Тер-Оганов Н.З. Иран, проблема статуса Каспийского моря и энергоресурсы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Общеизвестно, что Каспийское море является самым большим закрытым водоемом в мире. Первая делимитация Каспийского моря произошла фактически в начале XIX века, в результате подписания Гулистанского мирного договора (1813) с Ираном. Граница между государствами была построена по принципу status quo ad praesentium, который фиксировал за сторонами занимаемые ими границы к моменту подписания договора, что привело к уступке в пользу России побережья Каспийского моря между устьями Терека и Куры. Согласно пятой статье Гулистанского договора, российский военный флаг признавался единственно господствующим на Каспийском море. Согласно же восьмой статье заключенного в 1828 г. Туркманчайского мирного договора, военным судам России предоставлялось монопольное право плавания на Каспии. Таким образом, Туркманчайский договор закрепил за Россией исключительное господство на Каспии. В результате завершения завоеваний России в Средней Азии в 70-80-х годах XIX века была окончательно сформирована российско-иранская граница и со стороны Закаспийской области.
Тер-Оганов Н.З. Иран, проблема статуса Каспийского моря и энергоресурсы

Общеизвестно, что Каспийское море является самым большим закрытым водоемом в мире. Первая делимитация Каспийского моря произошла фактически в начале XIX века, в результате подписания Гулистанского мирного договора (1813) с Ираном. Граница между государствами была построена по принципу status quo ad praesentium, который фиксировал за сторонами занимаемые ими границы к моменту подписания договора, что привело к уступке в пользу России побережья Каспийского моря между устьями Терека и Куры. Согласно пятой статье Гулистанского договора, российский военный флаг признавался единственно господствующим на Каспийском море. Согласно же восьмой статье заключенного в 1828 г. Туркманчайского мирного договора, военным судам России предоставлялось монопольное право плавания на Каспии. Таким образом, Туркманчайский договор закрепил за Россией исключительное господство на Каспии. В результате завершения завоеваний России в Средней Азии в 70-80-х годах XIX века была окончательно сформирована российско-иранская граница и со стороны Закаспийской области. Декретом о мире от 26 октября 1917 г. Советская Россия аннулировала все договора, заключенные прежде царской Россией. Договор РСФСР и Персии (Ирана) от 26 февраля 1921 г. определил основные принципы взаимоотношений между двумя государствами. Согласно статье одиннадцатой, устанавливалось равноправие сторон в отношении плавания по Каспийскому морю, при этом закрывался доступ в Каспий всем иностранным судам. На основе обоюдного согласия юридических сторон Каспийскому морю был придан статус закрытого водоема. Следует заметить, что подписанный 25 марта 1940 г. советско-иранский договор подтвердил положения договора 1921 г. относительно закрытости Каспийского моря, а также запрета на плавание в нем иностранных судов. Развал СССР внес свои поправки в статус Каспийского моря. Возникновение четырех новых прикаспийских государств Российской Федерации, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана существенно изменило как политическую карту региона Каспийского моря, так и его геополитическое значение. Каждому прикаспийскому государству достался свой национальный сектор Каспийского моря. Тем не менее с 1992 г. и до настоящего времени прикаспийским государствам, включая Иран, так и не удается выработать правовой статус Каспийского моря. Центральным вопросом в споре о разграничении морских границ является вопрос о принципе раздела морского дна. Огромные запасы углеводородов, обнаруженные в северном и центральном секторах Каспийского моря, превратили Прикаспийский регион в зону столкновения геополитических интересов. В результате на одной стороне оказались Россия, Азербайджан и Казахстан, а на другой - Иран и Туркменистан. Ссылаясь на договора 1921 и 1940 годов, Иран не стал признавать легитимность морской границы с Азербайджаном по линии Астара-Гасанкули и каждый раз выдвигал свои предложения по решению спорных вопросов, поскольку такая линия, по мнению иранской стороны, "официально не существовала, но была проведена СССР по праву сильного". Иран предлагает оставить Каспийское море в общем пользовании (то есть принять за основу принцип кондоминиума) прикаспийских стран или же разделить его на пять равных частей таким образом, чтобы, независимо от протяженности береговой линии, каждой стране досталось бы 20% морского дна. Однако Россия, Казахстан и Азербайджан принципиально против такого разграничения морского дна. Эти страны придерживаются принципа раздела дна Каспийского моря по серединной линии, проводимой с учетом равноудаленности географических точек, при этом оставляя морскую поверхность в общем пользовании. Согласно заключенным двусторонным соглашениям между Российской Федерацией и Азербайджаном, Российской Федерацией и Казахстаном, а также Азербайджаном и Казахстаном, при разграничении морского дна России достанется 19% морского дна, Азербайджану - 18% и Казахстану 27%. Таким образом, на три упомянутых государства придется 64% морского дна Каспийского моря. Из оставшихся 36% морского дна Ирану достанется всего от 11 до 14%. В Иране раздаются жалобы на то, что местные политики, а также представители СМИ вовремя не обратили внимания на важность вопроса об определении правового режима Каспийского моря. Интересно, что за несколько дней до приезда российского президента Владимира Путина в Тегеран для участия в саммите прикаспийских государств, местные СМИ обратились с просьбой к ведущим иранским экспертам и членам иранского меджлиса высказать свое мнение по вопросу о размере доли Ирана в Каспийском море. Согласно им, "до развала СССР морское дно, а также интересы на Каспийском море были поровну поделены между СССР и Ираном, однако после образования 15 республик в Центральной Азии (?!), некоторые из которых граничат с Каспийским морем, принцип раздела Каспийского моря и его правовой режим стали вызовом для иранской внешней политики". Такой раздел, по их мнению, не удовлетворил также некоторых северных соседей Ирана (намек на Туркменистан). В Иране почему-то убеждены в том, что вопрос о правовом статусе Каспийского моря должен быть решаться за столом переговоров с Россией - правопреемницей СССР. Вместе с тем, принимая во внимание значение российского фактора в иранской внешней политике, в Иране не заинтересованы поднимать, во всяком случае на данном этапе, вопрос о пересмотре правового режима Каспийского моря. Не случайно, что, когда в иранской прессе был поднят вопрос о том, что в прошлом Ирану якобы принадлежала половина (50%) Каспийского моря, министр иностранных дел этой страны Манучехр Моттаки заявил репортерам, что "данная цифра не соответствует действительности". Далее он пояснил, что на деле доля Ирана не превышала 11,3%. Согласно ему, определение режима Каспийского моря все еще стоит на повестке дня Ирана, Азербайджана и Туркмении. Дело в том, что именно между этими тремя прикаспийскими государствами до сегодняшнего дня все еще не отрегулированы вопросы, касающиеся определения границ морского дна. Поэтому в настоящее время именно делимитация морского дна стала одним из принципиальных вопросов межгосударственных отношений этих стран. Данной проблеме прибавляет особую остроту нерешенность вопроса о разграничении морских границ между Азербайджаном и Туркменистаном, а точнее, спорные месторождения "Азери" и "Чераг" (по туркменской версии "Хазар" и "Осман" соответственно). Несмотря на сравнительную скудность углеводородных ресурсов в южной части Каспия, после долгих размышлений "протяженностью" в 14 лет, Иран намерен приступить к освоению своего сектора морского дна. Не добившись всеобъемлющего решения вопроса о правовом режиме Каспийского моря, 18 января 2006 г. иранская North Drilling Company и зарегистрированная в Гонконге китайская China Oilfield Services Ltd. заключили контракт сроком на три года стоимостью 33 млн ам. долларов по разведке нефтяных запасов в иранском секторе Каспия. В начале февраля текущего года, согласно заявлению первого заместителя главы Иранской национальной нефтяной компании Мохаммад Джавад Асемипура, Иран должен был впервые приступить к нефтеразведочным работам в своих территориальных водах. До сих пор Иран не был в состоянии бурить скважины на глубине более 90 метров. При этом, учитывая максимальную глубину Каспийского моря в этом секторе (1,025 метров), а также отсутствие опыта подводного бурения на больших глубинах, было ясно, что Ирану придется прибегнуть к иностранной помощи. Для производства необходимых работ иранской Offshore Industries Company была сконструирована полуплавающая буровая установка под названием "Иран-Альборз". Было принято решение, что после производства первых испытательных буровых операций на глубине 100 метров буровая установка будет транспортирована к тому месту, где намечено начать разведку недр морского дна. "Иран-Альборз", пуск в эксплуатацию которого был намечен в середине февраля, в состоянии производить буровые работы при максимальной морской глубине с опцией бурения морского дна до 6 тыс. метров. Вся эта установка обошлась Ирану в 250 млн ам. долларов. В настоящее время обслуживает эту установку группа китайских инженеров и техников, подготавливающих "Иран-Альборз" к работе. Согласно последним оценкам, нефтяные резервы южной части Каспийского моря составляют, как минимум, 32 млрд баррелей. Между тем Иран ведет переговоры с бразильской государственной нефтяной фирмой "Petrolco Brazileiro SA" по вопросу о проведении предварительной разведки в глубокой оффшорной зоне. Переговоры находятся в стадии завершения. Как выясняется, бразильцы могут стать основными контракторами по разведке и бурению морского дна, а также по эксплуатации будущих месторождений нефти и газа. По предварительным оценкам, инвестиции в каспийскую нефтегазовую отрасль могут достичь 400-500 млн долларов. В связи с последними шагами Ирана по освоению недр Каспийского моря привлекает особое внимание одно обстоятельство. Оно состоит в том, что, приглашая китайцев для работы в энергетическом секторе, Иран тем самым демонстрирует свое стремление закрепить за Китаем статус близкого партнера. Появление китайцев на южных берегах Каспийского моря на фоне их быстрорастущей потребности в углеводородных ресурсах, а также их интереса к энергоресурсам Персидского залива и Центральной Азии может внести определенные коррективы в геополитическую палитру Прикаспийского региона. Не исключена возможность того, что формируемое тесное сотрудничество с Китаем в энергетической области даст Ирану возможность в будущем разыграть китайскую карту в своей геополитической игре. В заключение необходимо отметить, что, несмотря на отдельные заявления иранских официальных лиц, в общем Иран по-прежнему продолжает требовать повышения своей доли при разграничении морского дна Каспийского моря. Буквально накануне 2008 года на пресс-конференции заместитель министра иностранных дел Ирана Мохаммад Али Хосейни заявил, что доля Ирана должна составить 20% и что Иран не собирается уступать. Тогда как понимать заявление, сделанное ранее по данному же вопросу руководителем внешнеполитического ведомства Ирана Манучехром Моттаки?

http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/21-02-08.htm

Теги: Иран

Поделиться: