Тигран Манасян: Армяно-российские отношения при новых президентах
Автор: ИАЦ МГУ
Армяно-российские отношения при новых президентах
«Армяно-российские отношения имеют богатое прошлое, очень хорошее настоящее и, я уверен, богатое будущее»
Серж Саркисян.
Недавно прошли президентские выборы в России и Армении. В связи с этим прослеживаются определенные аналогии. В обоих случаях победу одержали кандидаты от действующей партии власти. Ситуация получается весьма интересная, т.к. сценарий самих выборов в Армении был как бы повторен Россией.
Победивший на выборах в РА Серж Саркисян - фигура, во многом напоминающая избранного президента РФ Дмитрия Медведева, т.к. его поддерживал президент вместе с основной правящей партией. Оба новоизбранных президента неоднократно подтверждали верность начатому их предшественниками курсу. Президент РА Р. Кочарян и С. Саркисян давние друзья и соратники, поэтому считается, что, придя к власти, Саркисян продолжит линию своего предшественника, как во внутренней, так и во внешней политике. В принципе он считается продолжателем политики Роберта Кочаряна, также как Медведев - наследник и проводник путинского курса.
Скорее всего, избрание Сержа Саркисяна стало лучшим вариантом выбора народа на президентских выборах, т.к. по его предвыборной программе Армения во внешней политике и в будущем продолжит ориентироваться на Россию. Россия же в свою очередь воспринимается в Армении как некий «спаситель и ангел хранитель», ввиду того, что политическая ситуация республики крайне нестабильна. В народе ходит поговорка: «Без русского - нет армянина!».
Победив на выборах Серж Саркисян пообещал, что сделает все возможное, чтобы отношения с РФ развивались и дальше вглубь и вширь. В свою очередь российская сторона была заинтересована в победе именно С. Саркисян, а не Л. Тер-Петросян, который придерживался прозападной ориентации. Иначе как объяснить визиты в Ереван в преддверие выборов сначала председателя Единой России Б. Грызлова, а затем - председателя правительства РФ В. Зубкова.
Шли слухи о том, что в Москву приезжал экс-президент Тер-Петросян и встречался с Д. Медведевым, однако по сведениям официальных властей, никакой встречи не было и быть не могло. Это еще раз подтверждает взаимное доверие обеих сторон.
Поздравив Д. Медведева, президент Кочарян уверил его, что в Армении высоко ценят союзническое партнерство во всех сферах и выразил уверенность в том, что в будущем дружественные связи между Арменией и Россией станут более крепкими, а взаимовыгодное сотрудничество расширится.
24 марта 2008 г. С. Саркисян посетил Россию с официальным визитом и провел несколько встреч с В. Путиным, Д. Медведевым, В. Зубковым и Ю. Лужковым. Во время встречи президент Путин высказался о развитии отношений между двумя странами следующим образом: «Несмотря на сложности в политическом процессе в Армении, отношения с Россией будут развиваться по нарастающей».
В ходе встречи Владимир Путин заявил, что осведомлен о непростых внутриполитических процессах в Армении, отметив при этом, что в России рассчитывают на то, что, невзирая на развитие внутриполитического процесса в Армении, «все, что было наработано за предыдущие годы, будет сохранено и развито в будущем». В свою очередь, Саркисян заявил, что Армения нуждается в дальнейшем развитии отношений с Россией. «Мы всегда отмечали вашу помощь Армении», - отметил Саркисян.
Многое было сказано о помощи РФ Армении, и о благополучном развитии отношений между двумя странами. Но теперь хотелось бы более подробно остановиться на вопросе достигнутого за последние годы.
С 1991 г., т.е. с обретения независимости, произошло множество изменений у обоих государств. Например, изначально Армения не рассматривала РФ, в качестве стратегического партнера №1. РА во внешней политике стала ориентироваться на США. Показателем этого стало принятие Левоном Тер-Петросяном «Закона Республики Армения о языке» (1993 г.).
Остановилось все русскоязычное делопроизводство. При том, Тер-Петросян осознавал, что на русском языке прежде велось все делопроизводство. Этот закон, по сути положивший крест на русском языке, был отменен с приходом Роберта Кочаряна к власти в 1998 г. Фактически, изменение политики по отношению к русскому языку означало коренной пересмотр внешнеполитической доктрины. Если ранее большее внимание отводилось США, то теперь Россия стала важнейшим партнером и союзником РА.
Однако нельзя и недооценивать роль США во внешней политики республики Армения. Доказательством тому может служить постоянные финансовые поступления, исходящие с территории соединенных штатов. Самым крупным посольством в РА является дипломатическая миссия США. Более того, это самое большое их посольство во всем регионе, что также имеет большое значение.
Что же касается РФ, то еще совсем недавно она имела военные базы в Грузии. Однако по настоянию грузинской стороны России пришлось к концу 2007 г. вывести все свои вооруженные силы с территории республики. Примечательным является то, что выбор места их передислокации был сделан и обговорен с Ереваном в рекордные по международным стандартам сроки. Следует напомнить, что к тому времени в Армении уже имелось нескольких военных баз РФ, находящихся в разных районах республики. Более того, сегодня на границе Армения-Турция и Армения-Иран наряду с армянскими пограничниками стоят также и российские войска.
В экономической области также имеются большие достижения. Сегодня наблюдается картина усиления влияния российского рынка в Армении. Россия была крупнейшим двусторонним кредитором Армении, долг которой составлял около $ 100 млн. Кстати, долг этот состоял из российского кредита, за счет которого была в 1996 году вновь запущена Армянская АЭС, отключенная правительством Левона Тер-Петросяна в период развала СССР.
Нужно отметить еще один немаловажный факт. На баланс Россией были приняты убыточные предприятия, например, завод «Марс» (который простаивал с момента распада СССР) и три НИИ. Затем на баланс России еще скинули Разданскую ТЭЦ 60-х годов постройки, с недостроенным пятым энергоблоком. Откровенно говоря, Россия сделала все эти покупки не из соображений вложения капитала, а по другой причине. Суть сводится к погашению армянского долга, хотя Москва прекрасно осознавала убыточность данных предприятий в современных условиях. Для успешного функционирования требуются немалые вложения. Тем самым Москвы убила сразу двух зайцев: усилила свое влияния в Южном Кавказе, заложила прочный фундамент для будущего экономического роста. Придя на армянскую землю, российские и другие компании предоставляют работу, которая сегодня в большом дефиците в РА.
Во время посещения С. Саркисяна Москвы были сделаны двусторонние заверения во взаимной заинтересованности в наращивании в будущем объемов торгово-экономического сотрудничества, включая реализацию совместных крупных инфраструктурных проектов в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций.
С другой стороны на заработках в России находится сегодня большое количество гастарбайтеров из РА. Это большая проблема для всех постсоветских республик, особенно для тех, которые находятся в неблагоприятном социально-экономическом положении. РА ежегодно в среднем в поисках работы покидают около 60-80 тыс. человек. В Армении, в трудовую миграцию вовлечено каждое третье домохозяйство (хотя бы один член семьи выезжал на заработки за пределы республики). При этом 2/3 трудовых мигрантов-армян (около 93%) направляются именно в Россию.
В РФ сегодня действует влиятельная и крупная организация, объединяющая множество армян-граждан РФ - Союз Армян России. Сегодня САР имеет свои филиалы в 70 субъектах Российской Федерации (240 различных городов). Во всех этих организациях налажена культурно-просветительная работа. С первых шагов деятельности этой организации было встречено полное понимание и поддержка федеральных структур и особенно администрации президента, говорит глава САР Ара Абрамян. На всех съездах САР и крупных мероприятиях присутствовали представители администрации президента, нередко и глава администрации, а на учредительном съезде Всемирного Армянского Конгресса присутствовал президент России В. Путин. Сегодня армянские общины активно вовлечены в бизнес, в культурную и общественную жизнь России.
Для Армении сегодня очень важны дружественные отношения с Россией, т.к. у нее не урегулированы отношения ни с соседней Турцией, ни с Азербайджаном. Что касается отношений Армении с Турцией, то суть всех проблем сводится к геноциду армянского народа 1915 г. Сегодня официальная Анкара не признает этот исторический факт, и поэтому правительство РА не находит оснований для установления ни дипломатических, ни торгово-экономических, ни культурных отношений с Анкарой. Хотя ни для кого не является секретом тот факт, что сегодня огромное количество армян (в том числе и граждан РА) предпочитает отдыхать именно на турецких курортах.
С Азербайджаном также не поддерживается никаких отношений на почве Нагорного-карабахского конфликта. С момента подписания Бишкекского соглашения (1994 г.) переговоры ведутся только при посредничестве третьих сторон, в основном Минской группы ОБСЕ, а также по инициативе официальной Москвы.
В последнее время произошло охлаждение отношений между Москвой и Баку, особенно ввиду недавних событий. 14 марта 2008 г. РФ наряду с США, Францией и Индией проголосовала против резолюции Азербайджана по фактическому возвращению Баку практически независимой НКР. Как правильно заметил политолог Сергей Маркедонов «охлаждение» между Баку и Москвой объективно способствует сближению позиций между Азербайджаном и Грузией, т.к. обоих объединяет проблема «территориальной целостности» (которая сначала свела эти два государства в ГУУАМ, а затем в ГУАМ), и расхождения с Москвой во взглядах на непризнанные государства. Формирование оси Тбилиси-Баку работает на ослабление позиций стратегического союзника России на Южном Кавказе Армении и повышает заинтересованность последней в расширении контактов с США и ЕС. Таким образом, от конструктивных взаимоотношений между Россией и Азербайджаном во многом зависит, как бы парадоксально это не звучало, развитие российско-армянского стратегического партнерства.
Россия понимает, что сегодня как бы Ереван не расширял свои контакты, основным стратегическим партнеров все равно останется РФ. И Серж Саркисян это неоднократно подтверждал в своих предвыборных речах. Россия продолжает оставаться крупнейшим торгово-экономическим партнером РА. С января по ноябрь 2006 г. торговый оборот между двумя странами составил 376,9 млн. долларов США. Для примера, в 2005 г. он составил только $ 300 млн. В последующие годы эта цифра продолжила расти по геометрической прогрессии и к 2008 г. составила свыше $ 450 млн.
Однако в предвыборной программе С. Саркисяна содержалось заверение в поддержании близких партнерских взаимоотношений, как с США, так и ЕС. Это вполне логично, принимая во внимание немалую материальную и финансовую помощь, оказываемую Армении этими странами в течение долгих лет.
В итоге складывается следующая картина: за последние пять-семь лет товарооборот между РФ и РА вырос в несколько раз. Россия является основным инвестором в экономику Армении. Российский бизнес в Армении чувствует себя очень комфортно. Известные российские компании работают в самых разнообразных сферах армянской экономики. Из каждых трех долларов, вложенных в РА зарубежными партнерами, один доллар приходится на долю России. Это весьма серьезные показатели для Армении, поэтому если верить обещаниям новоизбранных президентов, то и в будущем сохранятся подобные (возможно, более прогрессивные) темпы и глубина развития отношений.
Невозможно не остановиться на вопросе о Карабахском конфликте. Сегодня есть множество предпосылок к тому, чтобы эта проблема решилась в ближайшее время. Вопрос лишь заключается в том, какими средствами и какой ценой. Если верить угрозам азербайджанской стороны, то они готовы начать военные действия уже в этом году. Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил, что если в ближайшее время сопредседателям Минской группы не удастся убедить Ереван «решить карабахский вопрос в соответствии с нормами международного права», то «вероятность войны с Арменией станет практически стопроцентной». Армения же настаивает на мирном решении данного вопроса.
Позиция России в данном вопросе на сегодняшний день - нейтральна. Однако сложно сказать, какие изменения произойдут в мире в ближайшее время. Очень важно в данном случае положение с Ираном. Если США начнут войну в данном регионе, неизвестно как изменится внешнеполитическая доктрина не только России, но и всех близлежащих стран. Но одно можно сказать однозначно. Не согласовав свои планы с США и РФ, ни Азербайджан, ни Армения не посмеют сделать какие-либо кардинальные шаги. Обсуждая нагорно-карабахский конфликт во время встречи с Д. Медведевым, Серж Саркисян подчеркнул, что Армения готова продолжить переговоры по урегулированию конфликта в рамках МГ ОБСЕ, и заверил, что как новоизбранный президент Армении готов возобновить переговоры с Азербайджаном.
Об авторе: Тигран Манасян - эксперт ИАЦ с апреля 2007 года.
Поделиться: