Узбекистан: 17 лет независимого развития. К новым рубежам и намеченным целям

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В этом году народ Узбекистана отмечает 17-ю годовщину обретения независимости. Оглядываясь на пройденный нелегкий путь независимого развития, можно говорить о значительных достижениях страны в построении открытого, светского демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и формировании сильного гражданского общества.
Узбекистан: 17 лет независимого развития. К новым рубежам и намеченным целям

ПРЕСС-РЕЛИЗ

К 17-летию Независимости Республики Узбекистан

В этом году народ Узбекистана отмечает 17-ю годовщину обретения независимости. Оглядываясь на пройденный нелегкий путь независимого развития, можно говорить о значительных достижениях страны в построении открытого, светского демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и формировании сильного гражданского общества.

При осуществлении программных задач по реформированию и обновлению страны всестороннее изучался и учитывался опыт успешно и устойчиво развивающихся современных демократических государств при сохранении национальных ценностей, обычаев и традиций, уважительного отношения к менталитету народа.

Впервые в истории узбекского государства в 2005 году создан на многопартийной основе профессиональный двухпалатный парламент, состоящий из верхней палаты - Сената и нижней - Законодательной палаты.

В настоящее время Узбекистан вступил в этап активного реформирования и модернизации страны. Важнейшей программной задачей, стоящей перед государством, является дальнейшая демократизация и либерализация всех сторон политической и экономической жизни страны, государственного и общественного строительства, укрепление независимой судебной власти, системы защиты прав и свобод человека, повышение политической и экономической активности граждан, формирование гражданского общества.

В результате осуществленных кардинальных реформ, рост экономики страны за последние годы получил устойчивую динамику. За последние пять лет ежегодные темпы роста ВВП превышают 7%, а за 2007 год и первое полугодие 2008 года составили более 9%.

Устойчивое экономическое развитие Узбекистана происходит не за счет экстенсивного роста и безудержной добычи углеводородного сырья в условиях высоких мировых цен на нефть и газ, а в силу целенаправленного осуществления рыночных реформ, глубоких структурных преобразований экономики, обновления и технического перевооружения отраслей и предприятий, создания новых конкурентоспособных экспортоориентированных производств, развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

При этом, если в 1991 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП составляла всего 1%, то в первом полугодии 2008г. - свыше 40%. Это способствует формированию впервые в узбекском обществе сильного среднего класса - политически активной части населения, призванной стать фундаментом углубления демократических реформ и дальнейшего устойчивого развития страны.

В Узбекистане создан благоприятный, во многом беспрецедентный, инвестиционный климат для иностранных и отечественных инвесторов. За годы независимости в экономику страны было привлечено инвестиций на сумму свыше 100 млрд. долларов, из которых более 25 млрд. долларов - средства иностранных инвесторов.

Стабильно высокими темпами растет внешняя торговля, прежде всего, за счет роста экспорта почти в 1,5 раза, который по своей динамике значительно опережает импорт, что позволяет значительно увеличить положительное сальдо во внешнеторговом обороте и золотовалютные резервы страны.

Узбекистан является самодостаточным государством. С первых же дней после обретения независимости Узбекистан взял курс на обеспечение продовольственной, в особенности зерновой, и энергетической независимости. Если до обретения независимости в Узбекистане ежегодно производилось всего 300-400 тыс. тонн зерна, то в текущем году этот показатель составил свыше 6 млн.тонн.

Говоря о развитии республики в социальной сфере, необходимо отметить, что 51% государственного бюджета используется на социальные нужды, в частности, медицинское обслуживание и образование. С учетом того, что 64% населения Узбекистана составляет молодежь в возрасте до 30 лет, принципиальное значение уделяется подготовке кадров новой формации, способных реализовать на деле непростые задачи по модернизации страны и строительству современного демократического общества.

При этом, расходы на образование в ВВП составляют свыше 12%, в то время как в мировой практике этот показатель не превышает 3-5%. Реализуемая в стране уже более 10 лет Национальная программа по подготовке кадров, уникальная по своей сути и содержанию, составляет целостную непрерывную систему обучения.

С начала реализации государственных образовательных программ в стране за последние годы построены 1140 академических лицеев и профессиональных колледжей, капитально отремонтировано 4680 общеобразовательных школ, осуществляются практические меры по подключению каждого учебного заведения к глобальной информационной системе Интернет. При этом, за последние три года количество пользователей Интернет в Узбекистане увеличилось в три раза, составив в настоящее время более 2 млн. (в 2007г. было 1,7 млн., 2006г. - 855 тыс., 2005г. - 675 тыс.).

Реализуется концепция глубокого реформирования и либерализации судебно-правовой системы как важнейшей составляющей формирования правового государства. Значительно расширено количество норм, не позволяющих суду назначать наказание в виде лишения свободы.

С 1 января 2008 года в Узбекистане отменена смертная казнь, которая заменена на пожизненное лишение свободы, назначаемое только за два вида преступления: убийство при отягчающих обстоятельствах и терроризм. При этом данный вид наказания не может применяться в отношении женщин и лиц, не достигших 18 лет и старше 60 лет.

Передача судам с 1 января 2008 года права выдачи санкций на заключение под стражу, определение четкого процессуально-правового механизма его реализации являются важной гарантией эффективной защиты прав и законных интересов граждан, подвергшихся уголовному преследованию на досудебной стадии уголовного процесса.

В соответствии с Постановлением Президента страны, в июле 2008 года в Узбекистане образован специальный исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы.

В республике создана и активно функционирует система национальных институтов по правам человека. Приоритетное внимание в контексте защиты прав и свобод граждан уделяется вопросам противодействия торговле людьми. В данном направлении в текущем году парламентом Узбекистана ратифицирован Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000г., а также вступил в силу Закон «О противодействии торговле людьми».

Развитие гражданского общества в нашей стране вынесено в ранг государственной политики. В Узбекистане создана развитая нормативно-правовая база, обеспечивающая свободное развитие действующих в стране свыше 5-ти тысяч негосударственных некоммерческих организаций.

Словом, достигнутые успехи в деле проведения реформ во всех сферах жизни общества, вселяют уверенность в закреплении новых рубежей в рамках намеченных целей по построению развитого демократического общества, опираясь на огромный экономический, транспортно-коммуникационный, ресурсный и человеческий потенциал страны.

Поделиться: