Смертная казнь: быть или не быть…

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В конце сентября 2009 года появилась новая горячая тема, обсуждение которой было активно подхвачено рядом республиканских СМИ. Активные дискуссии велись и в кругах общественности, при чем высказывались как пламенные и аргументированные «ЗА», так не менее убедительные «ПРОТИВ». Речь шла о смертной казни. После некоторого затишья, насупившего после июня 2007 года, когда президент Кыргызстана Курманбек Бакиев подписал закон, отменяющий в стране смертную казнь, с новой силой начались активные споры.
Смертная казнь: быть или не быть…
Тажибаева В конце сентября 2009 года появилась новая горячая тема, обсуждение которой было активно подхвачено рядом республиканских СМИ. Активные дискуссии велись и в кругах общественности, при чем высказывались как пламенные и аргументированные «ЗА», так не менее убедительные «ПРОТИВ». Речь шла о смертной казни. После некоторого затишья, насупившего после июня 2007 года, когда президент Кыргызстана Курманбек Бакиев подписал закон, отменяющий в стране смертную казнь, с новой силой начались активные споры.
Согласно принятому три года назад документу, смертная казнь была заменена пожизненным заключением, и были введены "новые виды наказаний не связанных с лишением свободы". Этому предшествовала долгая работа и споры, ведь с 1998 года в Кыргызстане действовал мораторий на применение высшей меры наказания. В обновленной редакции Конституции, принятой парламентом в декабре 2006 года, понятие "смертная казнь" вообще отсутствует. Через некоторое время, в апреле 2007 года закон о гуманизации уголовного законодательства был принят на пленарном заседании Жогорку Кенеша.
С тех пор прошло три года, пока новая волна обсуждений целесообразности возвращения высшей меры не была поднята на заседании, посвященном национальной безопасности. С одной стороны, нельзя утверждать, что рост преступности, активизация бандитских формирований и экстремистских организаций с подстрекательской направленностью произошли именно в связи со смягчением законодательной базы государства. Но с другой стороны, допущение некоторых послаблений правового характера и появление возможности за чудовищные преступления, вместо высшей меры получить пожизненное заключение, а там вдруг (никто не застрахован от ошибок и сбоев в судебной системе) и освободиться досрочно, стало возможным после приятных изменений.
Именно религиозный терроризм оказался в центре жаркой дискуссии 23 сентября 2009 года, в процессе которой глава комитета национальной безопасности республики Мурат Суталинов предложил ввести в стране высшую меру наказания за ряд тяжких преступлений. «Необходимо изучить вопрос введения смертной казни, может быть, даже публичной. И тогда в стране за два-три дня наступит порядок», – сказал Суталинов во время обсуждения вопросов противодействия религиозному фанатизму среди населения. Прекрасно понимая, какая реакция последует на высказанное предложение, Суталимов заявил, что Кыргызстан должен сам выбирать свой путь и «не нужно оглядываться на Запад и ОБСЕ».
В свою очередь, секретарь Совета безопасности Кыргызстана Адахан Мадумаров сообщил, что аппарат Совбеза намерен изучить этот вопрос и представить на рассмотрение президента страны Курманбека Бакиева.
Естественно, что состоявшееся обсуждение имело достаточно жесткий характер. По данным силовых ведомств республики, в Кыргызстане растет религиозный фанатизм. Некоторые люди, обладающие талантом убеждения и обширными знаниями, активно работают с населением, особенно с молодежью, ведь именно в молодые восприимчивые умы, легко и удобно внедрить нужные теории и знания. Зафиксированы факты, когда члены различных религиозных течений вовлекают в свои секты все большее количество людей, в том числе, и своих малолетних родственников. В этой связи приходится констатировать, что Государственное агентство по делам религий не в полной мере владеет полноценной информацией о ситуации, в частности, даже о количестве религиозных сект, которое продолжает неуклонно расти.
Бесспорно, что в деле нравственного воспитания, вопросах веры очень важно сохранить баланс, и не переступить ту хрупкую грань, когда конституционное право свободы вероисповедания будет жестко попрано силовиками. Но оставлять без контроля и быть простым наблюдателем в складывающейся ситуации также является преступным. На совещании, кстати, выступил и глава Госагентства Кыргызстана по делам религий, который высказался за ужесточение мер по отношению к религиозной организации «Таблиги Джамаат». Совет безопасности принял решение предложить прокуратуре республики походатайствовать перед верховным судом о признании «Таблиги Джамаат» незаконной на всей территории страны.
В мусульманской стране, свято чтящей древние заветы, и следующей мудрым канонам Корана, в последнее время стало очень легко дестабилизировать ситуацию. Воинствующие высказывания, экстремистские трактовки религиозных учений, призывы к тотальной исламизации, и все это в купе с применением террористических и провокационных приемов, способно сильно расшатать ситуацию в стране, внести разлад в ряды многонационального и многоконфессионального населения республики. Не уверена, что громкие заявления и угрозы, способны остановить настоящих фанатиков, но, возможно, они смогут повлиять на молодых, только начинающих жить людей, случайно попавших в витиеватые сети псевдо праведников.
Если вопрос возвращения смертной казни все же будет рассматриваться и дальше, то тогда возникнут другие, на сей раз законодательные сложности, неминуемые при принятии такого ответственного решения.
Когда за окном XXI век, возрождать варварские методы казни довольно глупо и неэффективно. Но часто, когда слышишь о чудовищных преступлениях, террористических акциях, жертвами которых становятся ни в чем неповинные люди, мысленно начинаешь перебирать возможные преимущества введения жестокой кары. Но до того как вопрос введения – неведения смертной казни будет решен, необходимо привести в порядок саму судебную систему. Защитить обычных граждан от судебных ошибок, коррумпированности чиновников, их преступной предвзятости. Таким образом, речь идет о целом ряде важных вопросов. Только в комплексе эти проблемы могут быть решены, и лишь тогда мы сделаем еще один шаг в строну цивилизованного правового государства, с мудрыми законами и эффективными мерами как защиты своих граждан, так и с действенными способами заслуженного возмездия.

***

К 2001 году от применения смертной казни отказались 109 государств. В настоящее время в мире насчитывается 130 стран, отменивших смертную казнь на законодательном уровне, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. По данным организации «Amnesty International» («Международная Амнистия»), в 2006 году по меньшей мере 1591 человек были казнены в 25 странах и как минимум 3861 человек были приговорены к смерти в 55 странах. В 2008 году наибольшее количество смертных казней имело место в Китае (1 718). В 2008 году в Иране число казнённых составило, как минимум, 346, в Саудовской Аравии - 102, в США − 37, в Пакистане - 36, в Ираке - 34. Всего в 2008 году были казнены 2 тыс. 390 человек в 25 странах.

Источник:easttime.ru

Поделиться: