Талгат Исмагамбетов, независимый политолог, канд. полит. наук, доцент ШЕСТЬ РЕСПУБЛИК В ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА ИЛИ ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В не столь далеком прошлом, государственность в статусе союзных и автономных республик в Советском Союзе воспринималась в рамках понятия «национально-государственное строительство». В эпоху Брежнева, эти вопросы национально-государственного строительства казались раз и навсегда решенными. Название Казахская ССР воспринималось как само собой разумеющееся в 1930-1980-е г. В конце 1980-начале 1990-х г. ситуация изменилась. То, что не вызывало противодействия в эпоху Советского государства, оказалось предметом споров накануне независимости. Кстати, первый проект ныне действующей Конституции 1995 г. был опубликован под названием «проект Конституции Казахской Республики». После шквала замечаний по поводу названия государства, проект был отредактирован с сохранением названия Республика Казахстан.
Талгат Исмагамбетов, независимый политолог, канд. полит. наук, доцент ШЕСТЬ РЕСПУБЛИК В ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА ИЛИ ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В не столь далеком прошлом, государственность в статусе союзных и автономных республик в Советском Союзе воспринималась в рамках понятия «национально-государственное строительство». В эпоху Брежнева, эти вопросы национально-государственного строительства казались раз и навсегда решенными. Название Казахская ССР воспринималось как само собой разумеющееся в 1930-1980-е г. В конце 1980-начале 1990-х г. ситуация изменилась. То, что не вызывало противодействия в эпоху Советского государства, оказалось предметом споров накануне независимости. Кстати, первый проект ныне действующей Конституции 1995 г. был опубликован под названием «проект Конституции Казахской Республики». После шквала замечаний по поводу названия государства, проект был отредактирован с сохранением названия Республика Казахстан.
Современные государства постсоветской Центральной Азии имеют предшественником процесс национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924-1925 гг. До 1925г. были узбеки, таджики, туркмены, киргизы, но не было таких республик как Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан. На территориях упраздненных Туркестанской АССР, Хорезмской и Бухарской Народных Советских Республик были созданы Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР (в составе УзССР до 1929 г., затем союзная республика), Киргизская АССР и Кара-Калпакская автономная область.
После ряда преобразований, в 1936 г. в ряд союзных республик были переведены Казахская и Киргизская республики. Каракалпакстан, был до этого выведен из состава Казахской АССР, перейдя в прямое подчинение РСФСР, а с 1936 г. находится в составе Узбекистана. Официальная версия конституционных преобразований в СССР гласила, что принятие новых Конституций диктовалось приведением норм конституционного права в соответствии с изменившейся реальностью. Впрочем, понимание этой общественно-политической и экономической реальности в стране определялось главным образом степенью построения социализма. Рубежным датами были 1918, 1924, 1936, 1977 гг. В эти годы принимались, соответственно, первая Конституция Советской власти - Конституция РСФСР (1918 г.), первая общесоюзная советская Конституция (1924 г.), Конституция 1936 г. («Сталинская», заявлено о построении социализма в стране), Конституция 1977 г. («брежневская», конституция «развитого социализма»).
Даже поверхностное чтение первой советской Конституции РСФСР (1918 г.) и Сталинской Конституции 1936 г. обнаруживает при общей «социалистичности» существенные различия по двум признакам - отношения государства и общества, государства и гражданина. Первая, в отличие от второй, Сталинской Конституции, упоминает об ограничениях в правах целых категорий граждан: лиц, эксплуатирующих чужой труд; работников царской охранки и полиции и т.п.
В Конституции 1977 г. (брежневская конституция) происходит расширение экономических и социальных прав: добавляется, например, право на жилище; прежние права расписываются многословно, что является излишним для таких документов.
Конституция независимого Казахстана (1993 г.) и ныне действующая Конституция 1995 г. отражают жизнь иного государства, отвергнувшего идеологизацию и «социалистичность». Больше внимания уделено упоминанию политических прав и свобод; страна объявляется правовым, демократическим государством. В 1990 г. идеи всевластия Советов первоначально прямо не отвергались. В конституционные акты проникают идеи разделения власти. Существенное различие Конституции 1993 г. и Конституции 1995 г. состоит в определении характера самой государственности: первая утверждает государство самоопределившейся казахской нации; вторая провозглашает государственность казахстанского народа на казахской земле.
Ключевые моменты национально-государственного строительства - отношение государства и общества, государства и гражданина с его правами и свободами, государства и этносов (национальностей). Их соотношение в истории Казахстана с 1917 г. приводит к следующей периодизации национально-государственного строительства.
Первая республика в Казахстане - это учреждение автономии «Алаш» (декабрь 1917-конец 1919 г.). Правительство автономии «Алаш» именовалось «Алаш-ордой». Возникновение автономии было вызвано подъемом этнических движений в бывшей Российской империи. Одни народы (татары, башкиры, казахи) требовали автономии, другие (поляки, финны, литовцы, латыши, эстонцы, грузины, азербайджанцы, украинцы) независимости. Предполагалось из 25 мест в этом правительстве предоставить русским и другим народам, жившим на территории автономии (что соответствовало этнической структуре населения). Но в ноябре 1918 г. белогвардейская Уфимская Директория постановила упразднить автономию «Алаш». Вскоре Директория была низложена и 18 ноября 1918 г. к власти пришел адмирал Колчак - сторонник «единой и неделимой России». В период 1917-1920 гг. на территории Казахстана действовали Советская власть, казачьи атаманы, белогвардейские воинские части. На деле лишь Западное отделение «Алаш-Орды» с центром в пос. Джамбейты управляло до начала 1920 г. частью провозглашенной автономии.
Вторая республика - Казахская АССР (1920-1937 гг.). Первоначально именовалась Киргизская АССР, затем Казакская АССР, в 1936 г. постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) КазАССР было принято название «казахи», и, соответственно, Казахская АССР. Автономия считалась государственностью рабочих и бедной части крестьян. Права лиц, считавшихся эксплуататорами чужого труда, ограничивались, включая лишение права голосовать и быть избранным. Выборы были неравными: 1 депутат на уездный съезд Советов избирался от 50 избирателей рабочих поселков, 1 депутат от волости представлял 1000 жителей, преимущественно крестьян. Неравенство города и села проявлялось и при избрании губернских и республиканских съездов Советов.
Вторая республика в истории Казахстана была сделана по образцу первой советской республикой в истории России, поскольку воспроизводила в местных условиях политический строй, установленный Конституцией РСФСР (1918 г.). Отныне вплоть до 1989-1990 гг. политические и конституционные изменения были импульсом «сверху», от союзного центра.
5 декабря 1936 г. была принята Сталинская Конституция. Государство осталось государством «диктатуры пролетариата», но был установлен демократический антураж. Было покончено с делением на эксплуататоров и эксплуатируемых, ограничением некоторых социальных слоев в правах (причина простая - к середине 1930-х гг. этой головной боли для большевистских лидеров уже не было. Почти все трудящиеся работали либо на государство, либо в колхозах). Выборы депутатов советов от сельского до Верховного стали прямыми. Ушли в прошлое Съезды Советов с их многоступенчатостью (уездные, губернские, республиканские, всесоюзные съезды). Советский Союз вступил в период второй советской республики. В марте 1937 г. на последнем республиканском съезде Советов была принята Конституция Казахской ССР.
Третья республика в Казахстане (1937-1978 гг.) - Казахская ССР воспроизвела с учетом местной специфики основные черты Сталинской Конституции (по нашей периодизации, конституции второй советской республики в СССР). Перевод Казахской республики из разряда автономных в статус союзных был одной из последних крупных мер Советской власти по совершенствованию национально-государственного устройства. Завершающий и ключевой акт этого действа - это тезис о создании казахской советской социалистической нации. Создание этнонации было привязано к государственности (союзная республика) и формированию «национальной по форме, но социалистической по содержанию культуры».
Конституционное развитие в советскую эпоху было подчинено идеологическим постулатам и казалось бесконечным. Напротив, национально-государственное строительство в СССР с конца 1950-х гг. приобретает застойные черты.
Подобно ее оригиналу, Конституция Третьей Казахской республики оказалась «долгожителем» в череде Основных Законов советской эпохи. Хотя после принятия новой, третьей по счету, Программы КПСС в 1961г. была очевидна неизбежность конституционных изменений. В Программе присутствовал тезис о перерастании в Советском Союзе государства диктатуры пролетариата в социалистическое общенародное государство. Брежнев в 1972 г. в речи по поводу 50-летия СССР обещал в ближайшие годы провести обсуждение проекта новой конституции. Подготовка проекта затянулась до 1977 г.
Четвертая республика в Казахстане (1978-1990 гг.). Как в случае двух предыдущих республик, Четвертая Казахская республика следовала по времени и повторяла основные черты Конституции Советского Союза от 7 октября 1977г. (брежневская конституция, по нашей периодизации Основной Закон Третьей республики в СССР). Появилась статья о руководящей и направляющей роли КПСС, продекларирован новый характер государства - социалистическое общенародное государство. Конституция отличалась от предшественниц появлением ряда положений, более подходивших партийному документу, чем Основному Закону (тезис о свободном развитии каждого как условии свободного развития всех и тому подобное). В этом смысле она «излишняя конституция», поскольку не было принципиальных изменений насчет высших государственных институтов, их полномочий и компетенции.
Главное то, что Советское государство в этот период оказалось неспособным совершенствовать национально-государственное устройство. В конце 1950-х гг. были восстановлены почти все автономии высланных в годы войны народов. Однако ни в эпоху Хрущева, ни при Брежневе не было принято решений по вопросам восстановления автономии немцев Поволжья и крымских татар. Эмиграция немцев была одним из факторов изменения численности и этнической структуры уже независимого Казахстана. Проблема крымских татар от эпох Хрущева и Брежнева перешла по «наследству» Украине.
В дополнение к этому, даже эпизодические дискуссии ученых о необходимости решения назревших проблем межэтнических отношений наталкивались на утверждения высшего руководства о решенности национального вопроса в СССР. Проблемы накапливались, не находя выхода. Пузырь должен был лопнуть. Первой ласточкой стали декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате.
Пятая республика в Казахстане (1990-1995 гг.). Ее появление в лоне государственных институтов Советского Союза обязано сломом прежней практики повторения общесоюзных установлений в качестве образца. Процессы суверенизации союзных республик, стремление автономий поднять свой статус, не говоря о конфликте в Карабахе конца 1980-х гг., показали, что этнический аспект развития государственности стал определяющим в процессах конституционных и политических преобразований. Это было началом конца единого союзного государства.
С другой стороны, факт учреждения поста Президентов в СССР и союзных республиках создал внутреннее противоречие между системой Советской власти и учрежденного по образцу западных демократий президентства.
Декларация, принятая 25 октября 1990г. Верховным Советом республики, заявила о государственном суверенитете Казахской ССР. Прежде «спящие» конституционные положения о суверенитете республики стали обретать зримые черты. Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г. объявил о появлении нового государства, которое де-факто, а по Конституции 1993 г. и де-юре было учреждено как государственность казахской нации. Установление в январе 1992 г. единой вертикали исполнительной власти во главе с Президентом; инициатива о самороспуске, а затем в декабре 1993 г. решение Верховного Совета 12-го созыва о роспуске местных советов были моментами ухода от советского прошлого. Завершающим аккордом явился роспуск Верховного Совета 13-го созыва вследствие объявления Конституционным судом нелегитимности итогов выборов.
Шестая республика (с августа 1995 г.). В 1994 г. всплеск эмиграции из страны, борьба в Верховном Совете по вопросу о характере государственности продемонстрировали нерешенность проблем межэтнических отношений. Пятая республика не смогла дать адекватных ответов на новые моменты национально-государственного строительства и рухнула по этой причине. С другой стороны, в период Пятой республики сложилась практика согласования интересов («молчаливый консенсус») посредством обращения к главе государства как верховному арбитру и гаранту прав. Вполне закономерно, что фигура Президента Н.А. Назарбаева оказалась на вершине политической системы.
В марте 1995 г. была учреждена Ассамблея народов Казахстан (с 21 мая 2007 г. Ассамблея народа Казахстана) - постоянно действующий институт для обсуждения вопросов межэтнических отношений. Новая формулировка - государственность казахстанского народа на казахской земле вошла в Конституцию Шестой республики.

Итак, после событий Февраля и Октября 1917 г. сменилось шесть республик в Казахстане. Что ж, не мы одни столь скорые в смене режимов. В течение XIX-XX вв. во Франции сменилось несколько политических режимов: Пять республик и монархические режимы между республиканскими периодами - Первая и Вторая империи, Реставрация Бурбонов, Июльская монархия династии Орлеанов. Но мы «опережаем» в этом Францию, не говоря уж о Британии, США, странах Скандинавии.
Проблема состоит в том, что мы ушли от прошлой эпохи, но не доросли до нового понимания национально-государственного строительства. Достаточно вспомнить спорадически поднимающиеся дискуссии о характере государственности, роли и применении государственного (казахского) языка.

P.S . Анализ того, что предлагается в качестве вариантов национально-государственного строительства есть предмет следующей статьи.

Dialog.kz

Поделиться: