Таможенный союз:новый уровень или очередной тупик интеграции?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как известно, по итогам неформального саммита глав государств - участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), прошедшего 16 августа 2006 года в Сочи, было принято решение о создании Таможенного союза (ТС). А 6 октября 2007 года в Душанбе в рамках заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. По заявлениям же ряда официальных лиц, включая генерального секретаря ЕврАзЭС Таира Мансурова, рассматриваемая интеграционная структура начнет свою работу в 2010 году.
Таможенный союз:новый уровень или очередной тупик интеграции?

Чеботарев Андрей,директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»

Таможенный союз:новый уровень или очередной тупик интеграции?

(выступлениена международной научно-практической конференции «Перспективы созданияТаможенного Союза (Казахстан, Россия, Беларусь)», г. Алматы, 26.05.2009 г.)

Как известно, по итогам неформального саммита главгосударств - участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС),прошедшего 16 августа 2006 года в Сочи, было принято решение о созданииТаможенного союза (ТС). А 6 октября 2007 года в Душанбе в рамках заседанияМежгосударственного совета ЕврАзЭС был подписан Договор о создании единойтаможенной территории и формировании Таможенного союза. По заявлениям же рядаофициальных лиц, включая генерального секретаря ЕврАзЭС Таира Мансурова,рассматриваемая интеграционная структура начнет свою работу в 2010 году.

Безусловно, что создание ТС, предусматривающего единуютаможенную территорию входящих в него государств, а также единый таможенныйтариф и другие общие меры регулирования их торгово-экономическоговзаимодействия с третьими странами, является заметным шагом вперед в развитииполитической и экономической интеграции соответствующих постсоветскихреспублик.

Вместе с тем этот процесс отражает в себе всю совокупностьсложных и неоднозначных моментов, присущих созданию и деятельностиинтеграционных объединений на постсоветском пространстве. В свою очередь данноеобстоятельство может внести нежелательные коррективы как при создании, так и врамках последующей деятельности ТС.

Прежде всего, речьидет о второй серьезной попытке соответствующих государств образоватьТаможенный союз. Первый раз такая попытка была предпринята в 1995-2000 гг.Инициаторами создания ТС тогда выступили Россия и Беларусь, подписавшие соответствующеесоглашение в январе 1995 года. Чуть позже к ним присоединился Казахстан. Затемв 1996 и 1999 гг. в число участников ТС вошли соответственно Кыргызстан иТаджикистан. А 26 февраля 1999 в Москве на базе предыдущих договоренностей былподписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

По некоторым данным, формирование Таможенного союзадолжно было проводиться в два этапа. На первом этапе предусматривались полная отменатарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, установление единоготоргового режима, общих таможенных тарифов и принятие мер нетарифногорегулирования в отношении третьих стран. На втором же этапе предполагалосьосуществить объединение таможенных территорий государств-участников союза вединую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутреннихна внешние границы объединения.

Несмотря на заметные продвижения, прежде всегоорганизационно-правового характера, в создании ТС, довести этот процесс до егологического завершения не удалось. Очевидно, что этому обстоятельствуспособствовали такие факторы, тормозящие интеграционные процессы постсоветскихгосударств, как

- разные темпы проведения политических и экономическихреформ в странах-участницах ТС;

- отсутствие между ними скоординированной политики поряду вопросов, включая обеспечение полноценного взаимодействия на мировыхрынках;

- непоследовательная позиция отдельных стран-участницпри выполнении подписанных ими соглашений в рамках ТС;

- разновекторность внешнеполитического курса стран-участницТС и, как следствие, несогласованность общих позиций по решению тех или иныхвопросов, представляющих общий интерес, в отношениях с третьими странами идругими международными организациями;

- отсутствие у стран-участниц ТС четких механизмов осуществлениявзаиморасчетов между хозяйственными субъектами, а также режима свободнойторговли в их торгово-экономических отношениях;

- наличие существенных расхождений между странамиучастницами ТС в валютной, налоговой и таможенной политике;

- частые споры и разногласия междустранами-участницами ТС по различным вопросам межгосударственноговзаимодействия и нежелание использовать для их урегулирования интеграционныемеханизмы в рамках союза.

В случае межгосударственных спорови разногласий можно отметить такие примеры, как установление правительствомКазахстана в январе 1999 года запрета на ввоз в республику отдельных видовпродовольственных товаров из России, введение им в марте того же годаспециальной таможенной пошлины в размере 200% на отдельные виды товаров изКыргызстана, предъявление в августе 2000 года правительством Кыргызстанаобвинений Казахстану в нарушении соглашений по водно-энергетическим ресурсам итранспорту и т.д.

Серьезной проблемой для созданияТС стало вступление Кыргызстана в октябре 1998 года во Всемирную торговую организацию (ВТО). В частности,в рамках этой организации Кыргызстан принял на себя обязательство не повышать действующиеставки таможенных пошлин по отношению к третьим странам, что было совершеннонеприемлемым для других членов ТС.

В этих условиях перед странами-участницамиТС вырисовывались два возможных пути для выхода из сложившейся ситуации. Первый- поддерживать развитие данного интеграционного объединения в вялотекущемрежиме при его номинальном существовании. Второй - упразднить его путемпреобразования в другую межгосударственную структуру, действующую в качественноновом формате.

В результате был выбран второйвариант, ознаменовавшийся в образовании в октябре 2000 года на базе так и несозданного Таможенного союза ЕврАзЭС. Содной стороны, соответствующими странами был осуществлен выход на болеевысокий, чем прежде, уровень интеграции. С другой стороны, произошло не столькодвижение вперед в процессе поступательного развития, сколько уход отнеработоспособной структуры.

Так или иначе, но последующаядеятельность ЕврАзЭС продемонстрировалабольшие достижения данного интеграционного объединения. Вместе с тем,заявив о создании Таможенного союза, страны-участницы данного сообществафактически вернулись к тому, с чего когда-то они начинали и от чего в своевремя благополучно ушли.

Естественно бросается в глаза ито, что процесс создания Таможенного союза начат всего лишь тремя участникамисообщества - Беларусью, Казахстаном и Россией. Что касается Кыргызстана,Таджикистана и Узбекистана, то они выразили намерение присоединяться к документампо формированию ТС, разработанным странами-инициаторами, «по мере готовности».

Данное обстоятельство лишний разподтверждает заметное отличие стран-участниц ЕврАзЭС друг от друга по методам,темпам, направлениям и показателям экономического развития. Вследствие этого имеще долго будет сложно подстраиваться друг под друга в плане согласования своейэкономической политики и тем более унификации законодательства.

«Пауза» Кыргызстана, которую он занялв отношении создания ТС, скорее всего, в значительной степени объясняется егоприсутствием в ВТО. Иначе говоря, участиеэтой страны в процессе создания нового ТС затруднено тем, что это так или иначепротиворечит его обязательствам в качестве члена ВТО. С Узбекистаномситуация в данном случае объясняется заметным проявлениемполитико-экономического изоляционизма в рамках своего внешнеполитического курсаи, как следствие, приостановлением им своего участия в ЕврАзЭС. Что же касается Таджикистана, то онпо ряду оснований не против присоединиться к инициаторам создания ТС. Однако унего нет общей границы ни с одной из этих стран.

В связи с этим получается то, что внутриодного интеграционного формирования, то есть ЕврАзЭС, фактически создаетсядругое - Таможенный союз. Причем в узком составе стран-участниц данногосообщества. Однако при сохранении и даже усилении время от временидезинтегрирующих факторов это обстоятельство чревато серьезными рисками длядальнейшего существования самого ЕврАзЭС.

Ситуацию усугубляет и то, что внастоящее время все остальные, после Кыргызстана, страны-участницы ЕврАзЭС находятсяна различных стадиях переговоров по вопросам вступления в ВТО. Однако этотребует учета интересов как каждой из этих стран, так и сообщества в целом, атакже обеспеченности их согласованныхдействий при вступлении в эту международную организацию. Однако какого-либосерьезного согласования между соответствующими государствами в данномнаправлении не наблюдается.

В связи с этим возникает рисктого, что процесс формирования странами-участницами ЕврАзЭС единого таможенногопространства может либо затянуться на неопределенный срок, либо совсем остатьсянереализованным, как это уже имело место раньше. Создание же ТС в трехстороннемформате без последующего участия остальных стран-членов ЕврАзЭС может привестиесли не к распаду данного объединения, то уж точно к сужению масштабов егодеятельности. И если странам-участницам сообщества не скооперироваться и непринять совместно необходимые меры для предотвращения такого вероятногоразвития ситуации, то интеграционныепроцессы между постсоветскими странами в очередной раз могут дать большие сбои.

Поделиться: