Таир Мансуров: Региональная экономическая интеграция остается самым лучшим способом противостояния глобальному кризису

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В 2010 году ЕврАзЭС отметит свое десятилетие. Хотя это небольшой по историческим меркам отрезок времени, он продемонстрировал эффективность и состоятельность организации. А самое главное - ее востребованность. Благодаря ЕврАзЭС товарооборот между странами-участницами увеличился в 4,1 раза и достиг 123 млрд долларов в 2008 году. Это стало дополнительным поясом безопасности в условиях глобального кризиса, когда в мире наблюдалось снижение деловой активности. Однако интеграционный потенциал еще не раскрыт. Благодаря импульсу развития ЕврАзЭС стало возможно создание Таможенного союза, который начнет работу в первых числах января 2010 года.
Таир Мансуров: Региональная экономическая интеграция остается самым лучшим способом противостояния глобальному кризису
В 2010 году ЕврАзЭС отметит свое десятилетие. Хотя это небольшой по историческим меркам отрезок времени, он продемонстрировал эффективность и состоятельность организации. А самое главное - ее востребованность. Благодаря ЕврАзЭС товарооборот между странами-участницами увеличился в 4,1 раза и достиг 123 млрд долларов в 2008 году. Это стало дополнительным поясом безопасности в условиях глобального кризиса, когда в мире наблюдалось снижение деловой активности. Однако интеграционный потенциал еще не раскрыт. Благодаря импульсу развития ЕврАзЭС стало возможно создание Таможенного союза, который начнет работу в первых числах января 2010 года. В следующем году ЕврАзЭС исполнится 10 лет. На протяжении всего этого отрезка времени товарооборот между странами - участницами организации постоянно рос, невзирая на кризисы и экономические невзгоды. Как следствие, в 2008 году он достиг отметки 123 млрд долларов. Испытание временем доказало, что ЕврАзЭС сегодня остается самым эффективным интеграционным образованием на постсоветском пространстве. На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) 27 ноября 2009 года в Минске президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации приняли решение о создании к 1 июля 2010 года единой таможенной территории Таможенного союза и практическом начале функционирования Таможенного союза с 1 января 2010 года. Глава России Дмитрий Медведев на встрече с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, говоря об успехах интеграционных усилий ЕврАзЭС по формированию Таможенного союза, подчеркнул: «Был проделан долгий путь, сложный, многотрудный, но тем не менее за последнее время в результате нашего с вами решения были форсированы все основные рубежи и документы на правительственном уровне подписаны». Президент Белоруссии Александр Лукашенко прямо назвал создание Таможенного союза прорывом, который «будет действительно хорошим началом выхода из мирового финансового кризиса, который нас затронул, и будет иметь хорошие перспективы». 22 декабря 2009 года на встрече с дипломатическим корпусом, аккредитованным в Казахстане, президент Назарбаев подчеркнул, что «событием исторического масштаба в текущем году стало создание Таможенного союза с участием Казахстана, России и Беларуси. В условиях кризиса и глобализации мы организуем общий рынок с количеством населения более 170 миллионов человек. Это решение закладывает основу для формирования единого экономического пространства, это следующая стадия интеграционного процесса, который уже говорит о свободном движении капитала, товаров, услуг и рабочей силы». Таким образом, продолжил глава государства, «обретает реальность наша инициатива о создании Евразийского союза. Это будет следующая стадия после единого экономического пространства». Действительно, смелая евразийская идея, впервые предложенная казахстанским президентом еще в марте 1994 года в его историческом выступлении в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова, нашла реальное воплощение в жизнь. В представленном тогда проекте о формировании Евразийского союза государств (ЕАС) он был определен как «форма интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности, социально-экономической модернизации на постсоветском пространстве». И именно это предложение казахстанского лидера, прозвучавшее на пике дезинтеграции как наиболее взвешенная, эффективная альтернатива стихийным негативным тенденциям, стало одним из определяющих факторов развития объединительного движения в СНГ. Будучи послом Казахстана в России, я присутствовал на встрече в зале ученого совета университета и видел лица людей, изумленных этим дерзновенным проектом и тем, что даже в то время, когда вовсю господствовали центробежные устремления, был предложен очень смелый интеграционный проект. Потом была встреча президента Казахстана в мэрии Москвы с представителями деловых кругов. Затем - в Центральном доме журналистов с руководителями ведущих российских СМИ. Президента буквально засыпали вопросами. Был и такой: «Не боитесь ли, что Вашу идею не поддержат?», на что Нурсултан Назарбаев ответил: «Не боюсь! Не сегодня, так завтра поддержат. От этого мы никуда не уйдем». Вспомним ключевые положения проекта, предложенного президентом Казахстана.
  • Прежде всего, в нем особо отмечено, что настало время устранения препятствий для взаимодействия на более высоком уровне и одновременно создания его инструментов.
  • Экономические интересы определяют основы сближения независимых государств. Политические интересы ЕАС должны адекватно отражать эти интересы и способствовать экономической интеграции.
  • Принципы формирования союза - это национальные референдумы (или решения парламентов).
  • Подписание государствами-участниками договора о создании ЕАС на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ. Договор должен заложить юридические и организационные предпосылки для углубления интеграции в направлении формирования экономического, валютного и политического союза.
  • Независимые государства входят в ЕАС при выполнении предварительных условий:
- обязательное соблюдение принятых межгосударственных соглашений; - взаимное признание сложившихся государственно-политических институтов стран - участниц ЕАС; - отказ от экономического, политического и иных форм давления в межгосударственных отношениях.
  • В ЕАС не допускается ассоциированное членство.
  • Условием вхождения новых стран в ЕАС является наличие экспертного заключения об их готовности к вступлению и единодушное голосование всех членов ЕАС.
  • Высшим консультативно-совещательным органом является парламент ЕАС, формируемый путем делегирования депутатов государств-участников на основе равного представительства от каждой страны-участницы или путем прямых выборов.
  • С целью создания единого экономического пространства ЕАС предлагается формирование ряда наднациональных координирующих структур, прежде всего комиссии по экономике при Совете глав государств ЕАС, разрабатывающей основные направления экономических реформ с учетом интересов национальных государств и представляющей их на утверждение Совета глав государств ЕАС.
Уже с первых месяцев концепция Евразийского союза собрала весь спектр оценок - от горячей поддержки до, по сути, скоропалительного, бездумного отрицания. В этих условиях ЕАС объективно был самым «продвинутым» и обоснованным проектом обустройства постсоветского пространства, нацеленным на преодоление разрушительных последствий обвальной дезинтеграции. Широкая дискуссия, развернувшаяся вокруг ЕАС в последующие годы, выявила страны, наиболее заинтересованные и подготовленные к расширению сотрудничества и реализации стратегии партнерства и союзничества. Казахстан, Россия и Беларусь наиболее активно развивали сотрудничество, затем к ним присоединились Кыргызстан и Таджикистан. Проект «О формировании Евразийского союза государств» давал реальный шанс войти в XXI век цивилизованным путем. Несомненно, разрабатывая его, президент Нурсултан Назарбаев глубоко изучил все имеющиеся в мире интеграционные объединения. И именно Европейский союз как самая прагматичная и наиболее полно реализованная интеграционная структура послужил примером для проекта ЕАС. В этой связи нелишне напомнить основные этапы создания Европейского союза (ЕС). Истоки Европейского союза восходят к началу 1950-х годов. Отдельные его элементы содержались в договоре о европейском объединении угля и стали (ЕОУС, 1951 г.) и договоре о европейском сообществе по атомной энергии (Евратом, 1957 г.). На принципиально новый уровень вопрос о создании ЕС был поднят подписанием в 1957 году в Риме договора о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС, с 1992 г. - ЕС). Римский договор существенно расширил сферу интеграционного взаимодействия стран-членов. Концептуально он представлял собой последовательную программу экономической интеграции: от таможенного союза к экономическому и валютному, а в дальнейшем - и к политическому союзу. Важно подчеркнуть, что все шесть стран - учредительниц ЕЭС (Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция) находились на примерно одинаковом уровне экономического развития и имели сходную структуру хозяйства, основанную на высокоразвитой промышленности и открывающую возможности для производственной, межотраслевой и внутриотраслевой кооперации. Они были заинтересованы действовать сообща и проявляли сильную политическую волю к объединению. Для формирования таможенного союза ЕЭС устанавливался переходный период продолжительностью в 12 лет - с 1958 по 1970 год. Однако тарифная либерализация и переход к единому таможенному тарифу оказались не самым трудным делом. Понадобилось еще более 20 лет для полной ликвидации таможенных барьеров на пути передвижения товаров внутри сообщества. Это произошло после принятия в 1986 году единого европейского акта (ЕЕА), ставившего целью создание единого внутреннего рынка стран-членов, в рамках которого действовали бы четыре «свободы»: на передвижение товаров, услуг, капиталов и лиц. Завершено его создание было в основном к 1 января 1993 года. Маастрихтским договором 1992 года сфера действия общей торговой политики распространена на заключение соглашений по вопросам торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности. ЕС наделен собственными финансовыми средствами, за счет которых финансируются не только административные расходы сообщества, но и его деятельность и программы. Одним из источников собственных средств ЕС являются таможенные пошлины, взимаемые с импорта товаров из третьих стран. Они поступают в бюджет ЕС, минуя национальные бюджеты. Создание наднациональных институтов в современных экономических союзах является важнейшим и необходимым условием их успешного функционирования. Это особенно проявилось в ЕС, практика которого показала, что появление таких институтов становится необходимым уже на стадии таможенного союза. При переходе к последующим стадиям экономической интеграции (общий рынок, экономический и валютный союз) наднациональные органы постепенно распространяют свою компетенцию на все новые сферы экономической жизни стран-участниц. Создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) решением Межгосударственного совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан 10 октября 2000 года в Астане - это начало качественно нового этапа развития интеграции на постсоветском пространстве. Формирование новых органов интеграции указанных государств, четкой структуры исполнительных органов, определение ясных и понятных направлений приоритетного развития сообщества позволило шаг за шагом решать все более сложные задачи в области экономической, внешнеторговой и таможенной политики. ЕврАзЭС, являясь наиболее эффективной интеграционной структурой на постсоветском пространстве, уже на протяжении многих лет обеспечивает в пределах таможенных территорий государств - участников сообщества режим свободной торговли, что способствовало увеличению товарооборота между ними с 29 млрд долл. в 2000 году до 123 млрд долл. в 2008 году, то есть в 4,1 раза. Это создало логическую предпосылку к следующей стадии экономической интеграции - Таможенному союзу. 6 октября 2007 года Межгоссовет ЕврАзЭС (на уровне глав государств) принял решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, подписал договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и утвердил план действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на 2007-2010 годы. Создание Таможенного союза обеспечит следующие преимущества по сравнению с зоной свободной торговли:
  • в сфере таможенно-тарифного регулирования к товарам из третьих стран будут применяться единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленных единым таможенным тарифом, - это позволит беспрепятственно обращаться таким товарам на единой таможенной территории;
  • в области нетарифного регулирования будут унифицированы применяемые ограничительные меры, включая порядок оформления лицензий, и сокращены административные барьеры в торговле;
  • в сфере таможенного администрирования будет создан единый механизм таможенного контроля на внешней границе Таможенного союза, обеспечена прозрачность таможенных формальностей на внешних границах и их отмена на межгосударственных границах наших государств;
  • в области санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля будут сокращены технические барьеры, ускорен и удешевлен оборот товаров, подлежащих санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю.

Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый соответствующим договором от 27 ноября 2009 года, конкретизирует, что единая таможенная территория Таможенного союза состоит из таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Таможенный союз формируется в соответствии с международными нормами: с единым таможенным тарифом, единой таможенной территорией и единой системой регулирования внешнеторговой деятельности. Одобренные главами правительств на заседании Межгоссовета 9 июня 2009 года этапы и сроки формирования единой таможенной территории предусматривают отмену согласованных видов государственного контроля на белорусско-российской границе - с 1 июля 2010 года, на казахстанско-российской границе - с 1 июля 2011 года. Надо отметить, что, по расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством ВВП, к 2015 году составит 400 млрд долл. Государства Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно более 15 процентов прироста своего ВВП. По данным Минтранса России, ежегодные потери российской экономики от ожидания машин на границе оценивается в 7-7,5 млрд рублей. Формирование единой таможенной территории, введение в действие единого тарифного и нетарифного регулирования Таможенного союза, отмена всех видов государственного контроля на межгосударственных таможенных границах обеспечат свободное движение товаров, происходящих как из государств - членов Таможенного союза, так и из третьих стран, расширение рынков сбыта, а также снижение издержек при производстве товара. Это создаст благоприятные условия для работы и развития реального сектора участников Таможенного союза, бизнес-структур, расширения производственной кооперации, организации совместных производств, создания новых рабочих мест, а также роста инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономик наших государств. Существенным для предприятий трех наших стран является устранение таможенных границ, которое облегчает доступ к рынкам и производственную кооперацию для высокотехнологичных товаров. Для граждан стран Таможенного союза появляются дополнительные возможности трудовой деятельности: людям не придется заполнять ворох документов, тратить время и силы на границах. Именно к этой цели мы шли многие годы - созданию масштабного рынка с едиными правилами игры, более эффективно обеспечивающего экономический рост и повышение благосостояния граждан наших стран. 19 декабря 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Нурсултан Назарбаев, Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко утвердили план действий по формированию единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2011 годы. Он предусматривает разработку и подписание в течение 18 месяцев двадцати первоочередных международных договоров, принятие которых предлагается двумя пакетами. Первый пакет состоит из 14 международных договоров, которые устанавливают правовые основы единой макроэкономической политики, предусматривают создание необходимых условий для обеспечения свободы движения капиталов и рабочей силы, реализации единых принципов и правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий и единых правил конкурентной политики. Подписание первого пакета документов планируется до конца 2010 года, а введение их в действие до 1 июля 2011 года. Второй пакет состоит из 6 международных договоров, которые определяют общие принципы валютной политики, обеспечивают необходимые условия доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, железнодорожного транспорта, транспортировки нефти и газа, включая основы тарифной политики и ценообразования. Подписание второго пакета документов планируется до 1 июля 2011 года, а введение их в действие - до конца 2011 года. Кроме того, планом действий предусматривается в течение 2010-2011 годов на основе единых принципов и правил в сфере технического регулирования разработать 38 технических регламентов ЕврАзЭС. В настоящее время с учетом уже сформированной договорно-правовой базы Таможенного союза формирование ЕЭП будет вестись одновременно по всем основным направлениям при условии синхронного принятия взаимных обязательств сторон и соответствующей корректировки их национальных законодательств. Согласно принятым решениям, в 2010 году должны быть устранены таможенные и технические барьеры во взаимной торговле, а также иные ограничительные меры экономического характера, включая экспортные пошлины, защитные и эквивалентные им меры. Тем самым будет сформирован общий рынок товаров. Для его полноценного функционирования потребуется обеспечение равного и свободного доступа к транспортным услугам и к энергетическим ресурсам. Равный доступ предусматривает предоставление национального режима предприятиям и гражданам государств - членов Таможенного союза на территориях сторон. Свободный доступ означает отсутствие административных барьеров, прозрачные рыночные условия ценообразования и доступность предоставления услуг. Устранение технических барьеров в торговле предусматривает взаимное признание разрешительных документов в сфере технического регулирования, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля и унификацию этих требований. Формирование общего рынка услуг предусматривает предоставление национального режима предприятиям - резидентам сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности и гармонизацию национального законодательства. Формирование общего рынка услуг включает установление единых требований по доступу на рынок услуг Таможенного союза третьих стран, что требует согласования позиций сторон по услугам на переговорах по присоединению к ВТО. Необходимым условием эффективного функционирования общего рынка товаров и услуг является гармонизация норм, правил и механизмов проведения антимонопольной политики, включая вопросы регулирования естественных монополий, обеспечение свободного движения прав интеллектуальной собственности. Формирование общего рынка труда предусматривает свободное передвижение рабочей силы в зоне ЕЭП, урегулирование правового статуса граждан одного государства, постоянно проживающего на территории другого государства - участника ЕЭП, обеспечение свободного доступа к получению образования, признание дипломов высшего и среднего образования, единообразного применения правил и требований к трудовым ресурсам и режиму доступа на рынок труда. Формирование общего рынка капитала наряду с обеспечением взаимного доступа на рынок финансовых, банковских и страховых услуг предусматривает гармонизацию норм валютного регулирования, создание условий для перехода на расчеты в национальных валютах, создание единой платежно-расчетной системы и формирование общего валютного рынка. Реализация перечисленных выше направлений формирования ЕЭП позволит создать общий рынок товаров, услуг, труда и капитала. Для завершения формирования ЕЭП необходимо обеспечить гармонизацию, вплоть до унификации, норм регулирования экономики, а также сформировать институты проведения единой экономической политики. Глядя сегодня с высоты 15 лет, минувших с момента предложенного президентом Нурсултаном Назарбаевым проекта о формировании Евразийского союза государств, можно, с одной стороны, удивляться смелости и прозорливости лидера Казахстана, сформулировавшего идею, далеко опередившую свое время. С другой стороны, мы сами - свидетели реальных результатов сближения стран, объединившихся в ЕврАзЭС, сформировавших полноценный Таможенный союз и приступивших к созданию единого экономического пространства. И конкретные решения, принятые главами государств в 2009 году, в условиях преодоления последствий глобального мирового экономического кризиса, убедительно демонстрируют уверенность в будущем и стремление совместными действиями обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества и интеграции в интересах стран и народов ЕврАзЭС. В Минске президент Нурсултан Назарбаев избран председателем Межгоссовета ЕврАзЭС - высшего органа сообщества. В предстоящий ответственный период напряженной работы по реализации масштабных интеграционных задач это, безусловно, придаст новую динамику и эффективность нашей работе. И достигнутая нынешняя динамика, и будущие перспективы экономической интеграции между нашими странами, безусловно, вселяют все больший оптимизм в граждан Казахстана, России и Беларуси, поскольку создают надежные предпосылки не только для устойчивого роста материального благосостояния, но и для гармоничного развития культурно-гуманитарного сотрудничества между нашими странами. В 2010 году ЕврАзЭС будет отмечать свое 10-летие. Эта дата ознаменована созданием Таможенного союза, формированием Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, которые уже практически заработали. К 2012 году будет завершена работа по формированию единого экономического пространства. Таким образом, ЕврАзЭС сегодня наиболее полно и реально воплощает в жизнь евразийский проект президента Нурсултана Назарбаева, который, безусловно, определяет интеграционный вектор развития постсоветского пространства в XXI веке. Таир МАНСУРОВ, член политсовета партии «Нур Отан», генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества

http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=985&Itemid=2

Теги: ЕврАзЭС

Поделиться: