкат Мирзиёев взял курс на либерализацию, реформирование силовых структур, образования, экономики и проведение новой кадровой политики. Многочисленные программы и проекты, предложенные новым президентом, оказали существенное влияние на внутренний политический ландшафт в Узбекистане, улучшение инвестиционного климата, начала серьезных экономических преобразований, создали фундамент для выстраивания диалога между обществом и государством, а также восстановления геополитического баланса в регионе Центральной Азии. В период с 2017 г. по 2021 гг. Узбекистан повысил свои позиции во многих международных рейтингах.

В рассматриваемый период заложен прочный фундамент для дальнейшего поступательного развития Республики Узбекистан. К новую избирательному циклу узбекский президент подходит поступательно и уверенно. Центральная избирательная комиссия сообщила, что дата президентских выборов в Узбекистане назначена на 24 октября текущего года, и все предпосылки развития политической ситуации в республике говорят о том, что Шавкат Мирзиёев будет переизбран на второй срок.

Стартовые параметры реформ

Республика Узбекистан за период с 1991 по 2016 гг. с одной стороны продемонстрировала способность к суверенному, независимому развитию, к региональному лидерству и обеспечению региональной безопасности в Центральной Азии. С другой стороны, в Узбекистане сохранялся достаточно широкий круг проблем, который не решался эффективно и препятствовал его дальнейшему развитию.

Первым по степени значимости можно назвать экономический блок. В Узбекистане сформировался промежуточный вариант перехода к от административно-командной экономики к рыночным отношениям с гипертрофированной ролью государства, недостаточной степенью развитости рынка, с сильной зависимостью от поставок сырья, и как итог – с одной стороны наличием достаточно большого количества производственных мощностей и сырьевых ресурсов (газа, золота, хлопка и т.д.), с другой – массовой безработицей, принудительным трудом и обнищанием населения. 

Существенным недостатком экономического развития Узбекистана в рассматриваемый период являлось отсутствие свободной конвертируемой национальной валюты, рыночной стоимости национального сума, наличие «черного» валютного рынка, обременительные обязательства предприятий в отношении валютной выручки. 

В силу сложившихся экономический условий и особенностей политического режима Узбекистан выглядел мало привлекательным для потенциальных инвесторов и присутствия иностранного капитала в стране. Экономические связи с соседними государствами осложнялись наличием нерешенных проблем (водные ресурсы, делимитация границы, борьба за региональное лидерство), а также неопределенностью и изменчивостью внешнеполитического курса страны, направленного то в сторону Москвы, то Вашингтона, то Пекина. 

Если оценивать политическое развитие Узбекистана в период с 1991 по 2016 гг., то необходимо отметить, что политическая трансформация узбекской государственности также имела ряд особенностей. Хотя Конституция 1992 года провозгласила создание демократического государства, по факту сформировался авторитарный режим и режим личной власти первого президента Ислама Каримова, основой которого являлась сильная президентская власть, засилье силовых структур и органов безопасности, подавление политической свободы и гражданской активности. 

Парламентская и политическая системы находились только на этапе формирования и не были способны сбалансировать сильную власть президента. СМИ и все информационные ресурсы находились в рамках жесткой государственной цензуры. Суды и органы судебной власти подчинялись президенту и служили не букве закона, а воле лидера страны. 

Общество находилось в состоянии разобщенности, недоверия органам власти, ограничения в получении информации и даже свободного выезда за рубеж. 

Коррупция, некомпетентность государственных служащих, трайбализм, злоупотребление властью были повсеместным явлением. В Узбекистане периода Каримова полностью отсутствовал диалог власти и общества. Функция государства сводилась к контролю, надзору и распределению ресурсов, но не обеспечению гражданских прав и свобод граждан. Индекс человеческого развития в Узбекистане в это время был крайне низким и вызывал обеспокоенность Организации Объединенных Наций, в особенности в вопросах здравоохранения, среднего и высшего образования, гендерного неравенства. 

В среднем и школьном образовании были серьезные проблемы с уровнем подготовки, вовлечением учащихся в образовательный процесс, в целом возможностью обучения в школах и вузов. 

Объективную информацию и статистические данные в тот период времени было достаточно сложно получить, поскольку не было развитой системы статистического учета, и сведения не передавались даже в ООН. 

Настоящей проблемой являлось использование принудительного труда работников бюджетной сферы и учащихся для ведения хлопководства. 

Обнищание население, безработица способствовали радикализации общества, распространению нетрадиционных экстремистских религиозных течений. Близость Афганистана, неоднократные попытки пересечения государственной границы Узбекистана вызвали ряд репрессивных и жестких мер по обеспечению безопасности государства. 

После Андижанских событий 2005 г. репрессивный государственный аппарат получил дополнительные возможности. В стране были закрыты многие иностранные НКО и фонды, усилен контроль за деятельностью оппозиционных групп. Такое сложное наследство получил Ш.М. Мирзиёев в момент вступления в должность президента Республики Узбекистан. 


Продолжение и полная версия доклада по ссылке


Поделиться:

Яндекс.Метрика