ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА И РОССИИ - ФУНДАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Благодаря действующему в Сообществе режиму свободной торговли взаимный товарооборот увеличился в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 26,4% и составил 123 млрд.долл.США, а по сравнению с 2000 годом (29 млрд.долл.США) - более, чем в 4 раза.Вместе с тем вследствие глобального финансового кризиса в 2008 году в целом по ЕврАзЭС отмечалось замедление темпов прироста валового внутреннего продукта, производства промышленной продукции, инвестиций в основной капитал. Так, прирост инвестиций в основной капитал составил 9,0% (при росте в 2007 году на 19%).Исходя из необходимости обеспечения устойчивости национальных экономик в этих условиях, главы государств ЕврАзЭС 4 февраля 2009 года приняли решение о создании Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества.
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ  БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА И РОССИИ - ФУНДАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА И РОССИИ - ФУНДАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В условиях глобального финансового кризиса возрастает роль экономической интеграции на Евразийском пространстве.

Совокупный объем валового внутреннего продукта стран-членов Евразийского экономического сообщества в 2008 году составил 1,9 трлн.долл.США, общий объем товарооборота - более 900 млрд.долл.США.

Темпы развития экономик государств Сообщества составили от 3 до 10%.

Благодаря действующему в Сообществе режиму свободнойторговли взаимный товарооборот увеличился в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 26,4% и составил 123 млрд.долл.США, а по сравнению с 2000 годом (29 млрд.долл.США) - более, чем в 4 раза.

Вместе с тем вследствие глобального финансового кризиса в 2008 году в целом по ЕврАзЭС отмечалось замедление темпов прироста валового внутреннего продукта, производства промышленной продукции, инвестиций в основной капитал. Так, прирост инвестиций в основной капитал составил 9,0% (при росте в 2007 году на 19%).

Исходя из необходимости обеспечения устойчивости национальных экономик в этих условиях, главы государств ЕврАзЭС 4 февраля 2009 года приняли решение о создании Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества.

Основными целями деятельности Фонда являются предоставление суверенных займов и стабилизационных кредитов странам-участникам в целях преодоления негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса, а также финансирование межгосударственных инвестиционных проектов.

Наряду с этим, исходя из стратегического значения активизации процессов внедрения инноваций во всех сферах экономики, главы государств также приняли Решение о созданииЦентра высоких технологий Евразийского экономического сообщества с участием национальных структур стран, формирующих Центр.

Сегодня важно работать на опережение и в условиях кризиса задача создания инновационной экономики становится еще более актуальной. В странах ЕврАзЭС, прежде всего в России, Казахстане и Беларуси, есть перспективные инновационные разработки.

Смысл создания Центра заключается в возможности использования инновационных разработок одной страны другими странами-партнерами, доведении инновационных разработок до стадии опытных образцов и далее запуске в производство с участием всех стран Сообщества.

Создание Фонда и Центра позволит активизировать деятельность бизнес-структур стран Сообщества, мобилизоваться для объединения своих усилий в преодолении последствий глобального финансового кризиса, обеспечит реализацию научно-технических программ и инновационных проектов в рамках Сообщества.

В настоящее время завершается подготовка правовых и уставных документов по созданию Антикризисного Фонда и Центра высоких технологий.

В октябре 2008 года главы государств ЕврАзЭС утвердили Приоритетные направления ЕврАзЭС, предусматривающие проведение согласованной экономической политики, развитие транспортной инфраструктуры, энергетики.

В соответствии с этими направлениями в ЕврАзЭС в настоящее время формируется транспортный союз и общий энергетический рынок.

В 2010 г. планируется сформировать общий рынок транспортных услуг и создать систему управления единым транспортным пространством ЕврАзЭС. Страны ЕврАзЭС договорились о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров ЕврАзЭС, необходимых для роста деловой активности межгосударственных, экономических и торговых связей.

Одним из ключевых направлений интеграции в ЕврАзЭС является создание общего энергорынка, обеспечение энергетической безопасности государств ЕврАзЭС и удовлетворение потребности внутреннего рынка Сообщества в энергоносителях. В настоящее время в рамках ЕврАзЭС принята Концепция формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС, предусматривающая создание правовой базы общего энергорынка, разрабатывается Концепция эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона, принятие которой будет способствовать повышению энергетической безопасности государств Сообщества.

За время существования ЕврАзЭС проделана значительная работа по достижению одной из основных целей Сообщества - построению единого экономического пространства (ЕЭП) , которое помимо свободного движения товаров предполагает свободное движение услуг, капитала и лиц, а также гармонизацию и координацию экономической политики государств-участников ЕЭП.

Существенно продвинулось формирование таможенного союза трех государств (Беларуси, Казахстана и России), как очередного шага к Единому экономическому пространству. Решение о создании на первом этапе таможенного союза трех государств приняли президенты всех стран ЕврАзЭС в октябре 2007 года. Остальные страны присоединятся по мере готовности их экономик. (В начале 2009 года Президент Кыргызской Республики К.С.Бакиев обратился к Председателю Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, Президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с просьбой о рассмотрении вопроса участия Кыргызстана в работе по формированию таможенного союза.)

В отличие от предшествующей стадии интеграции - зоны свободной торговли - таможенный союз предусматривает отсутствие барьеров в торговле как товарами собственного производства, так и товарами из третьих стран, ввезенными и выпущенными в свободное обращение на территории любого из государств, входящего в интеграционное объединение.

При формировании правовой базы таможенного союза, в результате изучения мировой практики, в качестве ориентира используется опыт Европейского союза, как одного из успешных многосторонних интеграционных объединений. Одним из критериев успеха западно-европейской интеграции является наличие сильных наднациональных органов, сочетающих (по крайней мере, на первых этапах) законодательную и исполнительную составляющие власти. Члены Европейского Союза для создания связующего, прочного организационного и политического соединения пожертвовали частью своего национального суверенитета. Одним из таких органов является Европейская Комиссия.

В настоящее время формирование таможенного союза в рамках ЕврАзЭС осуществляется ускоренными темпами в соответствии с утвержденным Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (высшим органом таможенного союза) Планом действий. Для достижения цели, поставленной главами государств - создания в 2010 году таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в 2009-2010 годах необходимо разработать свыше 40 документов (важнейшие из них: Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс и Статут Суда таможенного союза). В целях обеспечения своевременного выполнения поставленных задач созданы постоянно действующие группы экспертов по направлениям внешнеторгового регулирования, таким как таможенно-тарифное регулирование, таможенное администрирование, нетарифное регулирование, косвенное налогообложение.

К октябрю 2007 года был подготовлен и согласован пакет из 13 документов, принятие которых, наряду с действующими международными договорами ЕврАзЭС, позволило сформировать основу договорно-правовой базы таможенного союза. Эти документы формируют единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, предусматривается унификация таможенного администрирования и постепенная передача государственных полномочий в сфере внешнеторгового регулирования наднациональному органу - Комиссии таможенного союза.

На заседании Межгоссовета 6 октября 2007 года главами государств были приняты 4 документа, являющиеся ключевыми для функционирования таможенного союза, формирующие его институциональную структуру и определяющие механизм присоединения к таможенному союзу других государств: Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года; Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза; Договор о Комиссии таможенного союза; Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Остальные 9 проектов международных договоров из подготовленного пакета были приняты на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств 25 января 2008 года.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года был дополнен нормами, определяющими институциональную структуру таможенного союза.

Межгосударственный Совет стал высшим органом таможенного союза. Решения по вопросам таможенного союза принимаются членами Межгоссовета от Договаривающихся Сторон, формирующих таможенный союз.

На Суд Сообщества возложена обязанность обеспечивать единообразное применение Договаривающимися Сторонами действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества также будет рассматривать споры экономического характера, возникающие между Договаривающимися Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, давать по ним разъяснения и заключения. После создания единой таможенной территории Суд Сообщества будет рассматривать дела о соответствии актов органов таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу таможенного союза, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов таможенного союза, давать толкование международных договоров, формирующих правовую базу таможенного союза, актов, принятых органами таможенного союза, разрешать споры между Комиссией таможенного союза и государствами, входящими в таможенный союз, а также между государствами - членами таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках таможенного союза.

Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза определено понятие таможенного союза. По определению таможенный союз это форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли с третьими странами.

Решение об объединении таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию и завершении формирования таможенного союза будет приниматься высшим органом таможенного союза после установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами; порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие; единых правил определения страны происхождения товаров, единых правил определения таможенной стоимости товаров; единой методологии статистики внешней и взаимной торговли; унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы; учреждения и функционирования органов таможенного союза, осуществляющих свою деятельность в пределах полномочий, наделенных Сторонами.

С момента создания единой таможенной территории Стороны не будут применять во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.

Договором о Комиссии таможенного союза была учреждена Комиссия таможенного союза. Это - единый, наднациональный, постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза, основной задачей которого является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза.

Комиссия будет осуществлять свою деятельность на основе добровольной поэтапной передачи ей части полномочий государственных органов Сторон. В Комиссию входят по одному представителю от каждой Стороны, являющемуся заместителем главы правительства или членом правительства, наделенным необходимыми полномочиями. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.

Комиссия исполняет решения, принятые Высшим органом таможенного союза, осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию таможенного союза, разрабатывает при участии правительств Сторон рекомендации для высшего органа таможенного союза по вопросам формирования и функционирования таможенного союза. Функциями Комиссии также определены обеспечение реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза и содействие Сторонам в урегулировании споров в рамках таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества. Комиссия также будет осуществлять в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти Сторон и выполнять функции депозитария международных договоров по формированию таможенного союза.

Местом пребывания Комиссии определен город Москва.

Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали также Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним . Протоколом определен перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза, состоящий из двух частей: часть первая - международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС и часть вторая - международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы таможенного союза. Перечень определяет пакетный принцип действия Соглашений. Выход Стороны из любого международного договора, включенного в часть вторую Перечня, означает выход из всех международных договоров, включенных в эту часть Перечня. Аналогична ситуация и с присоединением. Международные договоры, включенные в часть вторую Перечня, открыты для присоединения к ним других государств - членов Евразийского экономического сообщества при условии, что присоединяющееся государство выражает согласие на обязательность для него всех международных договоров, включенных в часть вторую Перечня.

Завершается разработка Единого таможенного тарифа и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден Базовый перечень Единого таможенного тарифа более чем из 4000 позиций. Сформирован проект ЕТТ по всей номенклатуре товаров, включающей более 11000 десятизначных подсубпозиций, окончательная доработка которого требует дополнительных согласований позиций Сторон. На апрель 2009 года экспертами Сторон согласованы ставки таможенного тарифа по 88% позиций товарной номенклатуры.

Идет активная работа над проектом Таможенного кодекса таможенного союза. Развернута подготовка договорно-правовой базы в целях обеспечения переноса в 2010 году всех видов контроля (таможенного, транспортного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного) на внешнюю границу таможенного союза.

Создание единой таможенной территории, либерализация торговли в рамках таможенного союза и формирование единого экономического пространства будут стимулировать расширение международной производственной кооперации в рамках ЕврАзЭС, оказывать влияние на развитие наших промышленных комплексов и экономик в целом.

Решение этих вопросов позволит ускорить продвижение товаров и увеличить объемы товарооборота между нашими странами, т.к. снижение расходов, связанных с реализацией продукции, положительно скажется на ценовой конкурентоспособности товаров, и следовательно, обеспечит условия для повышения эффективности экономик наших стран.

заместитель руководителя Департамента

по таможенному делу и пограничным вопросам

Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС

Примбетова С.М.

26 мая 2009 г.

Теги: Евразия

Поделиться: