"Стратфор": Вызов Oбамы. Афганская дилемма, российский вопрос и уход из Ирака

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Барак Обама был избран президентом Соединенных Штатов значительным большинством в Коллегии выборщиков. Демократы резко усилили свой контроль в Конгрессе, увеличив число мест, которые они имеют в Палате представителей и приблизившись к моменту, когда - при нескольких республиканских перебежчиках - они могут иметь контроль над применением права вето в Сенате. Учитывая возраст некоторых судей Верховного Суда, у Обамы может появиться хорошая возможность назначить, по крайней мере, одного и возможно даже двух новых судей. Он начнет как один из самых сильных президентов на протяжении последних многих лет.
"Стратфор": Вызов Oбамы. Афганская дилемма, российский вопрос и уход из Ирака

Барак Обама был избран президентом Соединенных Штатов значительным большинством в Коллегии выборщиков. Демократы резко усилили свой контроль в Конгрессе, увеличив число мест, которые они имеют в Палате представителей и приблизившись к моменту, когда - при нескольких республиканских перебежчиках - они могут иметь контроль над применением права вето в Сенате. Учитывая возраст некоторых судей Верховного Суда, у Обамы может появиться хорошая возможность назначить, по крайней мере, одного и возможно даже двух новых судей. Он начнет как один из самых сильных президентов на протяжении последних многих лет.

Празднования, прошедшие по всему миру в связи с победой Обамы были действительно исключительными. Они подтверждают, насколько высоки ожидания по всему миру от Обамы, и показывают, что Соединенные Штаты должно быть гораздо более важны для европейцев, нежели последние готовы это признать. (Нам трудно представить, чтобы в США имели бы место ночные бессменные вахты в связи с французскими выборами).

Обама является исключительным оратором, и как Аристотель указывал, ораторское искусство является одной из основ политической власти. Ораторство подняло его к президентству наряду с огромной непопулярностью его предшественника и финансовым кризисом, повлиявшим на кампанию в которой соперники шли рядом друг с другом и обеспечившим лидерство Обаме, которое он тщательным образом довел до победы. Поэтому, как и в случае со всеми политическими деятелями, его победа была делом риторики и, как говорил Макиавелли, удачи. Обама имел и то, и другое, но теперь вопросом является насколько он обладает в полной мере достоинствами Макиавелли, через способность продемонстрировать свою власть. Этот последний элемент является тем, в чем собственно и состоит управление, и именно это определит, насколько его президентство будет успешным.

В его сокрушительной победе содержится единственная слабость: Обама выиграл голоса избирателей с довольно узким перевесом, приблизительно 52 процента проголосовавших. Это означает, что почти столько же человек проголосовало против него сколько и поддержало его.
Повестка дня Обамы в противовес расширению базы его поддержки
Президент США Джордж У. Буш продемонстрировал, что неспособность понять применение и ограничения власти может сокрушить президентство очень быстро. Огромный энтузиазм последователей Обамы вполне может скрыть то, каким образом он - как Буш - управляет глубоко, и почти наполовину, разделившейся страной. Первая проверка Обамы будет проста: сможет ли он поддержать преданность своих последователей, наряду с расширением его политической базы? Или будет ли он считать, как это делали Буш и Чейни, что он сможет управлять не обращая особого внимания на другую половину страны, потому что он контролирует президентскую власть и Конгресс, как делали Буш и Чейни в 2001 году? Президенты избираются через выборы, но управляют через общественную поддержку.

Обама и его сторонники скажут, что нет никакой опасности повторения Буша - который полагал, что он сможет добиться выполнения своей повестки дня и в то же время построить свою политическую базу, но не смог добиться этого. Строительство кем-то своей политической базы требует от него и модификации повестки дня. Но когда Вы начинаете менять свою повестку дня, когда Вы становитесь прагматичными, то Вы начинаете терять своих сторонников. Если бы Обама победил, набрав 60 процентов голосов избирателей, тогда на это можно было бы не обращать внимание. Но он только выиграл с перевесом чуть больше чем Буш в 2004 году. Теперь, для нас появится возможность узнать, является ли Обама столь же искусным президентом, каким он был в качестве кандидата.

Обама скоро столкнется с проблемой начала разочарования людей во всем мире, проблемой, которая является частью его работы. Первые разочарования будут незначительными. Существуют тысячи людей, надеющихся на назначения, некоторые на должности членов Кабинета Правительства, другие в Белый Дом, третьи в федеральные агентства. Многие что-то получат, но очень немногие получат все, на что они надеялись. Кто-то почувствует себя преданным и разочаруется. Во время процесса перехода разочарованный претендент на должность - что является институтом в американской политике - начнет просачивать сведения любым доступным репортерам. Это произведет небольшое, отталкивающее впечатление, не создающее никаких серьезных проблем, но служащее предвестником кое-чего, что должно будет наступить.
Скоро Обама будет приведен к присяге. Во время своей инаугурации он произнесет незабываемую, возможно историческую речь. Большие ожидания от него будут в стране и во всем мире. Он будет наслаждаться традиционным президентским медовым месяцем, во время которого все, кроме его самых закоренелых врагов, дадут ему презумпцию невиновности. Пресса первоначально будет его обожать, но начнет писать истории обо всех должностях, которые он не заполнил, ошибках, которые он сделал в процессе подбора кандидатур и так далее. И затем, где-то в марте или апреле, начнут появляться интересные вещи.

Иран и уход США из Ирака

Обама обещал отозвать американские силы из Ирака, где он не намеревается оставлять никаких остаточных сил. Если он будет следовать этим курсом, тогда он откроет дверь для иранцев. Первичный интерес Ирана в сфере национальной безопасности заключается в удержании или доминировании над Ираком, с которым Иран вел продолжительную войну. Если Соединенные Штаты останутся в Ираке, то иранцы будут вынуждены согласиться на наличие нейтрального правительства в Ираке. Уход США создаст возможности для иранцев по использованию иракских доверенных лиц, чтобы создать, как минимум, иракское правительство, находящееся под большим влиянием Ирана.
Кроме вызова недовольства у суннитских и курдских союзников Соединенных Штатов в Ираке, иранское господство в этой стране встревожит некоторых основных союзников США - в особенности саудовцев, которые опасаются иранской мощи. Соединенные Штаты не могут поддержать развитие событий, согласно которому иранское влияние будет расширено на саудовские месторождения нефти. В то время как такой сценарий развития событий был бы маловероятным, он однако вызовет катастрофические последствия. Иорданцы и, возможно турки, которые также являются американскими союзниками, окажут давление на Обаму против непосредственного ухода. И, конечно, израильтяне пожелают, чтобы Соединенные Штаты остались там [в Ираке], чтобы блокировать иранскую экспансию. Сопротивление коалиции саудовцев и израильтян не будет простым делом.

Это будет моментом, где обязательство Обамы по ведению переговоров с Ираном будет исключительно важным. Если он просто уйдет из Ирака без достижения основательного понимания с Ираном, то вся американская коалиция в области распадется. Обама обязался создавать коалиции, что будет трудно осуществлять на Ближнем Востоке, если он уйдет из Ирака без железных иранских гарантий. Поэтому он будет вести переговоры с иранцами. Но что может Обама предложить иранцам, чтобы побудить их отказаться от своего главного интереса в сфере национальной безопасности? Трудно представить американско-иранскую договоренность, которая была бы и взаимно выгодна, и осуществима.

Обама будет тогда вынужден принять решение. Он может уйти из Ирака и почувствовать геополитические последствия, наряду с вызовом жесткой критики со стороны влиятельных в политическом плане правых в Соединенных Штатах, которых он должен по крайней мере частично привести в свою коалицию. Или он может сохранить некоторое военное присутствие в Ираке, тем самым вызывая разочарование среди своих сторонников. Если он будет действовать неуклюже, то окажется в результате под огнем со стороны правых за ведение переговоров с иранцами, и со стороны своих сторонников за не обеспечение ухода всех американские вооруженных подразделений из Ирака. Его навыки во внешней и внутренней политике будут проверены на этом основном вопросе, и он, несомненно, разочарует многих.

Афганская дилемма
Обама должен будет затем заняться проблемой Афганистана. Он сказал, что война там является реальной, и что он обратится к американским союзникам с просьбой присоединиться к его усилиям. Это означает, что он пойдет к европейцам и НАТО, как он об этом и сказал. Европейцы рады победе Обамы, так как они чувствуют, что Обама будет консультироваться с ними и прекратит требовать от них. Но он придет к европейцам именно с требованиями. В частности он захочет, чтобы европейцы предоставили большую численность вооруженных сил для Афганистана.
Многие европейские страны будут склонны оказать некоторую поддержку, даже если ни по какой другой причине, то хотя бы показать, что они готовы работать с Обамой. Но европейское общественное мнение не склонно поддерживать значительное развертывание в Афганистане, и так или иначе у европейцев нет сил, чтобы развернуться там. В действительности, поскольку глобальный финансовый кризис начинает оказывать более глубокое влияние на Европу чем на Соединенные Штаты, многие европейские страны активно снижают свое присутствие в Афганистане с целью экономии денег. В европейских умах расширение операций по приоритетности занимает последнее место.
Решение Обамы по Афганистану о создании коалиции с упором на европейцах, таким образом, столкнется с разделенной Европой, имеющей небольшой энтузиазм касательно направления войск и располагающей ограниченным контингентом вооруженных сил для того, чтобы направить их туда, если будет такого рода случай. Это вынудит его вступить в конфронтацию с европейцами весной 2009 года, и затем к принятию решения. Соединенные Штаты и их союзники в целом испытывают недостаток в войсках для того, чтобы стабилизировать Афганистан и победить Талибан. Они, несомненно, испытывают недостаток в войсковых подразделениях для того, чтобы осуществить существенный прорыв в Пакистан - нечто, о чем Обама упоминал несколько раз, в качестве возможной хорошей идеи, если бы в наличии были достаточные силы.
Он должен будет принять непростое решение по Афганистану. Обама может продолжить войну таким же образом, как это уже делается, без надежды ни на что, кроме действий по сдерживанию в долгосрочном плане, но это приведет к риску увязывания его президентства с безнадежной войной. Он может, придерживаясь своего обещания, выбрать вывод [войск], что в действительности будет означать восстановление у власти Талибан, и вызывая тем самым тяжелый огонь справа. Или он может сделать то, что, мы предположили, является неизбежным, а именно, договориться - и достичь политического соглашения - с Талибаном. Вместе с тем, в отличие от Буша уход или переговоры с Талибаном увеличат давление на Обаму справа. И если это будет сочетаться с решением отложить уход из Ирака, то свои собственные сторонники Обамы придут в негодование. Его 52-процентная поддержка в День выборов может упасть со стремительной скоростью.

Российский вопрос
В то же самое время, перед Обамой будет стоять российский вопрос. На следующее утро после победы на выборах Обамы, российский Президент Дмитрий Медведев объявил, что Россия развернула ракеты в своем европейском анклаве в Калининграде в ответ на развертывание США систем баллистической ракетной обороны в Польше. Обама выступил против русских во время их интервенции в августе в Грузии, но он никогда еще не излагал конкретной политики в отношении России. Мы ожидаем, что Украина должна будет сместить свою политическую ориентацию в сторону России, и Москва начнет быстро реагировать с тем, чтобы создать сферу влияния прежде, чем Обама сфокусирует свое внимание - и мощь США - на медведя.
Обама снова обратится к европейцам для создания коалиции, чтобы оказать сопротивление русским. Но европейцы опять разделятся. Немцы не могут позволить себе отчуждать русских из-за зависимости Германии в сфере энергии от России и нежелания Германии участвовать в новой холодной войне. Британцы и французы могут быть более склонными к решению вопроса, но без сомнения не на грани возрождения НАТО как основной военной силы. Русские будут готовы вести переговоры, и захотят говорить много, в то же время преследуя свой собственный национальный интерес по усилению своей мощи в том, что они называют своим "ближним зарубежьем."
У Обамы будет много вариантов касательно внутренней политики исходя из наличия большинства [у демократов] в Конгрессе. Но внешняя политика, как ранее у Буша и у многих президентов, будет его ахиллесовой пятой. Он сделал то, что, как кажется, обеспечит гарантии в трех направлениях. Во-первых, он уйдет из Ирака. Во-вторых, он сосредоточится на Афганистане. В-третьих, он выступит против российской экспансии. Для решения первого обещания, он должен иметь дело с иранцами. Чтобы решить второе, он должен иметь дело с Талибаном. Чтобы решить третье, ему необходимо иметь дело с европейцами.
Глобальные финансы и европейская проблема
Европейцы представят другую критическую проблему, поскольку они хотят достижения второго Бреттон-Вудского соглашения. Некоторые европейские государства, как кажется, желают создания ряда международных регулирований для финансовой системы. В этой связи возникает три проблемы.
Во-первых, при условии, что Обама не захочет резко поменять курс, точки зрения США и ЕС отличаются по степени, до которой правительства будут регулировать сделки между банками. Европейцы хотят осуществлять намного больше вмешательств, чем американцы. Они гораздо более склонны к тому, чтобы осуществлять государственный контроль, чем американцы. У Обамы есть власть для того, чтобы изменить политику США, но такое решение усложнит вопрос расширения его базы.
Во-вторых, создание международного регулятивного органа, который будет обладать властью над американскими банками, создало бы систему, где управление финансовой деятельностью США подчинялось бы европейскому управлению финансовой деятельностью.
И, в-третьих, у самих европейцев нет общего понимания состояния дел. Обама мог бы таким образом быть моментально вовлеченным в сложные проблемы политики ЕС, которые могли бы связать его руки в Соединенных Штатах. Все это могло бы быстро привести к изнурительным переговорам, ведущим к испарению очарования Обамой европейцами.
Одной из основ внешней политики Обамы - и одной из причин, почему европейцы праздновали его победу в выборах - было восприятие о том, что Обама готов работать в тесном сотрудничестве с европейцами. Он в действительности подготовлен к этому, но его проблема будет той же самой, с которой сталкивался Буш: европейцы не желают предоставлять Обаме то, в чем он будет нуждаться от них - а именно, войска, возрожденное НАТО для того, чтобы противостоять русским и глобальную финансовую систему, которая не подчиняет американскую финансовую власть международной бюрократии.
Перед дорогой полной испытаний
Как и любой политический деятель, Обама окажется перед проблемой того, что он сделал ряд обещаний, которые являются взаимно исключающими. Большая часть его вызова сводится к проблемам, которые он должен решить, причем с европейской помощью, но европейцы не готовы обеспечить ту разновидность и объем помощи, в которой он нуждается. Это, плюс факт, что уход США из Ирака требует соглашения с Ираном - кое-что трудно представимое без длительного американского присутствия в Ираке - представляют собой непростой путь. по которому Обаме предстоит идти дальше.
Как и в случае со всеми американскими президентами (которые оказываются перед промежуточными выборами с удивительной скоростью), внешнеполитические акции Обамы будут обрамляться его политической поддержкой. Институционально он будет силен. С точки зрения общественной поддержки он начинает познавать, что почти половина страны голосовала против него, и что он должен увеличить свою базу. Он должен использовать период медового месяца, когда его поддержка расширится для того, чтобы привести еще 5 - 10 % общественности в свою коалицию. Эти люди голосовали против него; теперь он должен будет убедить их поддержать его. Но они будут именно теми, кто отнесся бы к переговорам с Талибаном или Ираном с глубоким недоверием. И если переговоры с иранцами заставят его держать войска в Ираке, то он будет отчуждать свою базу, без одержания победы над своими оппонентами.
При этом всегда существует неизвестное. Может случиться террористическая атака, русские могут начать оказывать давление на балтийские государства, мексиканская ситуация может ухудшиться. Неизвестное по определению не может ожидаться. И многие иностранные лидеры знают, что требуются месяцы для администрации по обустройству, кое-что, что некоторые попытаются использовать в своих интересах. Вдобавок к этому в настоящее время существует почти трехмесячное окно, за которое старый президент еще не уходит и новый президент еще не приходит.
Обама должен иметь дело с чрезвычайно сложными внешнеполитическими вопросами в контексте распада альянсов не из-за грубого поведения среди друзей, а из-за того, что интересы союзников разошлись. Он должен справляться с этим в контексте положений внешней политики, которые трудно выдержать и урегулировать. Все это должно осуществляться с учетом факта, что почти половины электората проголосовало против него в противовес сторонникам, которые возлагают огромные надежды в него. Конечно же, Обама знает обо всем этом, как он отметил в своей победной речи.
Мы, наконец узнаем, понимает ли Обама, как пользоваться политической властью, а так же как добиваться такой власти. В действительности это невозможно сделать до момента окончания факта. Нет никаких оснований полагать, что он не может с тонкостью решать эти проблемы. Выполнение этого потребует хитрости, обмана и способности заставить своих сторонников забыть обещания, которые он сделал, и в то же время сохраняя их поддержку. Это также потребует способность заставить некоторых из его противников встать на его сторону, несмотря на путь, который он должен будет преодолеть. Иными словами, он должен будет быть хитрым и безжалостным, не представляясь в то же время хитрым и безжалостным. Именно таким образом поступают успешные президенты.
А пока он должен наслаждаться переходным периодом. Часто это является самой лучшей частью президентства.

Джордж Фриман
6 ноября 2008 года
Агентство Стратфор
Перевод -

Источник - Zpress
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1226157840

Поделиться: