Стресс-тест интеграции
Автор: ИАЦ МГУ
В новостях царит неразбериха: победные рапорты об успехах ОДКБ и Таможенного союза перемежаются сводками с фронтов российско-белорусской "молочной войны". Что же происходит с нашей интеграцией? Напомним, что Александр Лукашенко отказался участвовать в саммите ОДКБ в Москве. Минск считает, что Россия подвергает его экономической дискриминации, временно запретив ввоз белорусского молока. По мнению ряда экспертов, белорусский президент крайне раздражен тем, что не получил российского кредита на полмиллиарда долларов, поэтому Лукашенко готов пойти на крайние меры. Западные СМИ уже поспешили сообщить, что Белоруссия намерена ввести таможенный и пограничный контроль на границе с Россией. Есть информация, что отказом от председательства в ОДКБ дело не ограничится. Так, Минск может торпедировать предстоящее подписание соглашения о Таможенном союзе Белоруссия - Россия - Казахстан. Выходит, что неожиданная "молочная война" стала настоящим стресс-тестом для интеграции. Оптимисты говорят, что скоро все успокоится: милые бранятся - только тешатся! Мол, между Минском и Москвой не раз уже вспыхивали торговые войны - пивные, газовые. Но все всегда заканчивалось полюбовно. Пессимисты, напротив, говорят о скором крахе Союзного государства. Дескать, Лукашенко всегда относился к Москве исключительно как к "дойной корове". По их оценкам, низкие цены на российские энергоносители и особые льготы давали Минску ежегодно около четырех миллиардов долларов. Взамен мы получали лишь устные заверения в вечной дружбе, а сам Лукашенко в последнее время все чаще поглядывает в сторону богатого ЕС. Так что наши "союзнические отношения" строились если не на песке, то уж точно по известной поговорке: "Деньги есть - Иван Петрович, денег нет - проклятый сволочь". Информированные аналитики уверяют, что недавний демарш Минска на саммите ОДКБ оказался на руку Пекину. Называется и цена вопроса - льготный китайский кредит Минску в размере трех миллиардов долларов. Подвешивание Минском решения о создании сил быстрого развертывания (КСОР) ставит страны Средней Азии перед трудным выбором - переориентироваться на зону безопасности НАТО или принять военный зонтик Пекина. Не случайно, что вторым фрондером на саммите ОДКБ стал Узбекистан - активный получатель китайской военной и экономической помощи. В самом деле, непосредственно перед саммитом ШОС была поставлена под вопрос способность России самостоятельно выстраивать зону коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Получается, что без старших китайских товарищей в СНГ никак не обойтись!.. В любом случае резкое повышение температуры в диалоге Москва - Минск свидетельствует о наличии кризисных явлений в нашем интеграционном проекте. Россия давно объявила объединение постсоветского пространства своим внешнеполитическим приоритетом. Причин к тому немало, среди них - геополитическая и геоэкономическая взаимодополняемость, общие границы, сходство политических систем и культур. И самое главное, страны Таможенного союза - Россия, Белоруссия и Казахстан, вместе взятые, представляют собой самодостаточное экономическое пространство. Как показал опыт формирования Евросоюза, межгосударственная интеграция макрорегионов - процесс позитивный. И этот объективный тренд никак не противоречит политической самостоятельности каждого суверенного государства. Главное, чтобы всеми участниками объединительного проекта одинаково четко понималась конечная цель интеграции и основные вехи на этом пути. В противном случае, интеграционная активность будет восприниматься как бесконечный процесс по организации все новых организаций. По моему глубокому убеждению, сегодня одной лишь экономической солидарности уже недостаточно, нам нужен новый политический союз. Например, в формате Евразийского союза государств, неоднократно предлагавшегося Нурсултаном Назарбаевым. Союз государств отличается от Союзного государства не просто перестановкой слов. Интеграция постсоветских стран в рамках Евразийского союза позволит гибко объединить разновеликие политические и экономические величины в одно целое. На практике это будет означать обязывающую экономическую интеграцию при сохранении политического суверенитета и гарантированной коллективной безопасности стран-участниц. В противном случае, мы так и будем бессмысленно держать пальцы веером. Вместо того чтобы сжать их в один интеграционный кулак. Юрий СОЛОЗОБОВ ТРИБУНА |
Поделиться: