Тигран Манасян: Сочи – 2010: провал или прорыв?
Автор: ИАЦ МГУ
В последнее время в новостных порталах все чаще всплывает тема Нагорного Карабаха. Причиной тому приближающаяся встреча трех президентов, инициированная российской стороной. 25 января в Сочи приедут С. Саргсян, И. Алиев и Д. Медведев, чтобы попробовать в очередной раз прийти к конструктивному диалогу по проблеме стабильности в южно-кавказском регионе. Весь вопрос заключается в том, к какому итогу придут президенты и смогут ли они внести какие-либо малейшие положительные коррективы в деле примирения и укрепления доверия между Азербайджаном и Арменией?
Давать какие-либо прогнозы весьма сложно, вот почему политологи, даже самые опытные, не рискуют давать конкретных выводов и предположений. Это происходит вследствие запутанной и весьма непростой ситуации, связанной с армяно-азербайджанским конфликтом. В основном, сегодняшние точки зрения ограничиваются двумя противоположными точками зрения:
что данное оживление временно и вскоре прекратится, как это было в начале нового тысячелетия;
что процесс 2008 г. запущен и вряд ли его можно остановить (лидеры РА и АР встречались 9 раз в 2009 г), соответственно существует вероятность скорой (т.е. несколько лет) разрешения нагорно-карабахской проблемы.
Существует еще множество предположений относительно этой темы, и, зачастую, совершенно противоположные могут быть вполне убедительны и привлекательны благодаря правильной и логичной аргументации. Подобно знаменитой русской пословице о «золотой середине» я склонен искать логику в неком «миксе» первой и второй из вышеперечисленных точек зрения. Дело в том, что и то, и другое в определенной степени верно по следующим причинам. Во-первых, также как и в конце 90-х, с началом прямых переговоров на высшем уровне между Баку и Ереваном, сегодня мы переживаем некое оживление, которое стало возможно благодаря третьим странам, и в первую очередь Москве. Во-вторых, процесс переговоров не может прекратиться в принципе, пока существуют эти два государства. Однако вся загвоздка заключается в том, что и первая, и вторая точки зрения зиждутся на процессе, в основном рассчитанном на силы и усилия самих участников конфликта, и лишь на видимом вмешательстве третьих сторон, т.к. ни одна из них не желает стать врагом или недоброжелателем ни для Азербайджана, ни для Армении…
Однако ситуация сегодня изменилась настолько, что можно смело говорить о возможности самого скорого предотвращения всех неурядиц на Южном Кавказе. На мой взгляд, все зависит в первую очередь от России (как основного игрока на постсоветском пространстве и ближайшего стратегического союзника Еревана) и Турции (как одного из крупнейших игроков в регионе и ближайшего союзника Баку). Именно в их руках сконцентрированы все необходимые рычаги, которые могут повлиять на исход событий.
Благодаря Москве ситуация сдвинулась с мертвой точки и также благодаря ей был подписан первый и важнейший с 1994 г. договор о неприменении силы сторонами. Это определенно победа дипломатии, в которой Москва сыграла решающую роль, но подобная роль посредника, основная цель которого заключается не в поиске общего решения, а в стремлении создать доверительную атмосферу между Баку и Ереваном, не может увенчаться быстрым успехом. Торопиться определенно нельзя, вопрос весьма сложный и щепетильный, т.к. каждое неверное слово может привести к провалу, но нельзя и медлить.
Ситуация сегодня такова, что Турция может сыграть решающую роль. После подписания октябрьских протоколов Анкара не сделала конкретных шагов в этом направлении, наоборот, она увязала два сложнейших дипломатических вопроса в один пакет. Это верный путь в никуда. Напротив, чтобы посодействовать и с большой вероятностью повлиять на ход переговоров, Турции нужно как минимум рассматривать раздельно вопросы, связанные с армяно-турецким сближением и армяно-азербайджанским конфликтом.
Опасения Турции понятны – возможная потеря былого влияния на Баку, который не раз грозился «похолоданием» отношений в случае подвижек в армяно-турецком сближении. К сожалению, другого реального варианта не видится на данный момент, а промедление может уничтожить весь положительный эффект, накопленный за последнее время.
По всей вероятности, Анкара это осознает и, возможно, косвенные факты говорят об определенном развитии в этом направлении. В первую очередь речь идет о визите премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана в Москву. В отличие от президента А. Гюля, Эрдоган настроен более консервативно в отношении армяно-турецкого сближения, что и делает его особенно любопытными на пресс-конференции с его коллегой В. Путиным. Господин Эрдоган заявил, что «…оккупированные территории Азербайджана должны быть освобождены. Мы должны установить прочный мир в нашем регионе и решить проблему Карабаха». Однако здесь нет ни слова о совместном решении тех двух вопросов, которые Анкара так тщательно пропагандировала. Слова настолько обтекаемы и формальны, что многие политологи засомневались, будет ли Турция в дальнейшем добиваться совместного решения проблемы Карабаха и сближения с Ереваном. Об этом же говорил после встречи со своим коллегой премьер Владимир Путин. Он заявил, что эти вопросы «отнюдь не одно и то же…».
Обращает на себя внимание заявление министра иностранных дел Турции Ахмеда Давутоглу, который, прежде чем присоединиться к возглавляемой Эрдоганом делегации, был в Лондоне, где сказал, что «правительство Турции делает все возможное для ратификации без предварительных условий армяно-турецких протоколов о нормализации отношений».
Пока что реальных шагов Анкарой сделано не было. После долгих ожиданий армянская сторона взяла инициативу в свои руки и принялась за рассмотрение протоколов. А после признания Конституционным судом РА обязательств, закрепленных в армяно-турецких протоколах соответствующими конституции, Анкара выразила недовольство этим шагом соседа. Причина вовсе не самом решении, а в том, что РА не отказывается от терминов «Западная Армения» и международного признания Геноцида армян 1915 г. Это всерьез может встать помехой на пути армяно-турецкого потепления, однако, вряд ли Анкара отойдет от достигнутых, столь кропотливым путем, позиций до тех пор, пока Национальное Собрание не ратифицирует этот документ. Можно ли считать этот шаг Еревана предусловием, которого так тщательно избегали дипломаты обеих стран. Возможно, однако, еще большим предусловием в таком случае станет совместное рассмотрение проблем Армения-Турция и Армения-Азербайджан.
Эта дипломатическая перепалка еще раз продемонстрировала, что в ближайшее время никаких сдвигов не следует ожидать в деле армяно-турецкого сближения, но вместе с тем это значит, что и Анкара не собирается отказываться от своих требований. Стало быть, в обозримой перспективе (как минимум в 2010 г.), о чем также 22 января объявил глава внешнеполитического ведомства РА Э. Налбандян, сдвигов в Карабахском вопросе не будет.
Фактически, Анкара не готова к кардинальным действиям в этом направлении, Россия же, как бы она ни старалась, не сможет повлиять на ход событий, т.к. у Баку существует «спина» в виде серьезного регионального игрока – Турции, которая жалует необходимые «козыри» своему союзнику. Нельзя принижать роль США и ЕС, но вместе с тем, нужно признать, что в данной ситуации они должны выйти с общей позицией наряду с Россией и Турцией для достижения серьезных положительных сдвигов. Только в этом случае, т.е. в случае единого согласованного фронта всех заинтересованных сторон (Турции, РФ, США, ЕС), в скором времени мы сможем стать свидетелями окончания конфликта и установления долгожданной и необходимой стабильности во всем южно-кавказском регионе. Но к сожаленью, этого не происходит и не известно произойдет ли в обозримом будущем. Вот почему, по всей вероятности, прорыва в Сочи не стоит ожидать. Однако нельзя и недооценивать подобного рода встречи, т.к. диалог глав государств – первый и самый важный пример для своих сограждан на пути постепенного разрушения предрассудков и этнических барьеров, которые сегодня присущи как гражданам республики Армения, так и гражданам республики Азербайджан.
Поделиться: