Тигран Манасян: Карабахский узел - новый подход!

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вот и прошла долгожданная встреча трех президентов, которую с трепетом ожидали во многих странах, особенно в Армении и Азербайджане. Благодаря российской стороне и инициативе лично Д.А. Медведева нагорно-карабахский конфликт вновь начал интересовать мировое сообщество. На протяжении долгого времени о нем не вспоминали, а даже если и вспоминали, то, как бы невзначай, не уделяя этому должного внимания. В мировой прессе в последнее десятилетие часто фигурировали вопросы, касающиеся конфликтов в Южном Кавказе, особенно это касалось Южной Осетии и Абхазии. Причем, необходимо подчеркнуть, что Запад интересовался этими очагами конфликтов только потому, что там находились российские миротворческие подразделения, которые никак не могли оставить Европу и США равнодушными. Они еще не излечились от этого панического страха перед Россией. Этот синдром антисоветчины с 1991 г. предопределял политику многих стран в южнокавказском регионе. Например, поэтому Вашингтон всячески пытался заручиться поддержкой местных правительств, чтобы предотвратить возможное усиление роли ослабевшей Москвы в данном регионе.
Тигран Манасян: Карабахский узел - новый подход!

Вот и прошла долгожданная встреча трех президентов, которую с трепетом ожидали во многих странах, особенно в Армении и Азербайджане. Благодаря российской стороне и инициативе лично Д.А. Медведева нагорно-карабахский конфликт вновь начал интересовать мировое сообщество. На протяжении долгого времени о нем не вспоминали, а даже если и вспоминали, то, как бы невзначай, не уделяя этому должного внимания. В мировой прессе в последнее десятилетие часто фигурировали вопросы, касающиеся конфликтов в Южном Кавказе, особенно это касалось Южной Осетии и Абхазии. Причем, необходимо подчеркнуть, что Запад интересовался этими очагами конфликтов только потому, что там находились российские миротворческие подразделения, которые никак не могли оставить Европу и США равнодушными. Они еще не излечились от этого панического страха перед Россией. Этот синдрома антисоветчины с 1991 г. предопределял политику многих стран в южнокавказском регионе. Например, поэтому Вашингтон всячески пытался заручиться поддержкой местных правительств, чтобы предотвратить возможное усиление роли ослабевшей Москвы в данном регионе.

В Нагорном Карабахе российских войск нет и не было, поэтому и интерес к данному конфликту не такой высокий. Однако, как бы то ни было, со временем многие политические деятели осознали, что этот конфликт должен быть разрешен. Следствием этого стала встреча в Москве 2 ноября Д. Медведева, И. Алиева и С. Саргсяна. В итоге этой встречи не произошло то, чего многие могли ожидать. Не был найден подход к обоюдному согласию сторон, т.к. процесс поиска, можно сказать, начат заново. Однако, нельзя сказать, что эта встреча прошла зря, т.к. стороны пришли к согласию по многим ранее недостигнутым вопросам. Например, было решено постоянно проводить подобные встречи на самом высоком уровне для дальнейшего урегулирования проблем, связанных с армяно-азербайджанским конфликтом. Это действительно очень важный шаг, однако, взглянув в ретроспективу, можно увидеть, что подобного рода встречи происходили и ранее. В начале нового тысячелетия между президентами Г. Алиевым и Р. Кочаряном было организовано множество встреч, носивших скорее формальный характер. Они ни к чему в итоге не пришли, хотя и вселяли надежды и ожидания на граждан как Армении, так и Азербайджана.

Кроме того, оба президента признали необходимость соучастия в этих переговорах Минской группы ОБСЕ. Фактически, это признание посредничества в первую очередь России, т.к. инициатива исходила от Москвы. Практически все важные встречи и переговоры происходили либо по идее Москвы, либо при ее посредничестве. Это показатель того, что РФ не оставила своих ближайших соседей и вековых партнеров, наоборот, всячески пыталась содействовать миру и стабильности во всем южно-кавказском регионе.

Но самое важное в переговорах 2 ноября - это согласие на неприменение силы и только мирное, политическое урегулирование всех вопросов, касающихся Армении и Азербайджана. Такого не происходило никогда, т.к. обе стороны не были готовы к подобному. Ильхам Алиев, став президентом Азербайджана, постоянно грозился возобновить военные действия в случае упорства армянской стороны. Алиев требовал возвращения всех земель, фактически отделившихся от Азербайджана и контролируемых объединенными армяно-карабахскими силами. Ереван не выдвигал подобных ультиматумов и всегда придерживался мирного пути решения конфликта. Таким образом, самое главное - мирное урегулирование подтверждено обоими участниками конфликта.

Итак, встреча не была бесполезной. Однако стороны не смогли прийти к обоюдному решению конфликта. Многие могут задаться вопросом «почему»? Это очень сложный вопрос, поэтому ответов на него может быть множество. Во-первых, между сторонами неn никакого доверия. Во-вторых, нет желания (по крайней мере до сих пор) идти на взаимные уступки, т.к. без уступок политическими средствами подобный конфликт не решить. В-третьих, не происходит никакого культурного обмена между армянским и азербайджанским народами. Это самое важное в деле сближения народов. Многие злословят, мол «между этими народами не может быть ничего общего...» и «они враги навеки...». Люди, придерживающиеся подобной точки зрения, не имеют никакого понятия об истории. Не нужно уходить вглубь веков, достаточно лишь посмотреть на Советский Союз и все станет ясно. В Армянской ССР жило огромное количество этнических азербайджанцев, точно так же как армяне проживали в Баку и других местах Азербайджанской ССР. Что говорить о Муслиме Магомаеве - азербайджанце, который исполнял песни армянина Арно Бабаджаняна. Между ними существовали кроме профессиональных, также и дружеские отношения. Подобных примеров история знает очень и очень много, поэтому нужно лишь вновь позволить народам сотрудничать и общаться во всех возможных сферах. Более того в самой Москве сегодня проживает множество этнических армян и азербайджанцев, однако конфликтов на межнациональной почве практически никогда не возникает.

Сегодня существует множество мнений относительно будущего нагорно-карабахского урегулирования. Существует точка зрения, согласно которой Россия пытается в глазах мирового сообщества реабилитироваться на фоне кампании в Южной Осетии. Они считают, что РФ вышла оттуда проигравшей, и поэтому, т.к. во всем мире признается территориальная целостность Азербайджана, Москва принудит Ереван решить конфликт в пользу Азербайджана. Это мнения кажется маловероятным, т.к. Россия не станет напрямую вмешиваться в данный конфликт, о чем говорил и В. Путин и теперь Д. Медведев. РФ признала только свою посредническую роль. Кроме того, приезд Медведева в Ереван за неделю до этой встречи тоже не малозначим. Если бы Россия действительно пыталась играть по такому сценарию, стал бы Медведев всячески хвалить дружбу и сотрудничество РФ с РА. Медведев заявил в Ереване «...мы прямо заинтересованы в том, чтобы армянский народ жил в сильном и процветающем государстве - в стабильном государстве» . Серьезные политики такими выражениями не разбрасываются, а если так, то он будет всячески способствовать поддержанию статус-кво в регионе, пока стороны сами не найдут пути решения конфликта.

России сегодня не выгодно сотрудничество только с одной республикой, т.к. поддержав, одну из них, она тут же потеряет другую. А для России главное - повысить свой авторитет и влияние во всем регионе. Республика Армения важна для России, ввиду того, что на ее территории находятся российские войска и военные базы [1] . Для РФ важен и Азербайджан со своими полезными ископаемыми и удобным геополитическим положением. В противном случае Вашингтону не стоит ничего заручиться поддержкой этих государств, т.к. начиная с 1991 г. США всячески дают понять, что сотрудничество с ними -выгодно .

Кроме России в поддержании статус-кво в регионе заинтересована также Турция. Анкара понимает, что прежними методами невозможно ни «задавить» Армению экономически, ни получить из этого дивиденды, т.к. блокада Армении потерпела неудачу, а турецкая внешняя политика ничего не выиграла от того, что разделяла точку зрения Баку. Для Турции сейчас важно сохранить статус-кво в регионе, а в лучшем случае попробовать стать инициатором решения НК конфликта. Преодоление же его может открыть границы Армении и Азербайджана, что также приведет к улучшению экономического положения всего региона.

Это лишь добрые пожелания, но как же сделать так, чтобы действительно развязать этот узел, угодив обеим сторонам? Только путем серьезных территориальных уступок , т.к. обе стороны оказались в тяжелом положении: Азербайджан фактически лишился 1/3 своих территорий, полученных в наследство от СССР, Армения и Карабах потеряли в войне несколько тысяч своих граждан и оказались в полной политической и экономической изоляции. Для этого нужен очередной план, переработанный и созданный обеими сторонами, т.к. все прежние «Поэтапный», «Пакетный», «Общее государство» устраивали только одну сторону и не удовлетворяли другую. Причина - в том, что эти программы были предложены и составлены не конкретно представителями Армении и Азербайджана, а Минской группой ОБСЕ или другими организациями. Так вот для качественного прорыва необходимо участие за столом переговоров самих участников конфликта вместе со сторонними наблюдателями, следящими за выполнением международных норм.

В данной ситуации справедливым было бы создание независимого государства Арцах (в тех границах, которые ему оставил СССР) и передача Азербайджану всех остальных территорий, контролируемых совместными армяно-карабахскими вооруженными силами. Однако совершенно очевидно, что создание независимого государства Арцах не может сопровождаться передачей азербайджанской стороне двух стратегически важных точек: лачинского коридора и города Шуши - важнейших стратегических форпостов, соединяющих Нагорный Карабах с Республикой Армения. Без сохранения этих важнейших для существования Нагорного Карабаха точек - вопрос о существовании самого Арцаха может быть под вопросом, т.к. полностью утрачивается транспортное сообщение НКР с РА, которая является во многих случаях государством-донором для соседней самопровозглашенной, но фактически существующей республики.

К чему приведет эта новая инициатива России сказать пока сложно, но одно можно сказать однозначно - Армения и Азербайджан готовы к серьезным и решительным действиям. Главное сейчас держать постоянный контакт между собой и вести дискуссии по всем интересующим стороны вопросам. Только в этом случае + развивая культурное сотрудничество армян и азербайджанцев, можно будет добиться значительных успехов в данном очень непростом вопросе.



[1] Начиная с 1991 г. Республики Армения еще ни разу не требовала от России изменения военных договоров, даже наоборот, впоследствии войска РФ из Грузии были переброшены опять же в Армению.

Поделиться: