Стратегия партнерских отношений.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Я думаю, что кардинальных изменений не произойдет. Владимир Путин остается в большой политике - он занимает важнейший пост главы Кабинета министров. И все говорит о том, что в стране будет обеспечена преемственность вектора внутренней и внешней политики, который определился во время президентства Владимира Владимировича. Более того, думаю, что двустороннее взаимодействие будет активизировано как с точки зрения энергетических и торгово-экономических проектов, так и с позиций гуманитарного сотрудничества. Новое, что может появиться с приходом Дмитрия Медведева, - это более мягкая, причем, скорее, в силу характера нашего нынешнего лидера, риторика и продвижение российского soft power на постсоветском пространстве.
Стратегия партнерских отношений.

Стратегия партнерских отношений

Интеграционные процессы и партнерские отношения Казахстана и России вызывают закономерный интерес в среде политологов. Прошедшая неделя подтвердила тенденцию. В течение двух дней в столице обсуждался широкий спектр вопросов по названной тематике на первом казахстанско-российском экспертном форуме. О перспективах развития отношений двух стран мы попросили рассказать его участника, известного российского политолога, генерального директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексея ВЛАСОВА.

- Первый вопрос вытекает из главного для политической жизни Российской Федерации события - вступления в должность нового главы государства Дмитрия Медведева. Как будут, на ваш взгляд, складываться отношения Казахстана и России после смены руководства в вашей стране?

- Я думаю, что кардинальных изменений не произойдет. Владимир Путин остается в большой политике - он занимает важнейший пост главы Кабинета министров. И все говорит о том, что в стране будет обеспечена преемственность вектора внутренней и внешней политики, который определился во время президентства Владимира Владимировича. Более того, думаю, что двустороннее взаимодействие будет активизировано как с точки зрения энергетических и торгово-экономических проектов, так и с позиций гуманитарного сотрудничества. Новое, что может появиться с приходом Дмитрия Медведева, - это более мягкая, причем, скорее, в силу характера нашего нынешнего лидера, риторика и продвижение российского soft power на постсоветском пространстве.

- Какие основные аспекты сотрудничества Казахстана и России будут превалировать в ближайшее время?

- Системообразующий элемент - энергетическое взаимодействие. Россия совместно с Казахстаном участвует в целом ряде крупных проектов. Обостряющаяся борьба за ресурсы на мировых рынках требует координации и кооперации между нашими странами.

В частности, ключевым вопросом в стратегии энергетической безопасности не только России и Казахстана, но и всех глобальных игроков сегодня является развитие системы маршрутов трубопроводов вокруг Каспия. По сути, Казахстан оказался в центре борьбы за диверсификацию поставок энергоносителей. И мне кажется, что Россия с пониманием должна отнестись к этому вопросу, который в силу многовекторной политики неизбежно будет проводить ваша страна. Но при этом важно, чтобы учитывались и российские интересы при принятии соответствующих решений.

Задача наших государств в ближайшей перспективе - определить правила игры, чтобы не допустить хаотизации вокруг поставок энергоносителей в борьбе между транскаспийским и прикаспийским вариантами маршрутов трубопроводов.

Конечно, немало наличествует политических спекуляций вокруг проекта «Баку - Тбилисси - Джейхан». Но XXI век - время развития открытых проектов с привлечением всех игроков, c взаимным прорастанием через транснациональные компании. И позиции Д. Медведева и Н. Назарбаева в этом ключе, как мне кажется, совпадают.

Получит новый импульс развития приграничное сотрудничество. В частности, будут созданы единые экономические кластеры в приграничных районах. Этот процесс идет уже сегодня.

Третий важный момент - космос и атомная энергетика. Запасы нефти и газа небесконечны. И потому необходимо сегодня закладывать фундамент будущей экономики. Развивать научные разработки в сфере атомной энергетики, обеспечив их перевод в практическое русло, космическое сотрудничество по примеру «KazSat», который, на мой взгляд, открыл новую веху в развитии наукоемких проектов между нашими странами.

Сейчас идет разговор о совместном создании спутников нового поколения. В последних выступлениях Нурсултана Абишевича четко прослеживается идея превращения Казахстана в крупную космическую державу. И я думаю, совместные проекты с Россией направлены как раз на реализацию этой амбициозной цели.

Не менее важным видится гуманитарное сотрудничество. С моей точки зрения, взаимодействие в этой сфере все еще остается слабым. Между нашими странами подписано немало двусторонних документов для развития отношений в этой сфере, и пора уже приступить к их скорейшей реализации.

Ну и последнее - это развитие интеграционных проектов в масштабах СНГ. Астана и Москва - стержень ЕврАзЭС и проектов Нурсултана Назарбаева по реформированию СНГ. Они не утратили своей актуальности и сейчас, полагаю, Россия и Казахстан будут тесно взаимодействовать в этом направлении.

- В контексте интеграционных инициатив реформирование СНГ занимает особое место в политике Астаны и Москвы. Как вы думаете, получит ли названная структура второе дыхание?

- Не раз уже говорилось о том, что СНГ - это «бракоразводная контора», всего лишь форма «цивилизованного развода» советских республик после развала Союза. Однако несколько лет назад лидеры двух наших стран приступили к созданию взаимовыгодной конструкции из имеющегося в наличии аморфного объединения, которая бы работала на принципах консенсуса. В качестве «пробы пера» в рамках СНГ, как вы знаете, приняты некоторые инициативы, в том числе об объявлении в рамках Содружества «тематических годов». Таким образом, наблюдается активизация усилий, призванных превратить СНГ в реально действующую, влиятельную международную организацию, которая основана на принципах здорового прагматизма. Сотрудничество будет выстраиваться по таким ключевым позициям, как экономика, безопасность и единое культурное, гуманитарное пространство.

- Как вы оцениваете работу интеграционных структур в вопросах поддержания безопасности в регионе?

- В Центральной Азии и на Каспии немало структур по поддержанию мира и согласия, но мира и стабильности, к сожалению, не прибавляется. Это подталкивает к поиску новых путей для диалога. И здесь, я полагаю, есть о чем поговорить нашим лидерам во время визита президента России в Казахстан.

- Но ведь имеются эффективные диалоговые площадки, в том числе инициированные Казахстаном - СВМДА, съезды лидеров мировых и традиционных религий, например?

- Вопросы безопасности включают в себя сегодня не только поиск мирных путей сосуществования, защиты от экстремизма и терроризма. Нужно уметь защищаться также от техногенных, экологических катастроф. Целые районы в Кыргызстане и Таджикистане вымерзали этой зимой. Какая из интеграционных структур приняла эффективные меры по оказанию помощи пострадавшим? Ее оказали лишь отдельные страны, в том числе и Казахстан.

Упомянув Съезд лидеров мировых и традиционных религий, вы правы в том смысле, что общественный диалог иногда бывает действеннее политического, когда это касается межцивилизационных отношений. Но нам нужны и дополнительные инструменты оперативного реагирования на возникающие кризисные ситуации. Например, на Южном Кавказе, который также связан с Каспийским регионом, до сих пор не решена ни одна из проблем по непризнанным государствам. Быстрого принятия решений требует резкое обострение борьбы за ресурсы.

- Одна из заявленных вами тем для участия в нынешнем форуме - казахстанский проект «Путь в Европу». Почему именно этот вопрос?

- Многих российских экспертов он интересует. Я в своем выступлении хотел говорить о необходимости пути в Европу с евразийских позиций. Одно другому не противоречит.

Нужно отметить, предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ, помимо того что это имиджевый проект, послужит проверкой политической системы Казахстана. Но как мне кажется, задача стоит еще более амбициозная. Полагаю, Нурсултан Назарбаев, который всегда очень тонко чувствует момент, когда необходимо выдвинуть новую стратегическую инициативу, будет акцентировать внимание на двух следующих аспектах - миссии нации и казахстанских стандартах качества жизни. Европейский вектор развития Казахстана должен послужить даже не политическим, а, скорее, социально-общественным ресурсом мобилизации населения на решение задач более высокого уровня - движения страны в XXI веке вперед.

Владимир КУРЯТОВ

(http://kazpravda.kz )

Поделиться: