Страсти вокруг шежире

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Во время презентации гости ознакомились со структурой сайта, его целях и нынешнем состоянии. - Размещая на сайте информацию о своем роде, своих предках, о том, как отмечаются семейные праздники, кто на них собирается, каждый из нас словно вплетается в единую народную сеть, - сказал в своем выступлении создатель сайта Олег Халидулин. - Наши потомки смогут зайти на сайт и посмотреть, как праздновал свадьбу их дед, что было на столе, какую музыку слушали, какие тосты произносили. Молодые казахи сейчас обычно не знают свои семь колен. Поэтому достаточно указать трёх-четырёх предков. Может быть, найдутся смежные ветви. Я претендую на совершенно новую историографию - ту, которую пишет сам народ. Обычно историю пишут единицы - профессора, доктора. Они высказывают только свою точку зрения. Страсти вокруг шежире

Из глубин веков наш народ ведет красивую традицию - передача детям информации о своем происхождении. Считалось обязательным помнить семь поколений своих предков (жетiата). Создан сайт - летопись, объединяющий массы семейных генеалогий в Единое Шежире Казахов - elim.kz. Появляется инструмент освящения старинного обычая, его развития и продолжения его в далекое будущее. На его основе создается абсолютно новый способ ведения истории, автором, которой становится сам народ.

Во время презентации гости ознакомились со структурой сайта, его целях и нынешнем состоянии. - Размещая на сайте информацию о своем роде, своих предках, о том, как отмечаются семейные праздники, кто на них собирается, каждый из нас словно вплетается в единую народную сеть, - сказал в своем выступлении создатель сайта Олег Халидулин. - Наши потомки смогут зайти на сайт и посмотреть, как праздновал свадьбу их дед, что было на столе, какую музыку слушали, какие тосты произносили. Молодые казахи сейчас обычно не знают свои семь колен. Поэтому достаточно указать трёх-четырёх предков. Может быть, найдутся смежные ветви. Я претендую на совершенно новую историографию - ту, которую пишет сам народ. Обычно историю пишут единицы - профессора, доктора. Они высказывают только свою точку зрения. Гости столь живо интересовались проектом, что беседа вскоре переросла в бурную дискуссию. В основном, споры возникали вокруг двух тем: роль женщины в структуре шежире (как известно, по материнской линии записи обычно не ведутся - указываются в качестве исключения лишь имена выдающихся женщин) и не станет ли культивация шежире причиной межродовых раздоров? Вот, что по этому поводу говорили участники презентации:

Рахим Койшебаев , доктор технических наук, физик, увлеченный тенгрианством: - Меня волнует вопрос - почему в вашей таблице не указаны женщины? Мы получаем неправильную картину - нужно указывать женщин в шежире. На могилах женщин казахи оставляли родовые тамги - это соответствует тенгрианству, которое проповедовали казахи. А эти пересечения родственных связей, кудалар - это вообще супер! Так мы получим реальную картину. Полное количество казахов.

Марат Сембин историк: - Олегом проделана огромная работа! Что касается указания женщин в шежире, то дело в структуре: если по женщинам считать, мужчинами надо будет куда-то деваться. Смысл подсчета по мужской линии в том, что, выходя замуж, женщина фигурально умирает для своего рода - она уходит в другой мир, мужний мир. Поэтому все обычая, которые мы встречаем во время похорон, используются и в свадьбах. Люди плачут, невеста не оборачивается, когда уходит к мужу, как не оглядываются, похоронив человека. Все это интересно, но я представитель сформировавшегося народа. Более того, у нас свое государство. Когда шежире будет внедряться в структуру государства, ничего хорошего от этого не будет. Таким образом, усложняется процесс натурализации, полного вживания в общество представителей других национальностей. Эта тема может стать благодатной для развития разного рода политических игр. Кто знает, какие результаты мы получим при массовой пропаганде? Я не знаю ответ на этот вопрос, но меня это беспокоит.

Тауке Алтынбеков , заместитель директора Института культурной политики и искусствознания: - Этим уже давно пугают казахов. Но в каждом роду есть люди, которые пишут шежире и передают из поколения в поколение. Это неистребимо. Это не позволяет говорить о том, что существует антагонизм между родами - все роды на равных условиях. Нет разделения на «хуже» и «лучше».

Ауэзхан Кодар , директор Института культурной политики и искусствознания: - Вы заметили - сегодня ни один человек не остался равнодушным? Это потому что затронута животрепещущая тема. Сайт скорее относит не к истории, а к современности - каждый может оставить в нем свое имя. Этот сайт уничтожает сам процесс истории, он всех усредняет. Он говорит: «Наслаждайтесь каждым днем своей жизни - она столь же скоротечна, как и жизнь тех, кто был до вас». Он не несет в себе идеологию, тем более не несет идеологию разногласия - всем родам даётся место и слово. Это очень перспективное начинание.

Гаухар Наурызбаева, http://elim.kz/"""""http://www.elim.kz/"""""

Поделиться: