Тигран Манасян: Что ожидает турецко-армянские отношения?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Два соседних государства, не имеющие стабильных дипломатических отношений, вновь пытаются наладить диалог. После исторической встречи в Ереване президентов Турецкой республики и республики Армения у двух стран появилась большая надежда на быстрое налаживание отношений. Президентами было заявлено, что у обоих народов появилась решимость и желание сломить, наконец, вековые разногласия и шагнуть в ногу со временем. Этот шаг можно действительно трактовать, как уникальный для Турции и Армении.
Тигран Манасян: Что ожидает турецко-армянские отношения?

Есть ли цена у дружбы!

Два соседних государства, не имеющие стабильных дипломатических отношений, вновь пытаются наладить диалог. После исторической встречи в Ереване президентов Турецкой республики и республики Армения у двух стран появилась большая надежда на быстрое налаживание отношений. Президентами было заявлено, что у обоих народов появилась решимость и желание сломить, наконец, вековые разногласия и шагнуть в ногу со временем. Этот шаг можно действительно трактовать, как уникальный для Турции и Армении.

После этой встречи последовали беседы между министрами иностранных дел, которые зачастую ни к чему кардинальному не приводили. Дело ограничивалось обычными дипломатическими обтекаемыми фразами о желании и решимости наладить диалог, но на деле положительных сдвигов в процессе потепления отношений не наблюдалось. При этом стороны договорились об установлении дипломатических отношений и открытии границы с вытекающими из этого последствиями без каких-либо предусловий. Это значит, что у РА и Турции действительно есть желание сотрудничать. Но так ли это на практике?

Армянская сторона изначально выступала за укрепление связей со всеми странами региона и в том числе с Турцией, поэтому никаких неожиданных действий она не совершала. Напротив, Анкара, прикрываясь теплыми дипломатическими выражениями, желает добиться снятия проблемы «Геноцида армян» с повестки дня. Подтверждением того, что турецкая сторона не желает дружить без предусловий стала встреча 4-5 декабря. На встрече министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ (где Армения приняла председательство) прошли переговоры между Арменией, Турцией и Азербайджаном. Итогом этих переговоров стали решения о дальнейшем проведении встреч. Однако для этих переговоров сторонами были запланированы сразу 5 различных сюжетов: создание комиссии по изучению событий 1915 г.; сроки вывода армянских войск из НК; открытие границы между Турцией и Арменией; подготовка визита в Анкару С. Саркисяна; платформа по безопасности и сотрудничеству в регионе. Однако из этих вопросов на встрече министров обсуждались только вопросы приезда Саркисяна в Турцию и мельком коснулись темы открытия границы. Все остальные вопросы затронуты не были, т.к. они по сути являются условиями Турции для будущего сближения.

Совершенно очевидно, что Турция предъявляет Армении условия. Однако все ли так просто? Возможно, обе страны готовят свое население к психологическому преодолению всех исторических предрассудков, появившихся за несколько поколений. Например, еще в этом году менее 30% населения РА видело в Турции хорошего политического партнера, сегодня же эта цифра приблизилась к 41%, что говорит о быстром изменении менталитета жителей Армении. Подобная ситуация наблюдается и в Турции. Редактор «Турецкого политического еженедельник Диба Нигар Гассел передает, что турецкое общество стало относиться к армяно-турецкому сближению все более положительно, а вопрос геноцида воспринимается в Турции все более критически, нежели пару лет назад. По ее словам, встреча президентов С. Саргсяна и А. Гюлля сыграла немалую роль для изменения ментальности турецких граждан. Фактически, если верить статистике, за этот небольшой промежуток времени, граждане обоих стран стали относиться друг к другу намного теплее и благоразумнее.

Если учитывать, что зачастую в истории нужно поступать терпеливо и взвешенно, то, возможно, в действиях (т.е. в медлительности) обеих сторон можно увидеть рациональное зерно. Тем самым они хотят сначала психологически подготовить население, а потом позволять гражданам своих государств взаимодействовать во всех возможных сферах, для того, чтобы не допустить возможных конфликтов на национальной почве. Зачастую, чтобы добиться положительных сдвигов, государство идет на неординарные меры для того, чтобы сначала подготовить почву, а затем перейти непосредственно к важным преобразованиям. История богата подобными примерами. Например, генерал Франсиско Франко (диктатор ) в конце жизни передал власть королевской семье и создал фактически парламентское государство, что является важнейшим показателем развитого цивилизованного государства. Другой диктатор - Шаль де Голль также имел неограниченную власть, но в итоге, подготовив общество к более современному политическому укладу, сыграл важнейшую роль для создания во Франции более демократического [1] политического устройства.

Психологическая подготовка общества - лишь одна (причем самая малозначительная) из возможных причин медлительности и неопределенности турецкой стороны, поэтому существуют и белее веские и важные обстоятельства. Одним из таких обстоятельств является геноцид армян 1915 г. С момента создания армянской государственности, Турция последовательно игнорировала этот исторический факт, признанный уже 23 странами [2] . В нескольких из них уже прошли судебные процессы по этому вопросу. В Швейцарии, например, за последние два года прошло два судебных процесса: над представителем Рабочей партии Турции Али Мерджаном и председателем националистической Рабочей партии Турции Догу Перинчеком за отрицание геноцида армян. Они были осуждены и оштрафованы. Подобные процессы происходили уже и во Франции, и в Греции и других странах, признавших геноцид.

Сегодня мало у кого вызывают сомнения события 1915 г., т.к. существует множество серьезных монографий на эту тему, написанных как армянами, так и иностранцами. Кроме того, благодаря очевидцам, имеется большой архив фотографий и видеокадров, наглядно демонстрирующих массовое истребление турецких граждан армянской национальности. Все кажется очевидным, однако почему Турция не идет на признание факта геноцида? Мне видится несколько причин этому:

  • Во-первых, признав геноцид, Анкаре придется выплатить немалые суммы семьям пострадавших (таких сегодня предостаточно);
  • Во-вторых, придется решать земельный вопрос, т.е. вопрос о недвижимости пострадавших семей;
  • В-третьих, это ударит по международному авторитету турецкой республики;
  • В-четвертых, армянская сторона может открыть вопрос о возвращении части утраченных земель после I мировой войны (в особенности это касается символа Армении - горы Арарат).

Говоря на тему армяно-турецких отношений, следует отметить важную роль Соединенных Штатов. Вашингтон также не желает признавать геноцид, т.к. Турция - ее основной (проверенный и давний) союзник во всем ближневосточном регионе. Кроме наличия военных баз на ее территории США имеют льготные права на продвижение своих судов через Босфор. Однако годом ранее Турция пригрозила ухудшением отношений вследствие продвижения 106-й резолюции в Сенате США. Не желая портить отношений с Анкарой, президент Буш приостановил этот процесс, но в свете прихода к власти Б. Обамы внешняя политика Вашингтона должна испытать кардинальные изменения.

Барак Обама известен своей поддержкой 106-й резолюции и своим обещанием о признании геноцида армян, находясь на посту президента. Теперь, став избранным, главой Белого все зависит только от него. Однако признав резню армян геноцидом, Обама рискует испортить отношения с Анкарой. Дело в том, что сразу же после президентских выборов в США турецкое лобби занялось пропагандой своих интересов. Премьер-министр Эрдоган, в свою очередь, направил Б. Обаме письмо с просьбой не признавать геноцид, угрожая в противном случае, похолоданием отношений «до непоправимого».

Обама не первый кандидат, обещающий принять этот исторический факт. Однако он -первый избранный в качестве президента США человек. Всем предыдущим кандидатам (напр. Джон Кэрри) не посчастливилось стать главой Белого дома. Было ли это дипломатической уловкой кандидата на пост главы государства, либо действительное обещание Обамы увидим в следующем году [3] . Пока же можно сделать приблизительные прогнозы. Как уже известно, Турция грозится порвать былые отношения с США, но пойдет ли Анкара на такой шаг? Скорее всего, не пойдет, т.к. в момент мирового кризиса у Турции, как и у всего мира, прибавилось множество проблем. Кроме того, что крайне важно, у Турции существуют традиционные проблемы с курдскими сепаратистами (которые представляют серьезную политическую опасность), проблемы с ЕС, а с прошлого года и с самими США. Под «похолоданием отношений Анкара» имеет в виду, по всей видимости, удаление военных баз США с территории Турции и, возможно, выход из организации НАТО. Но что это даст Турции? Получит ли она какие-либо политические дивиденды? Однозначно - нет. Она потеряет политическую поддержку Вашингтона, как самого важного игрока на политической арене, в казну перестанут поступать миллионы долларов за аренду территорий для военных баз США. Совершенно очевидно, упадет международный авторитет турецкой республики. Поэтому эти угрозы не имеют под собой никакого серьезного основания.

Вашингтону не грозит практически ничего, кроме временной критики со стороны Анкары. С другой стороны, признав геноцид, Вашингтон подтолкнет и европейские, и все другие (еще не принявшие этого исторического факта) страны к принятию его на государственном уровне. В такой ситуации, как мне кажется и Турции не останется ничего, как принять геноцид и покончить с этим вопросом раз и навсегда, т.к. быть на отшибе Анкара вряд ли захочет, тем более, что для ЕС - куда Турция так рвется вступить - это станет еще одним дополнительным средством давления на Анкару.

Поэтому сегодняшняя тенденция сохранится как минимум до конца нынешнего года. В начале следующего года пройдет заседание Сената США и станет ясно какую линию в действительности собирается проводить администрация будущего президента Обамы. Именно от него во многом зависит и будущее развитие армяно-турецких отношений, т.к. в случае признания геноцида, Турция, скорее всего, будет стараться углублять отношения с РА, а в случае непризнания - по всей видимости, существующая неопределенность между Ереваном и Анкарой сохранится. Сколько она продлиться при таком раскладе, сказать сложно, поэтому следует дожить до 2009 г. и дождаться решения США.



[1] Франция считается одним из самых социалистических государств

[2] Геноцид армян признали: РФ, Франция, Канада, Греция, Италия, Польша, Швейцария...

[3] Каждый год 24 апреля президент США произносит речь, связанную с трагедией армянского народа в 1915 г.

Поделиться: