Споры о Национальном фонде в Казахстане не утихают

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Споры о Национальном фонде в Казахстане не утихают с самого момента его основания: нужен ли он, стоит ли тратить его активы и, если да, то куда. Однако в кризисные годы ответы на данные вопросы нашлись сами собой, но насколько они верны?
Споры о Национальном фонде в Казахстане не утихают
Сергей Акимов (Алматы) Споры о Национальном фонде в Казахстане не утихают с самого момента его основания: нужен ли он, стоит ли тратить его активы и, если да, то куда. Однако в кризисные годы ответы на данные вопросы нашлись сами собой, но насколько они верны? Национальный фонд Республики Казахстан создан в 2000 году по образцу и подобию аналогичных структур, существующих во многих нефтедобывающих странах мира. Изначальной целью создания отечественного Нефтяного фонда было агрегирование сверхдоходов от добычи нефти для будущих поколений. С началом кризисных тенденций в экономике в 2007 году Нацфонд Казахстана превратился из «копилки для будущих поколений» в главный антикризисный механизм. Если до этого момента активы фонда росли безудержными темпами, поскольку трансферты из него в бюджет были сравнительно маленькими, то теперь ситуация кардинальным образом изменилась. Объективно оценивая ситуацию, становится очевидным, что без осуществляемой поддержки экономики нефтяными деньгами, ситуация в ней была бы катастрофической. В принципе, продуманный процесс вливания денег в экономику, в какой-то степени также является методом обеспечения благосостояния будущих поколений, поскольку для них будут важны не только нефтяные деньги, но и то, какая экономика будет построена. Разговоры о том, что делать с деньгами, хранящимися в Национальном фонде, продолжаются. Однако в последние годы данная тема перешла в другую плоскость, а именно: как много стоит выделять из него средств и на какие нужды. Метод поделить и раздать, который не единожды предлагали представители оппозиции, перестал восприниматься всерьез, поскольку накопление нефтяных средств на государственном уровне себя оправдало. За последние годы принципиально изменилась модель обращения средств между Национальным фондом и бюджетом - огромные трансферты из фонда в бюджет приобрели регулярный характер. Однако такая модель работы не согласовывается с изначально определенными принципами работы фонда. В связи с этим очевидна необходимость приведения в соответствие законодательной базы, обеспечивающей деятельность Нацфонда, с реалиями его деятельности. Кстати, закона, всецело регулирующего деятельность Нацфонда, почти за десять лет его существования, так и не было разработано и принято. Несмотря на то, что совершенствование модели функционирования Национального фонда имеет вынужденный характер, это стоит признать нормальной практикой, которая, вполне возможно, приведет к улучшению эффекта от его деятельности. Однако такой формат проведения изменений в деятельности фонда может при определенном раскладе привести к негативным последствиям. Речь идет о возможном использовании аккумулированных в нем средств в интересах узкой группы лиц, поскольку средства только приумножались. Немного о недостатках Если говорить о недостатках отечественной «нефтяной копилки», которых по-прежнему достаточно много, то все они являются следствием его непрозрачности. Об аналогичных зарубежных структурах получить полную информацию не представляет труда. В нашем же случае информация на сайте Нацбанка страны ограничивается статистикой о динамике поступления и расходования средств. Проблематично, но всё же можно получить информацию о географии вложений средств с процентной разбивкой и общие цифры о доходности или убыточности вложения средств фонда в ценные бумаги. Вся остальная информация закрыта. Очевидный прогноз С января по декабрь 2009 год объем средств, аккумулированных в Национальном фонде, за счет антикризисных мер сократился на 11%. В результате на сегодняшний день активы фонда составляют $24,36 млрд против почти $28 млрд на начало нынешнего года. В соответствии с законом о гарантированном трансфере средств из Нацфонда в государственный бюджет, подписанном в декабре минувшего года президентом, объем выделенных средств из Нацфонда в бюджет на 2010 год составит 1,75 трлн тенге ($7,23 млрд). На 2011 г. сумма трансфера повысится до 1,17 трлн тенге ($7,87 млрд), а в 2012 году - до 1,26 трлн тенге ($8,51 млрд). Необходимо отметить, что в годы, когда цены на нефть в мире достигали рекордного максимума, активы Нацфонда страны увеличивались не более чем на $7 млрд в год. При этом трансферов из Нацфонда в бюджет страны практически не было. Вставка в текст: даже в случае выгодной для страны конъюнктуры цен на нефть, в ближайшие три года активы Национального фонда в лучшем случае будет оставаться на нынешнем уровне. При сопоставлении представленных объемов планируемых трансферов с динамикой роста объемов Национального фонда становится очевидным, что даже в случае выгодной для страны конъюнктуры цен на нефть, в ближайшие три года активы Национального фонда в лучшем случае будет оставаться на нынешнем уровне. Если же цены будут примерно такие же, как в прошлом году, то Нацфонд страны будет неумолимо таять. Такое положение дел, вероятно, сохранится вплоть до значительного увеличения добычи нефти в стране. А это возможно только с началом промышленной добычи на месторождении Кашаган, которое уже неоднократно откладывалось. И снова о проблемах Как показал опыт минувшего года, нефтяные деньги являются очень действенным лекарством от проблем в экономике. В связи с этим на ближайшие три года, в течение которых отголоски кризиса наверняка будут ощущаться, нам можно быть спокойными: краха экономики точно не будет. При этом вопрос о благосостоянии будущих поколений, которым большой нефти, по всей видимости, не достанется, остается открытым. В связи с такими невеселыми перспективами хочется обратиться к опыту стран, в которых также действуют подобные нефтяные фонды. В большинстве из них расходуется только доход, получаемый от вложения средств в акции и ценные бумаги. В результате объем «нефтяной копилки» непрерывно увеличивается, при этом все остаются довольны. Хороший механизм. Однако к Казахстану он трудно применим, поскольку доходы от вложения народных средств в нашей стране очень малы. Так, по прогнозам разработчиков уже принятого Закона о трансферах, средний уровень инвестиционного дохода Нацфонда в 2010 г. увеличится до 5,35%. Путем несложных вычислений выясняем, что если на антикризисные меры будет выделяться только прибыль от вложения средств из национального фонда, то сумма на антикризисные меры составит в 2010 г. лишь $1,3 млрд, что в пять с половиной раз меньше выделяемой суммы. На миллиард с небольшим, конечно, будет очень сложно обеспечить стабильность в экономике, однако в таком случае активы Нацфонда будут продолжать расти на радость нашим потомкам. В связи с описанной ситуацией возникает вопрос: почему доходы от вложений средств Национального фонда составляют столь низкий процент? Ведь если бы он был выше, зарубежный механизм стал бы применим к Казахстану. В результате и мы бы не ощутили, что такое кризис, и потомкам на безбедное существование хватило бы. Вопрос закономерный, однако, ответа на него найти невозможно из-за пресловутой непрозрачности, которой в силу не всегда объективных причин окутан нефтяной сектор Казахстана. Оазис
Теги: Казахстан

Поделиться: