Увидеть Ак Орду и....

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В начале апреля 2008 года в Москве пройдет конференция "Ребрендинг Республики", посвященная усилиям Казахстана по созданию привлекательного имиджа страны на международной арене. Речь пойдет о том, как разрабатывались и ныне реализуются соответствующие госпрограммы, какова роль национального бизнеса в формировании нового имиджа РК, что удается и с какими проблемами приходится сталкиваться в продвижении к намеченным целям.В конференции наряду с экспертами, бизнесменами, руководителями вузов и дипломатами из Казахстана, России и других стран примут участие представители Сената Парламента и некоторых министерств и ведомств РК.Со-председатель Оргкомитета конференции Алексей Власов встретился с автором одного из проектов, заявленных в презентационной части Форума. Знакомтесь, Bulgar Camel.....
Увидеть Ак Орду и....

В 3D Интернете смоделирована Вторая Астана - "колыбель" амбициозного проекта создания казахского "континента" в виртуальном пространстве.

На наши вопросы отвечает Bulgar Camel, создававший с коллегами в цифровом пространствеSecondLifeтерритории Astana иAstanaCity.

Первый вопрос - для "новичков": что такое "Вторая Астана" и где в интернете ее искать?

Виртуальная SecondАстана - это первые два квадрата казахстанской "земли" в самом популярном секторе глобального 3D интернета, в виртуальной вселенной Second Life, на которых воссоздан брендовый квартал современной Астаны от Байтерека до пирамиды Дворца мира и согласия.

Это - цифровая модель центра города, место, где можно погрузиться в привычную городскую среду Астаны - например, пройтись по скверам и улицам. Или, при желании, полетать над городом, одному или компанией, по делу или на досуге, в качестве туриста или менеджера, пообщаться, встретившись с друзьями и деловыми партнерами, свести новые знакомства, отвлечься и развеяться или, наоборот, заняться серьезным делом - словом, ощутить себя полноценным жителем модной евразийской столицы. Или наоборот: реализовать себя в ином качестве - желанном, но, возможно, не столь достижимом в реальной жизни.

В Second Life зарегистрировано более 12 млн. резидентов и до 50 тыс. "юзеров" находятся здесь одновременно - такова, как вы понимаете, потенциальная аудитория и, следовательно, реальная "цена" виртуальных событий в этом мире. Каждый из миллионов обитателей Second Life, где бы он ни находился телом, своими цифровыми "глазами" может оказаться в Астане, стать участником здешних событий, влиться в комьюнити ее виртуальных жителей, увидеть наш город реальным - растущим, в водовороте жизни.

"Увидеть Астану и..."? Но ведьSL-Астана - это всего лишь компьютерный рисунок?

Это верно, Web 3.0 - это пространство объемных "рисунков". Но это не делает виртуальные объекты более иллюзорными, чем реальные. Судите сами: для тех, например, кто, допустим, о нашей столице не слышал ни слова, она не только иллюзорна - для них ее попросту нет! - тогда как рисунок, будь он на камне, холсте или мониторе, абсолютно реален. И компьютерная виртуальность настолько же объективна, насколько реален материальный мир, - то есть, не менее реальна, чем, например, рисунки первобытных людей или "фабрика грёз" "Одноклассники.ру"...

В виртуальном пространстве лежит самый короткий и доступный - всего один "клик" - путь в столицу Казахстана из любой точки мира, и это, заметьте, для многих делает "компьютерную" Астану намного более реальной, чем тот "из камня" город, "о котором говорят", что он существует где-то в степях Евразии. Цифровой мир - это очень удобный коммуникативный канал, и у нас есть все необходимое, чтобы сделать Астану одним из самых оживленных перекрестков во вселенной веб-туризма.

И чем же собираетесь привлекать туристов?

Скорее даже, не туристов, а веб-серферов - в виртуальных мирах редко задерживаются на одном месте надолго, и именно поэтому мы планируем собрать на одной цифровой "песочнице" максимум самого значимого и интересного, что есть в Казахстане.

Уже сейчас со смотровой площадки в кроне виртуального Байтерека можно увидеть всю реальную Астану, и это - единственное место во всем трехмерном интернете, откуда открывается уникальная фотореалистичная панорама города.

Там же, на высоте 97 виртуальных метров, можно коснуться знаменитых Добрых ладоней Аялы Алакан - золотого отпечатка руки президента, а у корней Древа - увидеть наскальные изображения сцен жизни охотников I тысячелетия до н.э., перенесенные в Second Life из ущелья Тамгалы, с юго-востока Чу-Илийских гор.

Или примерить национальные казахские костюмы и легендарный Золотой Доспех юного сакского вождя, ставший государственным символом Казахстана. Цифровые 3D Доспех и костюмы, а также великолепная коллекция национальных традиционных и дизайнерских ковров в юрте на левобережье Ишима - это первые экспонаты создающегося в SL-Астане виртуального казахского этнопарка, не имеющего аналогов во всей мировой "паутине".

У нас большие планы: предстоит смоделировать алматинский квартал и древний Яссы, проложить горнолыжные трассы в виртуальном Чимбулаке и обустроить дайвинг-базы в Боровом, тоже, конечно, виртуальном, - словом, распахнуть "цифровое окно" в реальность, которой живет современный Казахстан.

То есть, появление виртуальной Второй Астаны - это, по большому счету, просто расширение обычных мест, куда можно "сходить"?..

Нет, это не просто расширение - поскольку в связи с Second Life речь идет не столько о количественном, сколько о качественном расширении жизненного пространства.

Астана в Second Life - это скорее место действия, чем место просмотра. Жить Второй Жизнью - значит, как и в Жизни Первой, действовать в сообществе живущих, вступать в контакт. И в этом качестве, в качестве открытой и технологичной коммуникативной площадки, SL-Астана - это не витрина, а пространство живого диалога и событий - гуманитарных, политических, имиджевых и деловых, ориентированных как на узкую целевую, так и широкую, массовую, аудиторию.

Обратите внимание, на наших "островах" воссоздан столичный квартал - то есть, место, в котором в материальном мире творится "большой" бизнес и политика. В свою очередь, и цифровая Астана станет брендовым местом, пространством, где можно будет не только успешно "реализовать идею", но и разработать стратегию максимально эффективного развития личности, бизнеса и политических и гуманитарных программ, основанную на "продвинутых" интерактивных свойствах 3D интернета как самого современного и перспективного канала открытого общения.

"Вторая Астана - "планета" политики". Считаете, эта идея приживется? Что политики и чиновники могли бы найти, обосновавшись здесь, в виртуальной вселенной?

Second Life и виртуальная Астана как его часть - это, прежде всего, социальный сервис, и потому "город из кубиков" и сформировавшееся вокруг него цифровое комьюнити - это не менее естественный и актуальный, чем живое общество, мир реальной политики.

Самый очевидный и легко просчитываемый вариант погружения политика в виртуал - это "подключение" к инновационному и неформальному, каким является SL, каналу общения с потенциальными избирателями. Общения, главным образом, не с теми из них, кого можно почти случайно встретить в виртуальном пространстве, а с большинством той реальной молодежи, достаточно "продвинутой", чтобы воспринять новый формат коммуникации, политический и социальный выбор которой уже завтра будет определять ситуацию в стране.

Появление серьезного политика в среде, которая по внешним признакам еще воспринимается как мир компьютерной игры и где его пока, естественно, менее всего ожидают, не может быть безуспешным как минимум с точки зрения личного паблисити. Можно, скажем, открыть во Второй Астане виртуальную приемную мажилисмена или организовать интернет-диалог партийного лидера с оппонентами, и для политика это будет идеальной возможностью высказаться самым необычным способом в самом неожиданном месте.

Конечно, голос из "параллельного" мира будет услышан и в реальном мире. Но разве это "погружение"? Скорее так, лихое скольжение по гребням...

Согласен. То, что можно было бы назвать настоящим погружением в цифровое пространство, связано, в основном, не с внешней по отношению к нему средой, а, наоборот, с теми "параметрами" виртуального мира, которые отличают его от мира материального. Например, с его альтернативностью.

Выделить виртуальную жизнь, тесно интегрированную в современную реальность, как обособленную можно лишь очень условно - ведь в виртуальном мире проживается, по сути, все та же, первая, жизнь, но вот опыт приобретается иной - дополнительный опыт в дополненной реальности.

Этот искомый дополнительный опыт вполне может быть и политическим. Тогда само моделирование условий, то есть, дополнение реальности цифровыми "сценариями" для приобретения такого опыта, можно считать новым и инновационным форматом активного политического действия.

В некотором смысле, этот формат - это "политика невозможного", то есть, цифровая имитация , некая неразвлекательная игра в события и процессы, не реализуемые в реальном мире. Это, по сути, и есть то самое качественное расширение пространства бытия, которое-то и дает возможность сделать наш реально-диктуемый "плоский" опыт объемным , дополненным измерениями, сконструированными в "нарисованном" мире.

Но эта "игра" - это всего лишь виртуальный тренинг, и он, конечно же, намного более безопасен, чем те или иные действие в реальной жизни. Да и искомый опыт - в силу доступности и гибкости сервиса - здесь получить намного проще, чем в материальном мире; так что, не без иронии, правда, но совсем не случайно я бы назвал Вторую Астану Лучшей Астаной.

И в этом образе Лучшей Астаны проект начнет со временем работать на позитивный имидж реального Казахстана?

Проект уже работает. До появления Астаны в Second Life "поисковики" не находили во всем Web 3.0, увы, ни одного упоминания о Казахстане. Имиджевый квартал столицы смоделирован и открыт, но это лишь начальный этап проекта - нечто вроде создания "стартовой площадки", а самое важное, то, ради чего, в общем-то, и затевался весь проект, - это наполнить виртуальный город реальными голосами и движением.

Вскоре во Второй Астане появится радио, начнет издаваться виртуальный "глянец", здесь можно будет интересно провести время - пообщаться и развлечься, организовать мероприятие, выразить себя и своё уникальное творческое начало.

Астана в Second Life могла бы стать иноформатным продолжением той яркой событийной площадки, которой является современный Казахстан, и тогда за ее "игровым" фасадом будут хорошо различимы успешные и конкурентные бренды "Казахстан" и "Астана".

"Игра" в цифровом поле, каким бы иллюзорным оно не казалось, - это, безусловно, значимая часть государственной информационной политики. А с недавних пор эта часть - еще и знаковая, ведь общество все активнее осваивается в виртуальном пространстве, которое, скрываясь за компьютерными "картинками", ускользает от мастеров политического пиара, но отнюдь не становится от этого менее важным или более оторванным от реалий материального мира.

В таком случае, во всем Second Life, как минимум, должна быть отличная отрегулированная функция конференц-связи...

Коммуникационный канал в Second Life - это многопользовательский голосовой, текстовый и видео чат, главное отличие которого от популярных Skype, ICQ и Google Talk состоит в эффекте погружения в "мираж". Голосовой чат позволяет, в отличие Skype или Google Talk, общаться с большим числом лиц одновременно, а также существенно упрощает идентификацию голосов участников переговоров - каждый просто видит, кто в данный момент обращается к аудитории.

Хорошая возможность сократить физические расстояния между партнерами?

Да, "виртуальный офис" в трехмерном пространстве позволяет общаться продуктивнее, встречаясь с коллегами лицом к лицу, как бы далеко друг от друга они не находились в этот момент. Общее погружение в виртуальное пространство создает эмоционально необходимый единый психологический настрой - ту визуальную, почти физически ощутимую единую обстановку, в которой происходит общение.

Широта и доступность виртуального коммуникационного канала дает, например, возможность создать в Second Life деловой или политический "ситуационный центр" с видео мониторами, новостными "лентами", архивами и каталогами данных, 3D картами и схемами, комнатами кризисного управления, оперативной связью с партнерами и структурными подразделениями организации.

В виртуальной Астане создан современный конференц-холл этажом ниже смотровой площадки в Байтереке, отлично приспособленный для деловых встреч любого уровня. Оборудовано и место для массовых мероприятий - это стилизованный амфитеатр с трибуной и демократичными сидячими местами на ступеньках на площади между Байтереком и Ак-Ордой.

Итак, интерьеры созданы. Но готовы ли политики и чиновники населить цифровую Астану?

В Агентстве по информатизации и связи идет интенсивная работа над проектом государственной концепции развития интернет-технологий. Истеблишмент, понятное дело, осознает всю важность развития национального, "своего" сектора глобальной "паутины", соседствующего, цитирую главу ведомства К.Есекеева, с такими "крупными игроками информационного пространства, как Россия и Китай".

Считаю, что государство могло бы стать активным участником "игры" в интернете не только и, наверное, даже не столько в части отсеивания "неправильной" информации, сколько в поддержке качественного и интересного контента, генерируемого как в казнете, так и других партнерских секторах интернета.

Это - часть серьезной работы не только в направлении укрепления информационной безопасности, но и в плане укрепления позитивного имиджа страны посредством глобальной сети.

Участие знаменитостей, в том числе политиков, в мероприятиях в Sеcond Life - это уже совсем не редкость, хотя, надо сказать, обыденным делом еще не стало.

Что касается Второй Астаны, мы, конечно, рассчитываем на понимание со стороны государственных структур. SL-Астана родилась недавно и отношения с ней политиков и чиновников еще только устанавливаются. Но времени осторожничать и сомневаться остается все меньше: будущий председатель ОБСЕ, Казахстан очень скоро окажется под пристальным и взыскательным вниманием со стороны мирового сообщества и положение, конечно, обяжет соответствовать амбициозной заявке.

Поделиться: