Т. Манасян: Национальная идея Армении

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «национальная идея», будь то в России, либо где-нибудь еще. Каждое государство или народ в определенный момент приходит к пониманию, что достичь процветания без поставленной цели невозможно. Это закон природы, ведь и в нашей жизни мы приходим к определенным успехам в основном благодаря трудолюбию, проделанному в надежде получить что-то от жизни. Наверняка каждый задавался вопросом: в чем же заключается национальная идея? У каждого скорее всего - свое понимание этого вопроса, однако есть и некие общие точки соприкосновения для всех без исключения представителей определенного народа. Итак, национальная идея (или цель нации) формулируется следующим образом. Национальная идея - идея, возникающая у представителей одного народа в определенных политических, экономических или исторических условиях, когда требуются решительные меры для спасения или улучшения качества жизни общества. При том, национальная идея со временем может видоизменяться.
Т. Манасян: Национальная идея Армении

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «национальная идея», будь то в России, либо где-нибудь еще. Каждое государство или народ в определенный момент приходит к пониманию, что достичь процветания без поставленной цели невозможно. Это закон природы, ведь и в нашей жизни мы приходим к определенным успехам в основном благодаря трудолюбию, проделанному в надежде получить что-то от жизни.

Наверняка каждый задавался вопросом: в чем же заключается национальная идея? У каждого скорее всего - свое понимание этого вопроса, однако есть и некие общие точки соприкосновения для всех без исключения представителей определенного народа. Итак, национальная идея (или цель нации) формулируется следующим образом. Национальная идея - идея, возникающая у представителей одного народа в определенных политических, экономических или исторических условиях, когда требуются решительные меры для спасения или улучшения качества жизни общества. При том, национальная идея со временем может видоизменяться.

В России сегодня во всю ведутся поиски национальной идеи. Ведется поиск достойного лица России, т.к. почти у всех развитых западных стран есть такие визитные карточки, по которым мы однозначно узнаем ту или иную из них. При этом не обязательно, чтобы все европейцы или американцы знали назубок все главные цели и задачи своей родины, отнюдь нет. Однако в отличие от постсоветских республик, большинство граждан этих стран гордятся тем, что живут в них и стараются сделать все для процветания и развития их отечества, что к сожаленью у нас в большом дефиците.

Как правильно сказал товарищ Саахов в одноименной «Кавказской пленнице»: «...плохо мы еще воспитываем свою молодежь, очень плохо!» и он совершенно прав, т.к. прививать любовь к родине нужно с самого раннего детства, пока у человека еще не сложилось некое целостное понимание бытия. В этом-то и преуспели наши западные партнеры. В России и большинстве стран СНГ складывается неправильное, а зачастую абсурдное понимание места родины в жизни. Европейцы и американцы (также как и постсоветская нация) очень любят ругать свои правительства, однако попробуйте хотя бы в шутку нелестно отозваться об их стране... Мы же только плачем со склоненной головой, что убогие и невезучие, а каждый иностранец для нас если не пророк, то уж точно учитель!

Одна из ближайших союзниц РФ - Армения сегодня также в состоянии поиска такой идеологии. Армения не имеет четкой, структурированной национальной идеи, однако существует множество вариантов в этом направлении. Основой для их возникновения стала, как это обычно бывает, история этого вопроса. Поэтому мне хотелось бы уделить особое внимание истории вопроса о национальной идее армянской народа.

У армянского народа не было своего государства более тысячи лет. Армения была расколота на две большие части и находилась в составе Персии и Османской империи [1] . Однако армяне, жившие на этих территориях давно мечтали о воссоздании своего независимого государства, и одним из первых этим вопросом занялся Исраэл Ори. Он путешествовал по Европе [2] в надежде завести связи с сильными мира сего для содействия армянам в будущей освободительной борьбе, которую он и его соратники готовили сообща. Основной целью Исраэла Ори было воссоздание армянской государственности. Имелось в виду объединение всех исторических армянских земель, вместе с г. Трапезундом, который являлся морским портом. Ори бывал также и в России, где встречался с Петром I, после чего и был совершен поход на Персию. Однако время армян еще не пришло.

Другим носителем национальной идеи был Овсеп Эмин - уроженец Персии, проживший большую часть жизни в Индии (с 1751 г.). Им был создан кружок, целями которого служили объединение Армении и создание независимого армянского государства с обязательным выходом к морю. Средства, которыми они пользовались - пропаганда истории и ценностей, через собрания и ежемесячник «Новая тетрадь». Создание же независимое государство должно было происходить с помощью русского оружия, при сохранении русских войск на территории независимой Армении, а править должен был изначально князь Потемкин...

Националистические тенденции среди армян усилились в Западной Армении вследствие деспотической политики султанского правительства Турции во второй половине XIX в. Именно по этой причине и возникают в скором времени молодежные организации, трансформировавшиеся в крупные и влиятельные политические партии. Первой армянской политической партией стала партия «Гнчак» («Колокол»). Ближайшей целью партии была объявлена борьба за ниспровержение самодержавья и за установление вместо него «всеобщего демократического строя» в тех государствах, где угнеталось армянское население (Османская империя, Персия, Российская империя). В программе ставилась задача объединения всех армянских земель и создания самостоятельного армянского государства.

Вторая крупнейшая партия - «Дашнакцуцюн» видела в качестве главной задачи достижение с помощью западных держав, России, а также вооруженных выступлений освобождения Западной Армении от Турецкого террора и создание автономного государства на ее территории. А в качестве долгосрочной перспективы ставилась цель освобождения Армении и создание независимого государства.

Программа интересна еще и тем, что имеет отдельную главу под названием «Программа - MINIMUM». В ней подробным образом описывается построение идеального с их точки зрения армянского государства. Программа имеет отдельные пункты, относящиеся каждый к своей территории. Например, в пункте А. «Для Турецкой Армении» есть четкая схема решения той части «Армянского вопроса», которая касается Турции. Пункт же «Б. Для Закавказья» - касается российской Армении. В том числе в программе «MINIMUM» есть и важный пункт - «Общее для обеих сторон». Здесь говорится об обоих Армениях в единой главе.

Дашнаки, по моему мнению, пошли дальше всех в правильном понимании ситуации и трезвом мышлении. Ведь у них было две программы, на случай, если основное не удастся совершить, иметь какой-то минимум успехов. Дашнаки ставили весьма сложные задачи и они это прекрасно понимали, т.к. время играло не против них. Ситуация в которой оказалась Армения в тот сложный период оказалась для армянского народа самой тяжелой в ее истории, поэтому дашнаки и разработали программу минимум.

Основной целью обоих партий, как мы видим, было создание единого независимого армянского государства. Разговоры о поиске национальной идеи не прекращаются по сей день, однако в отличие от начала XX столетия сегодня армяне имеют свое независимое государство. Тогда формировали национальную идеологию дашнаки и гнчакисты, но сегодня с появлением роли государства, именно оно должно взять на себя эту миссию. К сожаленью пока что в РА нет структурированной идеологии, но она сегодня создается.

Государство рассматривает дальнейшее развитие армянской национальной идеи используя модель внешнего интернационализма и внутреннего национализма . Это модель, успешно реализуется в Израиле и Китае. Ее основное направление - повышенное значение национализма, его превалирование над патриотизмом. Главное видимое воплощение - создание и поддержка мощных национальных диаспор за пределами родного государства, лоббирование своих интересов в парламентах других стран, что в принципе и делается с 1991 г.

В виду того, что Армения сегодня независима, хотя и составляет 1/12 от ее исторических земель, не могут подходить цели и задачи предыдущих поколений. Дашнаки и гнчакисты ставили главной целью достижение независимости, а только потом все остальное. Сегодня же, подобно дашнакам, я бы сформулировал две программы. В программу Maximum, т.е. на далекую перспективу я бы включил самые сложные задачи, а именно:

* Возвращение армян на исторические территории (для заселения Западной Армении, находящейся сегодня в Турции);

* Создание единого армянского государства с обязательным выходом к морю;

* Относительное лидерство в регионе.

В программу Minimum должны входить задачи на краткосрочную перспективу. По моему мнению, в нее следует включить такие задачи как:

*Признание геноцида 1915 г.

* Выработка плана по усилению «привлекательности» РА

* Выработка четкой структуры по возвращению армян на историческую родину (при чем и в Западную Армению);

* Определение программы успешного развития государства;

* Военный, научно-технический и экономический прогресс РА.

Сегодня объединяющим фактором всех без исключения армян является геноцид армян 1915 г., вследствие которого было убито свыше 1,5 миллионов армян. Сложно представить, но 24 апреля 2008 г. почтить память погибших в Ереванский мемориал жертв геноцида пришло и приехало из заграницы более миллиона человек, не считая того, что армянская молодежь многих стран устроила массовые демонстрации у турецких посольств. Нужно подчеркнуть, что столь массового шествия Цицернакаберд (мемориал жертв 1915 г.) не видел никогда. Это говорит о том, что сегодня пламя народного сострадания не угасает, более того с каждым годом все больше и больше разгорается. Вопрос признания геноцида сегодня очень важен для Армении и армян. Принятие Анкарой геноцида решает сразу несколько серьезных вопросов для Еревана: тем самым будут открыты границы и начнется новая глава в армяно-турецких отношениях, что в свою очередь принесет и большие экономические выгоды.

Армении нужно запастись терпением, т.к. многие задачи невозможно решить в ближайшем будущем. Совершенно очевидно, что без помощи сверхдержав (США, РФ, ЕС) и международных организаций невозможно продвижение некоторых из поставленных задач.

Конечно, то, что я наметил чуть выше - всего лишь некоторые из возможных сценариев развития национальной идеи Армении, т.к. правительство пока не предпринимает серьезных шагов в этом направлении. Однако нельзя говорить и о полном бездействии Еревана. Например, в этом году было создано новое министерство - Министерство диаспоры. В цели этого нового органа входят: сохранение армянской национальной идентичности и объединение армян всего мира. Кроме того в задачах нового ведомства основное место занимает формирование новой национальной идеи, основанной на развитии армянской государственности, под своеобразным девизом «Армянин, Армянство, Армения». Для этого и нужно постоянное взаимодействие Армении с диаспорой (Спюрком).

По словам главы Комитета по связям с Диаспорой при МИД РА Грануш Акопян новому министерству предстоит взять на себя роль координатора работы с Диаспорой тех структур отечественной исполнительной власти, которые и сегодня занимаются этим в рамках своего профиля. Речь о министерствах культуры, образования, экономики, спорта и по вопросам молодежи. Как отметила Г. Акопян, история свидетельствует, что армянство сильно сплачивают, объединяют общая боль и горе - землетрясение, Геноцид...

В рамках этого министерства разработана программа «К Родине». Акопян также отметила, что в рамках этой программы люди будут приезжать на несколько дней, недель, может, и месяцев а Армению. Она должна обеспечить интерес армян спюрка к исторической родине. Считаю, что задачу сохранения нашей национальной идентичности можно выполнить только тогда, когда нам удастся привлекать в Армению молодежь Спюрка регулярно. Что касается репатриации, думаю, мы должны разработать соответствующий проект. Разумеется, он должен учесть необходимость заселения всей территории республики, а не одной лишь столицы. Эта программа разработана на краткосрочную перспективу, т.к. речь здесь идет не о репатриации, а о возвращении только на территорию современной РА, а не исторической Армении.

Будем надеяться, что Армения уже в ближайшее будущее поймет всю значимость установления национальных приоритетов, ввиду тяжелого геополитического положения республики. Отношения с Азербайджаном весьма напряженные, а недавние события в Грузии не сулят положительных сдвигов для Армении как минимум на ближайшее время. Однако независимо от этого Спюрк делает очень многое для самой Армении. Только за последний год частных инвестиций в республику поступило более $1 млрд. Это огромная сумма для РА, т.к. бюджет самой республики составил в 2007 г. около $1,5 млрд. и это несмотря на тяжелое геополитическое положение республики. Совершенно очевидно, если Армения создаст для себя определенную общенациональную концепция, она пойдет вперед в развитии более быстрыми темпами.

Любой народ должен иметь национальную идею, т.к. без этого не будет стремления к более совершенному, лучшему будущему. Живя без определенной цели, никогда нельзя знать, куда принесет тебя течение, ведь тем самым ты доверяешься судьбе, что однозначно не сулит ничего хорошего. Вспомним величайший в мире эксперимент - Великую Октябрьскую Социалистическую революцию. Абсолютно точно большевики ставили итоговой целью достижение «рая на земле», т.е. коммунизма. А основной постулат марксизма-ленинизма был в следующем: с каждого по возможности, каждому по потребности! Звучит заманчиво, однако, вдумавшись, приходит озарение, что общество, которое построили наши «великие вожди» не только несовершенно, но и несправедливо и антигуманно. Почему бездельник должен получать ровно столько же, сколько и работящий человек? В итоге сложилась ситуация, когда люди в основной массе действительно не стремились ни к чему, т.к. минимум был обеспечен. Что же получилось из этого печального эксперимента, знает каждый мало-мальски образованный житель нашей планеты. Точно так же и с национальной идеей. Неимение ее приведет в итоге к хаосу, который рано или поздно разрушит или расколет всю страну.

[1] В 1639 г. был подписан договор между Турцией и Персией, который закрепил раздел Армении. В истории этот договор называется вторым разделом Армении.

[2] Исраэл Ори побывал во Франции, Германии, Ватикане, Австрии, Венеции и т.д. Глава Дюссельдорфа Иоганн Вильгельм был готов помочь Ори, но при участии Австрии и Венеции, которые в помощи отказали.

Теги: Армения

Поделиться: