Украинский расклад: обзор ситуации в преддверии выборов. сентябрь 2007

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Интересен не столько результат парламентских выборов 30 сентября, сколько ответ на вопрос – а смогут ли вошедшие в парламент партии создать коалицию, способную к серьезной работе.
Украинский расклад: обзор ситуации в преддверии выборов. сентябрь 2007

Интересен не столько результат парламентских выборов 30 сентября, сколько ответ на вопрос - а смогут ли вошедшие в парламент партии создать коалицию, способную к серьезной работе. Действительно возможна ситуация, выгодная, кстати, для «Партии Регионов», при которой просто будет восстановлен майский расклад, иными словами мы увидим почти похожие пропорции, толкающие к коалиции под знаменами Януковича. Однако, не факт, что прежняя коалиция сможет быть восстановлена. Не понятны шансы создания большой коалиции любого политического цвета: ни БЮТ с блоком «Наша Украина - Народная самооборона», ни тем же «Регионам» в случае коалиции с Ющенко. Как показывает практика украинской политики, создать долгоиграющее парламентское объединение этой тройке крайне сложно, как бы они не садились. Социалисты нынешнего спикера Рады Александра Мороза и коммунисты Петра Симоненко видимо опять окажутся той гирей, которая склонит чашу весов в ту или иную сторону, но тенденции таковы, что эти две партии постепенно уходят в глубокую тень основной тройки.

Как вели себя главные фигуры перед выходом на финишную прямую? Свежий опрос «Электоральные настроения населения Украины накануне досрочных парламентских выборов» вроде бы не выявил неожиданностей: если бы выборы президента Украины состоялись на прошлой неделе около трети жителей страны проголосовали бы за премьер-министра Януковича (29,8% голосов), Юлия Тимошенко набирает 20% голосов, и только следом за ней президент Ющенко (12,9%). Подъем рейтинга Тимошенко закономерен активной кампанией в украинских СМИ, в определенной степени сочувствующих этому политику, а также энергичной тактикой предвыборных акций. БЮТ набирает очки различными скандалами (в качестве примера можно вспомнить регистрацию в ЦИК), и просто шумными заявлениями, направленными на подогрев поп-медийного пространства Украины.

И все-таки больший интерес представляет противостояние Ющенко-Янукович, президент-премьер. Здесь ставки покруче. И вот тут, в этой схватке, данный рейтинг может увести в сторону от реальной картины укрепления позиций Ющенко. Что можно сказать о предвыборной деятельности премьера Януковича - практически ничего. За тот срок, что «Регионы» в еще не распущенной Раде смогли вырвать у Ющенко (речь идет о переносе этих выборов с конца мая на конец сентября), о Януковиче как лидере партии в предвыборном забеге совсем не слышно. Складывается впечатление, что он сознательно не выходит за рамки должности, и, словно следуя китайской традиции не суетится - коли ты у власти, спокойно наблюдай за борьбой не вмешиваясь. Выигрышна ли такая тактика, покажет 30 сентября.

Между тем Ющенко, которого в начале года почти что совсем списали с политических счетов, сумел мобилизоваться и подготовить административный ресурс к бою. И самое неожиданное, ему, как видно, удалось поставить под контроль глав регионов. Причем он не просто формально подписывает указы об отстранении и назначении своих людей, как это было сделано в начале недели с главой Днепропетровской обладминистрации. Ему удалось поставить под контроль региональные суды, в которых такие указы, до недавнего времени активно оспаривались. Региональные чиновники, почувствовав неожиданную силу Ющенко, если и не выполняют его указы с активным рвением, то во всяком случае точно перестали их игнорировать.

Зачем Ющенко нужен роспуск Рады и назначение новых выборов? Большинство наблюдателей сходится в том, что новая Рада в основных чертах отразит тот же расклад, что и предыдущая. Тогда зачем? Отмена депутатской неприкосновенности и борьба с коррупцией лишь форма и риторика. Ющенко надеется оказаться сильным президентом, как Ельцин в 1993-1994 году. Он пошел на выборы с очевидной целью доказать, что несмотря на ослабление своих президентских полномочий в результате конституционных реформ, именно за президентом останется последнее слово. Прямо говоря, он не желает превращения Украины в парламентскую республику, во всяком случае, при таком парламенте, которой он не смог бы контролировать, включая и такие «отвязанные» партии как БЮТ. Все лето он как раз демонстрировал, и достаточно удачно, желание взять рычаги на себя, доказать Украине, что он управляет всеми делами в стране. У него есть желание сохранить приоритет президентской власти, и более того зафиксировать, что именно он главная фигура в политике страны, а не какая-то коалиция.

Первый этап консолидации власти в своих руках ему действительно удался. Он добился роспуска парламента, настоял на своем, вопреки серьезному сопротивлению депутатов, возобладала его точка зрения. Ющенко де-факто преодолел ограничения, навязанные ему конституционной реформой, и, по сути, на сегодняшний день, отстоял президентские полномочия практически в полной, еще «кучмовской» форме. Теперь ему нужна явная победа 30 сентября, чтобы на втором этапе выходить на референдум для пересмотра договоренностей конституционной реформы и намертво застолбить президентские полномочия.

Ющенко нервничает, Рада пятого созыва хоть и распущена, но подает признаки жизни. Лексика его последнего телеообращения, накануне сентябрьского заседания, показывает, что он до конца не уверен в своих силах: вдруг к парламенту прислушаются и выборы окажутся под ударом. Рада играет против Ющенко, но вряд ли усилия Рады настолько сильны, чтобы остановить процесс выборов. В ситуации, когда игроки давно и далеко вышли за пределы конституционного поля, закон не играет роли, работает только сила и фактическая победа.

Теперь рассмотрим позицию Януковича. Лидеру «Регионов», чтобы ни говорили рейтинги, нарастить преимущество не удалось. Результат его тактики в предвыборный период - очевидное отступление. Ему не удалось добиться нужного решения Конституционного суда, в то время как президент продавил своих судей, ему не удалось сплотить глав администрации в областях, возможно, он не утратил позиций в закулисных договоренностях с мэрами и главами областей, но в открытом политическом пространстве он позиционно уступил своему главному конкуренту.

Чего в результате добивается Янукович? Главный мотив его тактики можно увидеть в желании избежать обвинения в «недемократичности» со стороны Запада и украинского общественного мнения. «Не демократ» - вот от чего он хотел бы откреститься, изменить тот образ Януковича, который был создан, в том числе благодаря поддержке политтехнологов России. Ему надо было избежать образа такого политика, который ради победы и при поддержке РФ смог бы пойти на антидемократичные меры в свободолюбивой Украине. Отсюда его обращение к ЕС с предложением стать посредниками на переговорах с президентом при разрешении кризиса, и всяческие реверансы в ту сторону, дистанцируясь от Кремля. Встреча с Путиным на МАКСе скорее в ряду обязанностей премьера, и опять же всячески подчеркивалась исключительно деловая сторона визита.

Если что и покажут для Януковича результаты выборов, то в них отразится именно новый имидж Януковича, который он создавал для Запада и еврориентированной Украины. Этот образ должен бумерангом отразиться на результатах выборов, успех этого образа Януковича будет заметен по электоральному результату «Партии Регионов». Каждый новый процент у «Регионов» (если они смогут увеличить предыдущий показатель) будет важен не просто сам по себе, а как результат затяжной, позиционной борьбы с президентом. Выборы важны даже не с точки зрения конфигурации коалиции, а именно кто взял верх в сознании избирателя. Возможно прав Янукович, отступая и перенося центр тяжести к Западу. Ющенко нервничает, проявляет мандраж, а Янукович спокоен, не суетится. Тут как в боксе, перед матчем, по поведению бойцов, трудно сказать, на чьей стороне окажется преимущество в ходе боя.

Внутриполитический ресурс для усиления Януковича и Ющенко практически выбран. Им не получить новых масс, границы сторонников определены, борьба может вестись за отдельные фигуры. Какие бы усилия ни прилагать, значительная часть электората точно зафиксировала свои предпочтения - перетянуть их из лагеря в лагерь трудно. Поэтому Янукович не пытается делать громких заявлений о реформах, идти на популистские шаги, типа увеличения пенсий, но возможно, некоторая прибавка голосов будет вероятна за счет нового имиджа прозападного технократа.

Влияние ЕС на Украину, влияние Запада, как абстрактного набора политических клише о демократии, в целом большое. Если из этого поля не будет сыпаться активная пропаганда против Януковича, его посчитают приемлемым, тогда успех обеспечен, во всяком случае, так это может выглядеть, исходя из тактических действий Януковича и его команды. Команды БЮТ и Ющенко уже сейчас не могут делать ставку исключительно на то, что они единственные прозападные силы на Украине, хотя три года назад, именно эти силы обладали монополией на западное влияние.

Теперь риторика «оранжевой группы» сместилась на обличение монополии олигархов в экономике и проповедь транспарентности в политике. Янукович, также стремится позиционировать себя как «антиолигарх», имея при этом в списке главного миллиардера страны Рината Ахметова. Но Янукович готовит бюджет 2008, готовится к переговорам по газу с Москвой, собирает урожай, делает все то, что положено деятельному главе правительства, в то время как Ющенко борется с ветряными мельницами несуществующей, им же распущенной Рады.

Если результат голосования 30 сентября повторит прежний расклад в украинском парламенте (с точностью до один к одному, или окажется ничья), то такой расклад будет означать проигрыш Ющенко. Ведь тогда станет очевидно, что политическая Украина все лето занималась ничем, молола воду, а Ющенко, как президент, так и ничего не доказал.

сентябрь 2007 года. Prognosis.ru

Поделиться: