Участие Казахстана в образовательной интеграции в рамках ШОС. Интервью с ректором Уральской АТиСО Х.Х. Капановым

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В основу двустороннего взаимодействия России и Казахстана необходимо заложить идею формирования образовательного союза РК и РФ как объединенной евразийской системы образования с учетом этнических, языковых, региональных, социо-культурных особенностей Казахстана и России. Я говорю об общих стандартах и принципах организации деятельности, единых требованиях к оценке качества образования и контроля.
Участие Казахстана в образовательной интеграции в рамках ШОС. Интервью с ректором Уральской АТиСО Х.Х. Капановым

- Хайдар Хисметович, сейчас очень актуально звучит тема развития образовательной интеграции в рамках ШОС. На Ваш взгляд, обоснована ли необходимость этой интеграции, в частности через создание Университета ШОС?

Безусловно, такая необходимость существует. И вызвана она тем, что ШОС доказала свою эффективность и способность развивать многочисленные проекты.

Сейчас уровень межгосударственный стал невольно спускаться на уровень гражданского общества, неправительственный сектор. На первый план выдвигается задача формирования единой образовательной политики ШОС по отношению к Болонскому процессу и образовательным системам стран-участниц организации. Единство нормативной базы в области образования всех стран ШОС только усилит организацию Например, для Казахстана это интересно, но насколько это интересно Китаю, не известно. Я думаю, что в области образовании, в гуманитарной сфере существуют определенные возможности для экспансии. Экспансия через образование подразумевает влияние на умы и культуру народов стран ШОС. Мне кажется, китайцы могут быть заинтересованы в образовательных проектах, в том числе исходя из этих соображений.

-Какой вы видите структуру Университета ШОС применительно к Казахстану?

Это, безусловно, дистанционное обучение. И мой вуз, и, я думаю, большинство образовательных учреждений Казахстана, с удовольствием, приняли бы участие в этом проекте. То есть заинтересованность в работе над данным проектом в казахстанской образовательной среде присутствует.

-Существует мнение, что процесс развития образовательной интеграции может быть более эффективным в рамках двустороннего сотрудничества между Россией и Казахстаном? Согласны ли Вы с этим?

Опыт СНГ показывает, что сотрудничество в двустороннем или трехстороннем формате наиболее эффективно. Я, как ректор Вуза, имеющего тесные связи со многими российскими образовательными учреждениями, такими, как МГУ, Казанский университет и др., считаю, что эти контакты способствуют формированию более теплых отношений между нашими государствами.

Важен и «поколенческий» момент. Те люди, которые сейчас преподают в вузах Казахстана, как правило, прошли московскую школу по аспирантуре или базовому образованию. Важно правильно использовать этот момент, пока они занимают достаточно активную позицию. Придет новое поколение молодых людей, получивших образование, скажем, в европейских странах, и оно будет смотреть на Россию совсем по-другому.

В основу двустороннего взаимодействия России и Казахстана необходимо заложить идею формирования образовательного союза РК и РФ как объединенной евразийской системы образования с учетом этнических, языковых, региональных, социо-культурных особенностей Казахстана и России. Я говорю об общих стандартах и принципах организации деятельности, единых требованиях к оценке качества образования и контроля.

На мой взгляд, казахстанско-российский образовательный союз даст возможность более сбалансированного, скоординированного и скорректированного вхождения наших стран в Болонский процесс и вовлечения их в единое европейское научно-образовательное пространство.

- Могли бы Вы назвать уже существующие примеры такого двустороннего сотрудничества. Насколько они успешны?

Примеров успешного межвузовского сотрудничества между нашими странами много. Казахстанская «северная полоса» активно работает с сибирскими, уральскими вузами, мы развиваем сотрудничество с западными территориями России.

Активно развивается и послевузовский формат взаимодействия. Это переподготовка кадров, не только среди учителей, но и госчиновников. Например, системы подготовки муниципальных чиновников в Казахстане нет вообще. А это хорошая ниша, где можно было бы использовать российский опыт. То есть образовательные проекты направлены не только на молодежь, но послевузовскую среду.

-Какие препятствия, на Ваш взгляд, существуют на пути развития двустороннего сотрудничества России и Казахстана в образовательной сфере?

Главное препятствие - суверенное восприятие образования нашими чиновниками. Отсюда все проблемы. В Казахстане функционирует пять-шесть филиалов российских вузов. На президентском уровне только филиал МГУ в Астане. Но сколько в России вузов! И каждый имеет свое лицо, свои особенности. Им тоже нужно дать возможность работать.

Есть, конечно, вузы, как правило, частные., которые занимаются «партизанщиной», то есть попросту собирают деньги. Они дискредитируют саму идею того, как надо работать по уму. В этой ситуации государству нужно не закрывать все российские вузы без разбора, перекрывая каналы для сотрудничества.

Необходимо создать нормальную нормативную базу, которая сделает диалог между странами в области образования удобным и конструктивным.

Поделиться: