Тигран Манасян: Когда же мы догоним и перегоним Америку?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В нашей современности мы зачастую живем стереотипным мышлением. Иногда совершенно несправедливо упрекаем себя в излишней отсталости, причем как культурной, так и политической. Да, самокритика - это похвально, но для большинства граждан постсоветских республик понятие Запад приобретает некий сакральный смысл. Поэтому мы и забываем о самоуважении перед западным человеком, более того выходца из Европы или Америки «облизываем» по полной программе. В чем же дело? Почему мы так несправедливы к самим себе?
Тигран Манасян: Когда же мы догоним и перегоним Америку?

В нашей современности мы зачастую живем стереотипным мышлением. Иногда совершенно несправедливо упрекаем себя в излишней отсталости, причем как культурной, так и политической. Да, самокритика - это похвально, но для большинства граждан постсоветских республик понятие Запад приобретает некий сакральный смысл. Поэтому мы и забываем о самоуважении перед западным человеком, более того выходца из Европы или Америки «облизываем» по полной программе. В чем же дело? Почему мы так несправедливы к самим себе?

Основная причина подобного странного поведения заключается в понимании того, что там жизнь лучше, а соответственно и кошелек намного толще. Кроме того, мы еще не избавились от комплекса советского гражданина, который был искусственным образом привит нашим людям. По-другому и быть не могло, т.к. живя в полностью изолированной и относительно отсталой стране, советские граждане воспринимали «интуристов» как нечто новое, неизведанное и более прогрессивное. Недаром из советских времен сохранилось несметное количество народных поговорок и анекдотов, говорящих об отсталости СССР и прогрессе Западного мира.

А сколько существует нецензурных фольклорных выражений на ту же тему... Что говорить, если даже многие поэты и писатели позволяли себе мат и нецензурщину в своих произведениях (например, Демьян-Бедный). В итоге подавляющего большинства из них речь идет о том, что мы дикие азиаты, а они - европейцы, и этим уже все сказано. В советские времена у нас были исписаны чуть ли не все общественные санузлы. Это также показатель культуры населения. С другой стороны во Франции, например, еще век назад за измену кастрировали мужчин, а на Востоке до сих пор существуют законы, по которым разрешаются варварские (по крайней мере, для любого европеизированного человека) меры [1] за определенные преступления.

В любом случае история рано или поздно расставит все по своим местам. В ближайшем будущем весь мир будет удивляться, как быстро идет развитие в России и как прогрессирует микро-культура российского населения.

Для более полного, а не стереотипного, представления культурных ценностей россиян требуется более-менее непредвзятый анализ общественного развития духовной сферы россиян и народов остальной Европы, начиная как минимум с царской эпохи. Можно уйти дальше вглубь веков, но к сожаленью, одной статьи для такого анализа будет недостаточно.

Итак, для начала рассмотрим россиян. Во-первых, нужно отметить, что понятие русский, в качестве самоназвания народа, возникло не так давно - лишь в Средние века. Однако распространилось и стало широко употребляться в XIV-XV вв. Соответственно, по моему мнению, было бы логичнее считать именно этот промежуток началом становления и самоопределения трех восточнославянских народов. Стало быть, этот период нельзя соотнести с европейским по развитию. Во-первых, многие европейские народы (например, французы, англичане, немцы, итальянцы... уже давно разобрались с вопросом своего «Я» и шагнули в эпоху развитого феодализма, а во времена Ивана Грозного в некоторых местах Европы уже появились зачатки капиталистического общества (Голландия, итальянские государства, Англия).

Что же можно сказать о России? Принято считать начало форсированного развития капитализма в России только со времен Петра I. Именно этот царь-реформатор впервые всерьез задумался о пользе западноевропейской культуры. Выражаясь словами великого русского поэта А.С. Пушкина, «прорубив окно в Европу», Россия сумела приблизиться по уровню своему развития к такой империи, как Австро-Венгрия и обогнала Османскую империю как по экономическому, так и по военному потенциалу (хотя Великая Порта являлась некогда государством, угрожающим не только великой Австрийской империи Габсбургов, но также всей европейской культуре).

Однако говорить о серьезном прорыве капитализма в российской империи до конца XIX в. не приходится по двум основным причинам:

  • 1) Запоздалое осознание благ капитализма;
  • 2) Наличие крепостного права, как тормоза для здорового функционирования капиталистической системы.

Сняв с себя этот тяжкий груз в 1861 г., российское государство, вступило в период, близкий к 1688 г (Славной революции) для Англии. Эта дата является показательной для Туманного Альбиона, т.к. именно с этой поры ведется отсчет современной капиталистической передовой Великобритании. Представить только, Россия отстала от Англии на 300 лет, приблизительно настолько же от Германии и Франции.

Вся сложность заключается в том, что в период явного расцвета, в истории России происходит событие, которое меняет всю историю человечества не более, не менее. Речь идет о Великой Октябрьской революции 1917 г. Эта дата положила конец капиталистическому развитию страны, однако Советы способствовали в определенной степени развитию некоторых частей Сибири и Дальнего Востока, что также немаловажно. Однако сложно предположить, что было бы, если бы развитие России после 1917 г. плавно продолжилось в том же капиталистическом русле...

Итак, Советский период в целом можно охарактеризовать, как регресс, или крайне медленный прогресс. Современная Российская Федерация представляет собой экономическое продолжение царской эпохи с элементами советского строя. Только сегодня многие россияне зажили спокойно и вдохнули запах свободного общества, теперь у нас есть возможность путешествовать и анализировать, понимать, что хорошо, а что плохо. Фактически, у нас, у отсталых «бывших советских граждан», есть шанс идти вперед семимильными шагами, а это значит пройти то же расстояние к развитому капиталистическому обществу, которое прошли Великобритания, Франция, Германия... но за минимальный промежуток времени. По некоторым расчетам мы можем догнать Францию уже к 2040-50 гг., [2] т.е. вдвое сократить историческое время. Кроме того, по всей вероятности, нам не потребуется такого количества революций, как, скажем, Франции, чтоб доказать, что наше общество готово к переменам.

У читателей может возникнуть законный вопрос, почему в статье, где главный вопрос касается культуры населения и духовной сферы, так много говорится об экономике. Подобное не является случайностью, т.к. состояние экономики диктует уровень развития культуры как населения, так и всей страны в целом. Если экономика развита, и финансовое положение государства позволяют, люди учатся в хороших университетах, набираются знаний за границей, чувствуют себя относительно комфортно и независимо. Учась в престижных ВУЗах других стран, люди набираются опыта общения с другими людьми, изучают другие культуры, что в свою очередь прививает достойный вкус, манеры, которые в относительно более развитом обществе более зрелые и соответствующие. Развитие вкуса в обществе неминуемо приводит к развитию архитектуры, живописи, культуры общения и т.д. Вот почему в Европе сохранилось так много красивейших зданий и именно поэтому подавляющая часть населения западного мира более вежливое и внимательное к окружающим.

Ввиду того, что любой аргумент хорош серьезным примером, вспомним те народы, которые первыми встали на путь культурного развития. Одними из самых развитых цивилизаций древнего мира можно назвать египетскую и греческую. Это были немногочисленные народы, сохранявшие свои замечательнейшие традиции в течение нескольких тысячелетий. Жестокость, окружавшая эти народы со всех сторон, хоть и была свойственна воинам греков и египтян все же не была подавляющей. На улицах весьма редко происходили убийства и казни, и уж тем более никто в древнем Египте не возрадовался бы при виде чужой смерти, исходящей от рук профессионального палача. У этих народов существовали свои культурные традиции: например, египтяне не держали дома домашних животных, кроме коров, мужчина в Египте мочились сидя, а женщины стоя, что же говорить об архитектуре и искусстве этого древнего народа. Практически всегда в истории человечества развитие и увеличение государства приводило к культурному обогащению определенного народа.

Совсем иную картину мы видим в некогда процветающей и продвинутой Римской империи в начале Средних веков. На территории очага римской культуры поселились германские племена, крушащие и сжигающие не только «Вечный город», но и все на своем пути с большим удовольствием. Это и есть варварство: уничтожение памятников культуры и искусства. А благодаря германскому племени вандалов мы узнали, что такое вандализм...

Однако посмотрим на немцев сейчас: это один из самых интеллигентных народов не только европейского континента, но и мира в целом. Так в чем же дело? Что же за несколько веков помогло германцам (немцам, швейцарцам, шведам, норвежцам и исландцам) - этим варварам, чинившим жестокости повсеместно по всей Европе и северной Африке - измениться и стать одними из самых культурных и цивилизованных народов нашей планеты? Вопрос прогресса социального, экономического и духовного характера и будет главным вопросом данной статьи.

Европа один из древнейших очагов человеческой культуры. С тех пор как зародилась крито-микенская культура, на этом континенте непрерывно происходило смешение и становление все новых человеческих культур. Если брать в качестве опоры нашей статьи период того же Средневековья, то европейские народы показывали колоссальные скачки и падения как в политике, так и в социально-экономической сфере.

Сегодня благодаря многочисленным статистическим исследованиям, мы получаем важнейшую информацию, касающуюся общества. По некоторым авторитетным статистическим данным самыми культурными народами Европы являются англичане, немцы, швейцарцы, французы и т.д.

Анализировать путь развития всех этих народов мы к сожаленью не можем, т.к. подобное исследование не впишется в рамки одной статьи, однако возьмем в качестве примера англичан и французов. Итак, англичане представляют собой весьма интересную помесь местных кельтских племен с пришлым римским (романским) и пришлым германским народами. Все эти народы являлись носителями своей определенной уникальной культуры. Римляне были цивилизованны, некоторые племена кельтов также благодаря римскому влиянию восприняли многие черты их культуры. Сложнее обстоит дело с германцами, т.к. издревле сотни племен - представителей этого этноса представляли собой не более чем безграмотных варваров.

Именно они (племена англов и саксов) завоевали Британские острова и создали там свои государства, впоследствии объединившиеся под верховенством Лондона. В результате слияния местного населения с германцами получился народ, который более 100 лет являлся, по сути, властелином мира - речь идет об англичанах. Изначально эти чопорные интеллигенты не отличались особыми манерами: также устраивали публичные казни, города купались в тонах мусора, люди не мылись месяцами, да и в культуре общения нельзя было найти особых положительных моментов.

Однако со временем, ближе к XIV-XVI вв. со времен первых крупных побед и триумфов Британской короны поднялась экономика страны и постепенно улучшалось финансовое положение не только аристократов, но, что весьма важно, многих купцов и ремесленников. Основой капитализма является развитие финансов, а виду того, что человеку для душевного равновесия в большей части нужны денежные резервы, можно считать, что с этой задачей Англия начала справляться за 500 лет до нас. Окончательно же Британия превратилась в светское государство в первой половине XIX в., когда была разгромлена великая империя Наполеона и британская корона стала единодушной владычицей всех морей и океанов. Как раз подобное положение способствовавшее развитию экономики (т.к. новые земли это также рынки сбыта и сырья) в итоге и привело к культурному просвещению. Именно Англичане первыми начали собирать со всех уголков мира антиквариат, драгоценности, древние ремесленные, чеканные изделия и в последствии собрали лучшую коллекции древностей в Британском музее. Подобной концентрации столь ценных экспонатов, пожалуй, невозможно найти более нигде.

Если говорить о социальной культуре, то она также стала частью британского общества не за год или десятилетие и уже тем более не за один век. Этот процесс шел столетиями и достиг определенной вершины также к XIX в. Именно во время правления королевы Виктории произошло колоссальное культурное обогащение Британии: писались научные трактаты, романы, пьесы, театры пользовались огромной популярностью, люди создавали профессиональные союзы, тайные и открытые общества и клубы и т.д. Все это является результатом векового развития Великобритании.

Теперь же взглянем на соседей и вековых конкурентов Великобритании в деле мирового господства. Франция, подобно своему соседу, имеет любопытнейшую историю, т.к. французская нация складывалась в результате смешения кельтов, римлян и германцев. Появилась французская нация в качестве единого целого народа, идентифицирующего себя именно как французы в период после Карла Великого, которого немцы наравне с французами могут считать своим национальным символом, т.к. франки это германское племя. Завоевав Галлию, франки построили на этой же территории новое государство, в котором подавляющее большинство населения составляли галло-римляне, только потом шли франки (т.е. германцы). Франки дали название Франции после смерти Карла Великого, когда его империя разделилась и на ее месте появились новые государства - Франция и Германия. С этого периода (с IX в.) можно начинать отсчет современной французской нации, которая формировалась еще в течение нескольких веков.

Фактически нация французов сложилась на три четыре столетия раньше, чем нация русская. Поэтому совершенно нормально, что мы отстаем от них на несколько веков. Но взглянем, очень коротко, на французов, на их развитие. Изначально это было варварское государство, пережившее период раздробленности, также как все государства мира. Франция являлась католическим государством, поэтому она целенаправленно проводила политику инквизиции. В течение сотен лет Франция, а фактически все человечество, потеряли сотни и тысячи передовых умов и не ангажированных ученых.

Кроме того, до XVII в. мы не можем говорить о великой французской культуре. Основу экономического и культурного развития заложил Король-солнце Людовик XIV. Царствование Людовика - время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий Век. Результатом века просвещения явились Вольтер и Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и многие другие. Французский язык становится языком международного общения. Однако Великая французская революция явилась еще большим толчком для развития французского государства. Наполеон Бонапарт провел централизацию страны, ввел новую конституцию, реорганизовал делопроизводство, в конце концов, благодаря его смекалке и усилиям французского народа, Франция превратилась в сильнейшую империю европейского континента. Хотя еще во время революции, это государство стояло на краю падения и отчаяния, т.к. интервенции основных монархий Европы без вмешательства Наполеона могли стать роковыми для Парижа.

Во времена Наполеона экономика Франции развивалась колоссальными темпами. Кроме того, император дал толчок развитию многим направлениям науки и культуры. Не будет лишним напомнить, что египтологией мы обязаны именно маленькому корсиканцу, который видел в древности и истории не только ответы на вопросы бытия, но и будущего.

Послед падения империи в 1814 г., Франция на время отходит от первых позиций в Европе, но уже к середине XIX в. Франция вновь играет одну из важнейших ролей в мире. Здесь имеется в виду политика, т.к. экономику Франции можно было охарактеризовать, как стабильную и развивающуюся быстрыми темпами страну.

В ХХ в. Франция входит одним из самых развитых экономически стран, играющих первые роли на международной арене. Во второй половине ХХ веке благодаря действиям президента де Голля, помощи США и множеству других факторов, Франция до сих пор сохраняет за собой право называться одним из самых социалистических государств. А этот социализм - более справедливый с точки зрения морали, т.к. общество, построенное в СССР было антигуманным и противоречащим самой конституции большевиков.

В статье сравнение россиян с европейцами происходило не только потому, что Европа является в определенной степени (хотя это можно оспорить сегодня) эталоном культурного развития, но и потому, что российская культура является частью общеевропейской цивилизации. Россия - является неотделимой частью Европы, т.к. происхождение и развитие русской культуры происходило в неразрывной связи с величайшими очагами европейской культуры (Византия, Рим, Священная Римская империя, Пруссия, Голландия, Италия, Франция). Чтоб не быть голословным вспомним архитекторов, строивших шедевры московского Кремля: это Флавио Бьондо, Марко Руфо, Алевиз Миланец. Вспомним также архитекторов, строивших северную столицу, подавляющее большинство из них составляли именно итальянцы и французы (например, Бартоломео Растрелли, Жан Тома де Томон).

Если считать в качестве отправной точки российской европеизации период правления Петра Великого, то нужно вспомнить его учителей и наставников из Германии, Голландии, Швейцарии, которые привили русскому царю любовь к культуре Запада, которая по всем основным сферам стояла на более высокой ступени развития. Фактически, с XVIII в. Россия ровняется на Европу практически во всем как минимум до 1917 г. Поэтому невозможно рассматривать россиян в отрыве от европейцев, населяющих передовые страны европейского континента.

Сегодня можно найти множество общих черт среди народов Западной Европы и Америки. Почему? Во-первых, потому что происходит глобализация (т.е. всесторонний прогресс), благодаря которой мы становимся ближе друг другу. Во-вторых, чем больше развивается общество, тем более углубляются и прививаются понятия морали среди населения. Например, невозможно представить, чтобы вам как пешеходу не уступили дорогу где-нибудь в Англии, США, Канаде, Германии и даже в Италии [3] . Точно также сложно представить, чтобы в Западном мире вам кто-нибудь не улыбнулся или не извинился за случайно доставленное недовольство (например, в случае, если вас нечаянно толкнули, или коснулись). Это мелочи жизни, кому-то может показаться, что это не важно, однако человек, а значит и общество познается мелочами. Именно эти маленькие показатели культуры человека могут рассказать о его сущности и душевном состоянии. В целом Европа и весь Западный мир находятся за гранью душевного дискомфорта, они перешагнули эту черту окончательно в ХХ в., точнее во второй его половине.

Подтвердить вышесказанное хочется словами президента США Б. Обама, недавно нанесшему визит в Москву. Он говорил о том, что не существует американского образа жизни или ценностей, есть лишь универсальные общечеловеческие нормы, до которых первыми добрались по определенному стечению обстоятельств США. Он, вероятно, прав, т.к. вежливость и отзывчивость нельзя назвать американской чертой, это свойственно всем народам, но к сожаленью не все на данный момент добрались до этой точки развития. Россия в том числе. Но сегодня у нее есть очень многообещающие перспективы быстрейшего развития. Нужно лишь постараться и осознать эти перспективы. Главное, чтобы население России само пришло к этому пониманию, но для этого нужно время...

Человечеству потребовались океаны времени, чтобы осознать пользу стабильности и добропорядочности. Анализ исторического развития человечества позволяет сделать, по моему мнению, следующее заключение. В виду того, что со временем человечество начало постепенно задумываться о своем жутком будущем в случае продолжения своей варварской политики в отношении своей же планеты, многое в жизни людей изменилось. Изменилось в лучшую сторону, т.к. сегодня мы твердо можем сказать, что подобных Средневековым ужасам действий цивилизованное человечество больше не увидит. А ввиду того, что все больше людей во всех уголках света, путешествуя и учась у более прогрессивных собратьев, начали понимать все блага цивилизованной человеческой жизни, у землян есть шанс на более комфортабельное и безопасное будущее. Речь, конечно же, не идет о ближайших годах, возможно даже речь не идет о столетиях, но определенно можно сказать, что регресс маловероятен, учитывая обстоятельство привыкания и восприятия людьми нормальных человеческих отношений. В таком случае притупится разделение людей по национальному или конфессиональному принципу. Вполне вероятно, что будущее сотрет все религии и создаст какую-то одну среднюю расу людей, живущих в пределах одного - единого для всех, объединенного государства людей, проживающих на планете Земля.

[1] К примеру, отрубание рук за воровство.

[2] Франции потребовалось 100 лет от Великой Французской революции до конца XIX в.

[3] Речь не идет о приезжих и живущих в этих странах людей в первом поколении

Поделиться: