Уроки кризиса: радикальная смена экономической парадигмы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мы, участники II Астанинского экономического форума, состоявшегося 11-12 марта 2009 года в г. Астане и объединившего ведущих ученых мира, в том числе нобелевских лауреатов по экономике, руководителей и экспертов экономических министерств, крупных транснациональных корпораций Евразийского континента, международных политических и финансовых институтов выражаем поддержку идей Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. о необходимости кардинального реформирования и системного обновления мировой валютно-финансовой системы и введения межгосударственной наднациональной расчетно-платежной единицы.
Уроки кризиса: радикальная смена экономической парадигмы

Рекомендации

участников II Астанинского экономического форума,

прошедшего 11-12 марта 2009 г., для руководителей стран-участниц

20 ведущих экономик мира G20.

(г. Астана, Республика Казахстан 12 марта 2009 г.)

Уроки кризиса: радикальная смена экономической парадигмы

Мы, участники II Астанинского экономического форума, состоявшегося 11-12 марта 2009 года в г. Астане и объединившего ведущих ученых мира, в том числе нобелевских лауреатов по экономике, руководителей и экспертов экономических министерств, крупных транснациональных корпораций Евразийского континента, международных политических и финансовых институтов выражаем поддержку идей Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. о необходимости кардинального реформирования и системного обновления мировой валютно-финансовой системы и введения межгосударственной наднациональной расчетно-платежной единицы.

Формулируя свои предложения по выводу региональной и мировой экономики из кризисного состояния, мы опираемся на единое мнение, что нынешний мировой финансово-экономический кризис вызван разрывом логической преемственности развития финансовых, демократических, институциональных основ глобальной экономической системы.

Считаем, что несоответствие принципов мирового регулирования реалиям экономики нового качества привело к дестабилизации институтов инвестиционного банкинга; страновым дефолтам; беспрецедентному росту государственного регулирования рынков; снижению доверия к мировым экономическим регуляторам.

Рассматривая нынешний кризис как результат функционирования несовершенной системы мировой валюты и капитала, выступаем за радикальное обновление валютно-финансовой системы и базовой экономической парадигмы, позволяющие открыть горизонты построения нового мирового экономического порядка.

В этой связи, мы выражаем уверенность, что генерирование идей выхода из кризиса должно быть делом не только мировых политиков и лидеров стран, но и задачей признанных интеллектуалов, экономистов, экспертных групп, как в национальном, так и в мировом масштабе.

Открытая диалоговая площадка II Астанинского экономического форума позволила ее участникам сформулировать следующие рекомендации:

*****

1. Несовершенство мировой валютно-финансовой системы и отставание процесса ее приспособления к условиям изменяющегося мира явились основными причинами происходящих катаклизмов на глобальных и региональных финансовых рынках.

Возникла необходимость в радикальном обновлении существующей системы мировой валюты посредством приведения ее в соответствие с основными критериями современной мировой экономической архитектуры, а именно демократичности, конкурентности, цивилизованности, легитимности и подотчетности мировому сообществом.

В этой связи:

  • ü необходимо объединить усилия всех стран по нахождению консенсусного решения по приведению мировой валютно-финансовой системы в соответствии с целями развития человечества и вызовами современного мира. Для этого рекомендуется под эгидой ООН создать дискуссионную площадку между странами G20 и остальными странами, голос которых до сегодняшнего дня не учитывался при формировании международной валютно-финансовой системы;
  • ü необходимо создать легитимные и взаимоприемлемые для всех участвующих стран условия функционирования мировой валютной системы. Первоначальным шагом может стать обсуждение всеми странами мира вопроса законадательного закрепления идеи создания мировой валюты, целью которого станет приведение мировой валютной системы в соответствие с основополагающими критериями современной глобальной экономической архитектуры. Легитимность данного закона будет основываться на одобрении его всеми участвующими странами-членами ООН;
  • ü после создания основополагающих предпосылок гармоничной и справедливой мировой валютно-финансовой системы и по достижении необходимого уровня интеграции и кооперации экономик стран целесообразно введение наднациональной мировой валюты для обеспечения валютно-экономической безопасности в мире, исключающие привилегии отдельных стран-эмитентов основных торгово-резервных валют.

*****

2. Риски дальнейшей дестабилизации глобализированной мировой валютно-финансовой системы и ее эпидемического распространения на всю конструкцию мирового устройства требуют от мирового сообщества скорейших действий.

Очевидно, растет необходимость в оперативном перераспределении нагрузки с существующей мировой резервной валюты на систему региональных торгово-валютных расчетных единиц.

Такая диверсификация рисков посредством введения альтернативных резервных валют должна стать переходным этапом к введению единой мировой валюты и сопровождаться едиными требованиями к экономикам стран, чьи национальные валюты могут использоваться в качестве резервных:

  • ü отсутствие резких колебаний сальдо платежного баланса на протяжении длительного периода;
  • ü привязка объемов эмиссии к доле чистого экспорта страны в ВВП;
  • ü традиционно низкие темпы инфляции в стране.

При этом, необходимо учесть следующие риски:

  • ü при создании единой региональной валюты по типу евро, необходимо обеспечение зоны безопасности без военных конфликтов и значительной степени политической интеграции;
  • ü в случае привязки к доминирующей в регионе валюте, отсутствие продуманного плана введения региональной валюты чревато негативными;
  • ü введение единой региональной валюты приводит к синхронизации инфляционных процессов и бизнес-циклов, сужению маневра при проведении собственной денежно-кредитной политики для стран-участниц.

Данный процесс трансформации мировой валютно-финансовой системы необходимо рассматривать во взаимосвязи с совершенствованием мировой институциональной структуры межгосударственного регулирования глобальной экономики и мировой валютной системы.

Для этого рекомендуется осуществлять повышение эффективности существующих международных и наднациональных институтов, в частности Организации Объединенных Наций, Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка, а также создать предпосылки для учреждения новых международных и региональных организаций, в том числе валютно-финансовых.

*****

3. Влияние мирового финансово-экономического кризиса отражается в сокращении объемов производства, экспорта, импорта, росте безработицы и может вынудить страны обращаться к непопулярным мерам. Внешнеторговый протекционизм, демпинг, барьеры на пути движения капитала не решают проблем выхода мировой экономической системы из рецессии, а могут спровоцировать спираль углубления кризиса. Проведение антикризисных мер должно быть согласовано между странами посредством следующих действий:

  • ü создание условий для свободной торговли, расширение зон единых экономических пространств;
  • ü совместное финансирование инвестиционных проектов в инфраструктурных отраслях с укреплением роли государственно-частного партнерства, создание региональных финансовых систем и зон;
  • ü активизация сотрудничества национальных банков с международными финансовыми институтами - Всемирным Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским, Исламским, Евразийскими банками развития и другими - для финансовой поддержки торгово-экономической интеграции стран;
  • ü создание региональных антикризисных фондов;
  • ü на конечном этапе сотрудничества должно быть улучшение системы координации валютной, денежно-кредитной, фискальной политики стран.

*****

4. Неограниченная либерализация финансово-кредитной системы способствовала созданию сверхэнергичного кредитования и беспечного инвестирования, созданию системы финансовых рынков, оторванных от корней реальной экономики. Искусственный спрос, поддерживавшийся гипертрофированной финансово-кредитной системой, привел к кризису действующей модели потребительского общества.

В результате антикризисные меры правительств большинства стран мира направлены на поддержку национальных банковских систем, производятся беспрецедентные миллиардные вливания в эту сферу и перераспределение государственных средств через них в другие сектора экономики.

Практика стран, преодолевших первые трудности мирового финансово-экономического кризиса показала, что восстановление нормальных кредитных потоков в экономику требует поддержания следующих основополагающих принципов:

  • ü увеличения ликвидности и фондирования через традиционные и вновь созданные инструменты;
  • ü усиления капитальной базы отдельных финансовых институтов согласно оценкам компетентных органов;
  • ü упорядоченного разрешения проблемы ослабленных активов;
  • ü усиления прозрачности функционирования банковских систем этих стран;
  • ü целесообразно также внесение изменений в методологию оценки структуры активов и пассивов коммерческих банков, состояние их ликвидности, финансовой устойчивости, безопасности их кредитных портфелей на фоне обесценивания залогового имущества и усиления рисков по финансируемым проектам.

*****

  • 5. Бесспорно, что общими усилиями кризис будет преодолен. Но для того, чтобы современная мировая экономическая система могла справляться с кризисами в будущем, необходимо:
  • ü создание системы превентивного регулирования финансовых, торговых, отношений на международной арене. Такая система должна предотвращать возникновение серьезных диспропорций в движении капитала, что становится причиной чрезмерного накопления ресурсов в определенных отраслях и странах, приводит к перегреву, и, в конечном счете, кризисной ситуации.
  • ü объединение усилий стран для создания международной системы прогнозирования будущих глобальных экономических, финансовых кризисов, методологической поддержки раннего предупреждения рисков, связанных с циклическим развитием экономики с учетом накопленного опыта отдельных стран и международных институтов;
  • ü ориентация деятельности международных финансовых институтов помимо долгосрочного финансирования структурных реформ к предотвращению кризисов. Интеллектуальный потенциал Всемирного банка должен быть направлен на реформу банковского сектора, системы финансового регулирования и корпоративного управления, совершенствование механизма работы рейтинговых агентств, изменение стандартов финансового аудита.

*****

Радикальная смена парадигмы дальнейшего развития мировой экономической системы и пересмотр сложившихся догм и стереотипов являются, по нашему мнению, основой будущей мировой финансовой и экономической системы.

Поделиться: