Тигран Манасян: Война или Мир?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Начиная с конца 80-х гг. карабахский вопрос стоит в повестке дня некоторых государств особенно остро. Весь вопрос заключался и остается таковым по сей день в том, как поступить с этой областью: отдать ли ее обратно Азербайджану, либо закрепить ее фактическую независимость. В принципе вопрос этот очень сложный и запутанный. Но, определившись с конкретными критериями, не составит никакого труда решить окончательно и забыть об этой проблеме. Если мы берем в качестве критерия исторические процессы, то азербайджанской стороне нужно внимательнее изучить историю как своего, так и армянского народов. Дело в том, что армяне жили на территории НК за несколько веков до н.э. Что же касается азербайджанцев, то такой народ под таким названием появился только в первой половине XX века, а точнее благодаря советской власти. По всероссийской переписи населения, проходившей в январе 1897 г., основное население нынешнего Азербайджана идентифицировалось как кавказские татары.
Тигран Манасян: Война или Мир?

Начиная с конца 80-х гг. карабахский вопрос стоит в повестке дня некоторых государств особенно остро. Весь вопрос заключался и остается таковым по сей день в том, как поступить с этой областью: отдать ли ее обратно Азербайджану, либо закрепить ее фактическую независимость. В принципе вопрос этот очень сложный и запутанный. Но, определившись с конкретными критериями, не составит никакого труда решить окончательно и забыть об этой проблеме. Если мы берем в качестве критерия исторические процессы, то азербайджанской стороне нужно внимательнее изучить историю как своего, так и армянского народов. Дело в том, что армяне жили на территории НК за несколько веков до н.э. Что же касается азербайджанцев, то такой народ под таким названием появился только в первой половине XX века, а точнее благодаря советской власти. По всероссийской переписи населения, проходившей в январе 1897 г., основное население нынешнего Азербайджана идентифицировалось как кавказские татары. Однако, учитывая тот факт, что азербайджанское население по языковому составу классифицируется в группу тюркских языков, можно говорить о них, как о жителях Закавказья, уже начиная с IX – X веков, но уже н.э. Следовательно, современная азербайджанская теория о том, что азербайджанцы являются автохтонами на территории НК, в корне неверна.

Поэтому в момент начала конфликта армяне (как Арм. ССР, так и самого НГ) имели основание требовать воссоединения.На начало конфликта Нагорный Карабах являлся автономной областью (НКАО) в составе Азербайджанcкой ССР . Образованная в 1923 году, НКАО охватывала территорию исторической области Арцах, входившей в состав царства Тиграна II Великого в первом веке до нашей эры. Большинство населения НКАО как тогда, так и в XX веке составляли армяне. Вооружённому конфликту на территории самого Нагорного Карабаха предшествовала многолетняя деятельность армянской общественности в СССР и за рубежом, имевшая целью присоединение НКАО к Армении.

До середины 1980-х годов такие требования, однако, редко становились достоянием гласности, а любые действия в этом направлении немедленно подавлялись советской властью.Ситуация изменилась с приходом к власти в 1985 г. М.С. Горбачева. Начатая им политика демократизации советской общественной жизни привела к тому, что уже в начале октября 1987 года на митингах в Ереване прозвучали требования передачи НКАО Армении Требования эти впоследствии были повторены в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства. В 1987 - начале 1988 гг. в регионе усиливается недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением, начинается сбор подписей под обращением в поддержку требования о передаче Карабаха Армении.

Эти настроения подогреваются распространяющимися сообщениями о фактах пренебрежительного отношения к армянскому населению в Азербайджане и некоторых провокационных выходках со стороны азербайджанцев. Руководство Азербайджанской ССР и Компартии Азербайджана, со своей стороны, пытается задействовать привычные командно-бюрократические рычаги в надежде урегулировать ситуацию силовыми методами.В итоге ситуация, выливается в настоящую кровопролитную войну, по причине некомпетентности Советского руководства и лично М.С. Горбачева, который не осознал вовремя, что происходит на самом деле. Эта война была с большим трудом преодолена только в 1994 г. подписанием Бишкекского протокола о перемирии.

Итогом военного противостояния стала победа армянской стороны. Несмотря на численное преимущество, превосходство в боевой технике и живой силе, при несравнимо больших ресурсах Азербайджан потерпел поражение. Под контроль армянских формирований перешла и сохраняется по сей день территория 7 районов бывшей АзССР - 5 полностью и 2 частично (Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джабраильский, Зангеланский - полностью, и Агдамский и Физулинский частично) общей площадью 7060 кв.км., что составляет 8,15 % территории бывшей Азербайджанской ССР.Сегодня же ни для кого не является секретом тот факт, что каждый день происходят вооруженные инциденты на армяно-азербайджанской границе. Зачастую погибают солдаты как с одной, так и с другой стороны.

Однако сегодня прорисовывается следующая картина: Азербайджан благодаря нефти сумел вновь добиться преимущества не только численного, но и военного. По сообщениям Азербайджанской стороны только их военный бюджет равен всему бюджету республики Армения. В этом нет ничего удивительного, принимая во внимание тот немаловажный факт, а именно наличие у Баку нефтяных и других сырьевых ресурсов.

И вот с концом 2007 годом, остается все меньше надежды на заключение рамочного соглашения по Нагорному Карабаху, и уже выражаются опасения, что в новом году мирный процесс может вообще развалиться. Эта тупиковая ситуация усугубляется приостановлением мониторинга за режимом прекращения огня на тянущейся по периметру Карабаха линии окопов, разделяющей армянские и азербайджанские войска. Одновременно с этим все громче звучат предупреждения о том, что конфликт может вновь вылиться в полномасштабную войну.Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил, что если в ближайшее время сопредседателям Минской группы не удастся убедить Ереван «решить карабахский вопрос в соответствии с нормами международного права», то «вероятность войны с Арменией станет практически стопроцентной». В Ереване к происходящему отнеслись спокойно.

Премьер-министр Армении Серж Саркисян заявил в ответ, что самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика должна иметь границу с Арменией. При этом он отметил, что республика не боится воевать, но она не хочет войны. "Мы всегда говорили, что решение нагорно-карабахской проблемы должно быть мирным. Военного решения у этого вопроса нет", - подчеркнул премьер Армении.В Ереване прекрасно понимают (хотя и стараются этого не афишировать), что процесс карабахского урегулирования в немалой степени будет зависеть от развития ситуации вокруг Косово. Косовский прецедент, вне зависимости от чьего-либо желания, так или иначе, станет образцом для решения конфликтов на постсоветском пространстве, и именно это обстоятельство явно нервирует Баку. Возможно, поэтому участились подобного рода запугивающие заявления с азербайджанской стороны.

Пока же на стол переговоров лег очередной «модернизированный» план урегулирования. Хотя содержание этого документа пока не разглашается, эксперты убеждены, что он мало чем отличается от предыдущего предложения сопредседателей Минской группы. Напомним, что речь идет о фактически поэтапном урегулировании конфликта, финальным этапом которого должно стать проведение в Карабахе очередного референдума о статусе республики. Ереван и Степанакерт, пусть и с определенными оговорками, дали на это свое согласие. Баку же проект категорически отверг, т.к. весь их расчет был основан на проведении всеобщего азербайджанского референдума, исход которого заведомо ясен, принимая во внимание перевес азербайджанского населения в республике.Сегодня складывается такая ситуация, при которой Азербайджан реально готовится к войне, и если верить заявлениям Абиева, может начать военные действия в недалеком будущем. Однако такие угрозы звучали со стороны Баку и раньше.

Поэтому можно в определенной степени усомниться в серьезности намерений официального Азербайджана. Против них говорит также и то, при каких условиях азербайджанская сторона потерпела поражение. Имея перевес и в вооружениях и в живой силе, армянским войскам все же удалось победить. И, прекрасно осознавая этот факт, Гейдар Алиев заморозил карабахский вопрос на неопределенное будущее, он явно не желал продолжения кровопролития, понимая, что только оружием Карабах не присоединить. Но существует также и другая сторона вопроса. Осознавая весь негатив решения косовской проблемы, они могут опередить такое стечение обстоятельств и действительно возобновить военные действия на границе.

Что бы в Закавказье ни происходило, невозможно сегодня представить ведение внешней политики (особенно таких маленьких, но важных в стратегическом отношении стран) без участия сверхдержав, а именно США (которые негласно принимают сторону Баку) и Российской федерации (поддерживающей более проармяскую направленность, нежели азербайджанскую).2008й - также год, когда состоятся выборы президентов, как в Армении, так и в Азербайджане. И очень важно, кто окажется в ближайшие годы у руля в этих странах. Что касается Армении, то победу некоторые влиятельные аналитики уже предрекают Сержу Саркисяну, которые, как было сказано выше, не желает войны и является ярым сторонником решения карабахского вопроса исключительно мирным переговорным путем.Европейский Союз, в свою очередь, заверил, что не допустит ухудшения ситуации вокруг карабахской проблемы до степени, предполагающей возможность военного урегулирования конфликта, заявил Верховный представитель Евросоюза по единой внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана в ходе состоявшейся в Брюсселе встречи с Сержем Саркисяном .

Будем надеяться, что международные организации сыграют свою роль в урегулировании карабахского вопроса, однако важно помнить, что в политике есть только интересы. Именно это и подтверждает в последнее время ОБСЕ. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в отличие от американских и некоторых других коллег недавно раскритиковал ОБСЕ ввиду «скороспелых и кажущихся кому-то (скорее всего он имел в виду США) неизбежными шагов в обход Совета Безопасности ООН, принятых в отношении косовской проблемы». Из слов главы МИД-а следует, что ОБСЕ – лишь еще одна наряду с ООН, НАТО и другими организациями марионетка в руках одного государства – США. Поэтому он предложил исправить ситуацию, призвал европейских коллег пристальнее изучить проект устава, подготовленный Арменией, Белоруссией, Киргизией и Россией.

По сути, он предложил ОБСЕ принять устав и четкие правила, т.к. организация была создана очень давно, и должна меняться.Минская группа ОБСЕ также остается в последние 10 лет крайне пассивной, хотя в ее компетенцию входит мирное разрешение «карабаха». Действительно, огромна роль этой организации в подписании Бишкекского перемирия. Однако это не мир, а лишь временное затишье, которое в любой момент снова может быть нарушено. Остается только надеться, что в ближайшее время произойдут события, которые в корне повлияют на урегулирование данного затянувшегося конфликта. Будут ли это события извне, или же стороны, наконец, осознают необходимость мирного исхода, покажет только время.

Поделиться: