«Славянский университет - детище Кыргызстана и России»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Просто не могу не упомянуть и о работе нашего особо актуального сегодня Института стратегического анализа и прогноза, который, изучая в комплексе общественно-политические и социальные процессы в современном Кыргызстане, проблемные вопросы экономической безопасности страны, идеологии и религии, доводит свои выводы и рекомендации до высших органов законодательной и исполнительной власти нашей страны. Думаю, что такая работа квалифицированных специалистов нашего института необходима и полезна.
«Славянский университет - детище Кыргызстана и России»
«Славянский университет - детище Кыргызстана и России»
Автор: Владимир Нифадьев

Кыргызско-Российскому Славянскому университету с фигурой великого гения русской словесности А.С. Пушкина у входа в центральное здание - 15 лет. Возраст, прямо скажем, подростково-юношеский. Если сравнивать по годам зарождения с тем же первым Национальным университетом Киргизии, то Славянский намного и намного моложе. Распахнувший двери к высотам образования для своих питомцев в 1993 году, он был тогда первым вузом в СНГ, образно говоря, крепким и верным рукопожатием двух братских стран - Кыргызстана и России. И стал первым образовательным и научным центром, центром взаимовлияния двух культур наших народов через великий, могучий русский язык. Уверенно продолжает быть таким, сделав за это время крупные шаги к становлению, создав прочную базу для полноценной подготовки специалистов, которые, хорошо обученные избранному делу, утверждают именно делами высокий статус родного Славянского - одного из лучших вузов Кыргызстана, России, других стран ближнего и дальнего зарубежья. Так что тогда, 15 лет назад, задуманная благородная идея Кыргызско-Российского Славянского университета в столице Кыргызской Республики успешно и продуктивно воплощена в жизнь. И надо особо сказать: дружным профессорско-преподавательским коллективом высоких профессионалов во главе с бессменным ректором Славянского академиком Национальной академии наук Владимиром Ивановичем Нифадьевым совершен за эти годы в научно-образовательной сфере поистине подвиг, который продолжается. По такому юбилейному поводу в Большом зале Киргизской государственной филармонии им. Т. Сатылганова состоялось торжественное собрание с участием президента Кыргызской Республики К.С. Бакиева, который высоко оценил заслуги Славянского в образовании и воспитании специалистов современного уровня. По просьбе нашей редакции с ректором этого университета академиком Владимиром Ивановичем Нифадьевым беседует известный публицист, лауреат премии президента Кыргызстана «Золотое перо» и кавалер духовной награды России - медали А.С. Пушкина Леонид Калашников.

Наша благородная цель

Владимир Иванович, ваш вуз заслужил довольно высокую оценку главы государства, президента Киргизии Курманбека Бакиева и назван флагманом образования в стране. Как это удалось сделать, скажем так, за столь короткое время? - Да, нам, а это значит нашему Славянскому, совместному детищу двух государств Кыргызстана и России, двух наших народов - всего-то 15 лет. Возраст небольшой, если по годам, и немалый, если по делам. Ведь в необозримом пространстве университетов стран Содружества и дальнего зарубежья наш Славянский уже довольно хорошо известен. Обрел широкую известность своим основным назначением - давать молодым людям достойное, отвечающее запросам сегодняшнего и будущего дня образование, готовить специалистов избранных дел к работе и жизни в непростом нашем времени и мире, когда на просторах бывшего Советского Союза еще совсем недавно вместо советской общественно-государственной формации пришла и утверждается новая. И новь ее, если кратко, демократически-рыночная. Она отличается сильным и властным посылом к развитию позитивного индивидуализма, личных интересов даже на уровне государственных отношений. Вот именно в эти трудные годы, отмеченные парадом суверенитетов разбежавшихся республик Союза ССР, в нашем уже тоже независимом Кыргызстане вызревает дерзкая идея - создать в Бишкеке новый университет с великим и жизненно важным статусом для двух братских стран - России и Кыргызстана. Чтобы его деятельность была всецело подчинена особой задаче - предназначению: такой межгосударственный вуз должен давать своим молодым питомцам не только достойное образование, но еще и главное - всем содержанием своей работы единить и крепить государственные кыргызско-российские отношения, расширять взаимовлияние культур двух народов. Собственно, вот такая большая и благородная цель была положена в основу самой идеи создания нашего Кыргызско-Российского университета, в определенной степени возлагавшая на него и внешнеполитическую миссию. Что и подтвердил в то время Указ президента республики об учреждении Кыргызско-Российского Славянского университета. В преамбуле этого исторического документа было прямо так и записано: в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Кыргызстаном и Россией и в целях создания наиболее благоприятных условий для дальнейшего всестороннего взаимодействия и развития культур народов двух государств учредить в городе Бишкеке Славянский университет. Указ определил основные направления деятельности нашего вуза, а самым первым пунктом обозначил обучение на русском языке киргизской молодежи. И далее снова подчеркивал как важнейшее условие творческий контакт, взаимопроникновение и взаимообогащение киргизской и русской культур. И мы приступили к выполнению такой судьбоносной задачи, широко распахнув двери Славянского для молодых и дерзающих питомцев, стараясь сделать все, что намечено. Символический ключ от университета председателю созданного попечительского совета КРСУ, академику и вице-президенту Академии наук России Николаю Павловичу Лаверову вручил президент России Борис Николаевич Ельцин. Вот так тогда и началась наша, скажу прямо, очень ответственная и многотрудная работа по воплощению в жизнь благородной идеи создания университета, который стал крепким мостом дружбы и взаимообогащения двух наших культур на прочном фундаменте высшего образования и воспитания молодежи - будущего любой страны. Причем, одним из условий обучения стало образование на языке Пушкина, Толстого, Достоевского... Но при этом и возможность изучать языки других народов, в том числе, естественно, и язык кыргызского народа. И вот теперь уже 15 лет, как мы идем по трудной и тернистой тропе восхождения к нынешнему состоянию дела образования и воспитания молодежи. Идем, решая задачи, ставя новые цели.

От достигнутых - к новым высотам

- Как создавался Славянский? С чего начинали, к чему пришли? - В первую очередь, конечно, с обустройства выделенного нам здания - бывшего дома офицеров. И, конечно, с набора преподавателей... Тогда, 15 лет назад, приняли в наш пока еще неизвестный вуз всего-то 200 студентов. А три созданных кафедры входили в состав всего лишь одного факультета. А сегодня мы очень сильно возросли по всем компонентам высшей школы образования. И вот, когда я задумываюсь над тем, чего же мы достигли, то, на мой взгляд, самым главным мерилом нашей работы, проделанной всем профессорско-преподавательским коллективом, коллективом единомышленников, есть и будет: питомцы - выпускники Славянского и вчера, и сегодня - одни из самых востребованных. Они полнят ряды именно работающих специалистов - созидателей как в нашей республике, так и за ее пределами. Только по последним данным, 80 процентов дипломников университета трудятся в различных сферах деятельности по избранным им специальностям. А это значит, осуществили свою мечту. Считаю, что такой показатель в современных условиях жестких рыночных отношений очень даже высокий. Тем более, когда с каждым годом число дипломированных молодых людей по стране неуклонно растет и опережает потребности в отдельных отраслях народного хозяйства даже в разы. Да и в других сферах деятельности нет в молодых кадрах дефицита. Потому идет здоровый отбор и конкуренция. Выбирают в подавляющем большинстве тех, кто лучше обучен и подготовлен к делу, кто получил подлинное образование. И в этом контексте такая профессиональная состоятельность и востребованность наших выпускников говорит о том, что мы на правильном пути. Задаем свою и высокую планку высшего образования. Наш университет за эти годы, не всегда простые, потому что они потребовали от всего нашего коллектива предельного напряжения сил, порой дерзкого, решительного и творчески неординарного подхода, продуманного и выверенного рывка в достижении желаемого результата, все же сумел стать признанным и одним из ведущих вузов страны по подготовке высококвалифицированных специалистов. А те, кто этим делом занимается с полной выкладкой сил, педагогических и человеческих возможностей, знают, какая это многотрудная задача. Мы ее, хочу утвердительно сказать, плодотворно решаем. Понимая, что с каждым годом - шагом восхождения к системной триаде образование - обучение - воспитание мы просто обязаны, чтобы не отстать от требований времени, искать новые и более эффективные подходы, пусть даже они будут на порядок сложнее, но прогрессивнее тех, к которым мы привыкли. А они, особенно в наше время, имеют очень выраженную тенденцию к изменению. И мы должны это учитывать. Заранее готовить наших питомцев к таким неожиданностям. Скажем, уже сегодня, пусть пока робко, но зримо проглядывается такая проблема, когда совокупные знания человечества, наверно, потребуют и совсем вскоре от нас перехода от прежних простых конструкций отношений между людьми к более сложным - с формами сознания, того «тонкого мира», к разгадке которого все настойчивее и настойчивее устремилась человеческая мысль. И какие нас ждут еще невиданные открытия, какие принесут они нам новые разрывы с нашим нынешним сознанием? И кто должен в первую очередь с готовностью встретить такие неожиданности? Встретить, понять, объяснить и умело управлять открывшимися реалиями нового уровня человеческого знания. Конечно же, люди образованные, умные, воспитанные и умеющие принимать верные решения во имя всех. Начало, «выделка» таких людей сегодня проходит в немалой степени и через вузы, в том числе и Славянский университет. За пятнадцать прошедших лет, думаю, мы заняли свою и только нашу нишу в высшем образовательном пространстве республики. И, как говорил один мудрец Востока, накопили некоторый опыт учить и воспитывать так своих питомцев, чтобы они, прикладывая все усвоенное ими в стенах университета, сумели выполнить поставленные перед ними задачи, не посрамив своих учителей. - А если конкретнее, то кем же все-таки стал сегодня Славянский в Киригизии, в СНГ? - Если хотя бы кратко раскрыть, кто мы и что значит сегодня Славянский университет, то хотел бы лишь привести некоторые основные факты, итожащие наше 15-летие. Сегодня в Славянском обучаются более 10 тысяч студентов и теперь - по 45 специальностям. У нас сложился высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив. В нем более восьмисот человек, из которых 60 процентов - доктора наук, профессора и доценты. Благодаря нашей выверенной, слаженной повседневной творческой работе студенты Славянского уже прочно обосновались как неизменные участники международных олимпиад и занимают традиционно высокие призовые места. Именно наши питомцы стали финалистами Всемирной олимпиады по высокотехнологичному программированию. И это редкий и уникальный случай, тем более что не было еще доселе такого в истории всех вузов страны. Достойно представили студенческий Кыргызстан в числе 15 лучших команд - умников программирования нашей планеты. А наши математики на Всероссийской олимпиаде в Ярославле заняли II место. Вот такие у нас студенты! Что ж, готовить таких программистов и математиков, как и других специалистов, у нас позволяет неплохая материально-техническая база и наш основной капитал - высококлассные специалисты - преподаватели. Приведу такой факт, говорящий о научном статусе и потенциале Славянского. В университете уже на второй год его создания заработал специальный отдел аспирантуры и докторантуры. И сегодня аспирантов и докторантов у нас больше, чем их обучается во всех вузах республики, включая Академию наук. Их готовим по 60-ти специальностям и многопрофильным направлениям. В нашей аспирантуре учатся более 300 выпускников и сотрудников университета, а также и других вузов Киргизстана. Свыше ста соискателей и докторантов. Соответственно действует 10 специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Результаты такой работы: только с 2005 по 2007 годы у нас защитили кандидатские диссертации 168 молодых ученых, докторские - 18. Вполне отвечает и работает в духе времени Центр переподготовки и квалификации, цель которого - максимально приблизить обучение к реальным требованиям рабочего места и обеспечить конкурентоспособность специалистов в условиях рынка труда. Примечательно и то, что по окончанию учебы в нашем центре слушатели на заседании госкомиссии защищают дипломы, которые признаются и востребованы в Российской Федерации. Просто не могу не упомянуть и о работе нашего особо актуального сегодня Института стратегического анализа и прогноза, который, изучая в комплексе общественно-политические и социальные процессы в современном Кыргызстане, проблемные вопросы экономической безопасности страны, идеологии и религии, доводит свои выводы и рекомендации до высших органов законодательной и исполнительной власти нашей страны. Думаю, что такая работа квалифицированных специалистов нашего института необходима и полезна. Славянский гордится своим загородным Центром образования, науки и культуры, который открыт в 1999 году и расположен в семи километрах от столицы, в предгорьях хребта Ала-Тоо. В нем - все условия для слушателей курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета. Так же здесь уже шестой год успешно действуют постоянные курсы, на которых повышают свою квалификацию учителя школ Кыргызской Республики с русским языком обучения. Мы создали им довольно хорошие условия на время проживания и учебы. Только за последние годы у нас повысили свой профессиональный уровень 1200 преподавателей, большинство из сельских школ. И самых добрых, я бы даже сказал так, восклицательных слов заслужил наш Центр воспитания и культуры. В нем в 24-х различных студиях проводится работа по развитию эстетического вкуса, талантов сотен и сотен наших студентов. И, пожалуй, уже трудно даже представить хотя бы одно особо значимое мероприятие или событие жизни университета или республики, которое бы не венчали выступления творческих коллективов центра - певцов, танцоров, музыкантов, чтецов, драматических артистов. Они блеснули своим мастерством и в юбилейный день университета на главной сцене Кыргыызстана в государственной филармонии. Немалая трудность перечислить в одной такой беседе хотя бы вкратце все те центры, институты и многое-многое другое, что есть и действует сегодня по истечении всего-то 15-ти лет в нашем Славянском университете. И все созданное нами создано за эти годы и, хочу подчеркнуть, в добром согласии и благодаря огромнейшей помощи двух наших стран Кыргызстана и России. И плодотворно работает на главную цель - выпуск из стен университета специалистов высшей пробы качества и квалификации. Потому, хотя бы в наш юбилейный год, все же скажу и об этом: еще будучи президентом России Владимир Владимирович Путин подписал всего два благодарственных письма за высокий образовательный и воспитательный уровень специалистов высшей школы. Одно получил прославленный вуз России - МВТУ им. Баумана, а второе - наш Славянский. А в прошлом году Международный центр «Сотрудничество» в Колонном зале Москвы вручил нашему университету Почетный диплом «Предприятие высокой организации».

Не останавливаться в пути...

- А чего же не успели сделать в эти годы из задуманного, о чем мечталось, но пока не удалось воплотить? - Что ж, не удержусь, чтобы даже в этом своем рассказе о 15-ти годах - шагах, ведущих и приближающих к образцовому образованию в нашем университете, не сказать: а чего же мы не успели сделать, о чем особо мечтаем? Если в общем, то все это сделанное - лишь база для будущих дел. И нам многое предстоит осуществить уже в ближайшем будущем. Я все-таки оптимист и хочу верить, что нам, выступая и в необычной для университета роли - защитника интересов наших кыргызстанцев, временно находящихся в России, удастся создать и открыть в подмосковных Мытищах филиал Славянского для заочного обучения наших граждан, положив в основу преподавание и кыргызского языка детям наших земляков. Отраден и тот факт, что такое наше стремление поддерживает и президент К.С. Бакиев. Оно нашло понимание и в России. Совместно с Министерством образования нашей республики мы ведем переговоры с российской стороной по обеспечению наших школ российскими учебниками, издавать которые, внося в матрицу наш местный компонент, будем в Кыргызстане. Может быть, для этого потребуется создать специальную межвузовскую типографии. А почему бы и не создать! Мы готовы и к этому. Как видите, нам предстоит еще многое сделать. И, причем, в самые короткие сроки, если мы хотим идти вровень с непростым и выдвигающим нам новые и небезопасные проблемы временем. Скажем, наподобие этого разразившегося в мире кризиса. Думать, что он нас не сильно заденет, пройдет стороной, по крайней мере, несерьезно. Относительно завтрашнего дня, то есть ближайшего будущего, - мир становится все сложнее и многограннее, накапливаются совокупные знания всего человечества. Какая завтра грянет эра, эра в тех же самых сложных отношениях между людьми, странами в нашем уже прочно заболевшем глобальном мире. Какие формы мышления, сознания потребуются от нас, особенно от поколений, идущих вслед за нами? И какие будут ответы этих поколений, чтобы выстоять и выстоять с человеческим лицом? Я уверен, даже завтрашний обозримый нашей мыслью день предъявит нам совсем иную планку подготовки молодого поколения. Какую? Мы об этом должны позаботиться уже сегодня и сейчас. Чтобы предстать во всеоружии перед новыми неожиданностями, которые нам может с лихвой приготовить уже идущий век. Поэтому необходимо подготовить умных, воспитанных, хорошо и всестороннее образованных, мыслящих перспективно, созидательно граждан своей страны. И только таких. Это труднейшая работа. Работа не одного года, а может, десятилетия. Но, повторюсь, я все-таки - оптимист. Более того, просто не могу им не быть. Я предан мыслью и делом и нашей стране, и России. В них моя жизнь и работа. И поэтому я просто не могу не быть оптимистом, работая в полную силу на созидание лучшего дня. Именно через образование и воспитание поколения, которому уже завтра необходимо будет доверить громадные дела во имя будущего наших братских стран. Когда по утрам я иду в университет, то у входа в эту обитель знаний меня встречает задумчивый гений русской словесности Александр Сергеевич Пушкин. И меня пронизывает такая мысль: он ведь был одним из тех лицеистов, подлинной плеяды высокообразованных людей своего Отечества, которые жили в 19 веке. Многие из них своими трудами, делами, мыслями повлияли на общественную жизнь своего времени и продолжают влиять на нее и сегодня. Я очень хочу создать при нашем Славянском университете в самое ближайшее время лицей одаренных детей, собрать лучших из лучших, одареннейших из одаренных, чтобы они стали достойными гражданами своего Отечества, подвигли его к новым высотам своими трудами и созидательной мыслью. И я верю, что такой лицей будет создан при нашем университете. Нас в этом горячо поддержал президент Кыргызстана Курманбек Салиевич Бакиев, слово которого на нашем юбилейном торжестве звучало предельно ясно: такой лицей одаренных юных граждан Кыргызстана давно уже нужен. И у нас в продвижении в жизнь такой благотворной идеи, надеюсь, будет поддержка и со стороны России. Так что наш университет, - и я это с полным основанием могу сегодня сказать, -готов к идущим и грядущим вызовам XXI века и может внести свою немалую лепту в практическое осуществление назревшей стратегии реформирования высшего образования в нашей республике, став базовым форпостом углубленного и всестороннего развития студентов, их воспитания. Сделать все, чтобы из стен нашего вуза выходил и для жизни, и для деятельности во всех сферах приложения знаний, ума и сил духовно и нравственно подготовленные, преданные идеалам Отечества граждане. Люди с потенциалом Личности, которые, набрав опыта жизни, прочно заняв нишу интеллектуальной элиты в обществе, уверенно смогли бы взять на себя нелегкую ношу дальнейшего возрождения нашей страны. Люди, дела и мысли которых красноречиво и ясно давали бы надежный сигнал народу, что служат Правде и Справедливости, Добру и Созиданию. И наш самоотверженный народ, понимая их благородные цели, ощущая результаты их дел на себе, подпирал бы таких служителей Отечества своим могучим плечом. Знаю и убежден: выковка таких Людей - Личностей - наитруднейшее дело, но необходимое условие для лучшего дня и новой поступи страны, продолжающей свободный путь к достойной жизни всех своих граждан в XXI веке. Для выковки их наш Славянский университет поставлял и будет поставлять высококачественный, хорошо образованный человеческий материал. Помня, что только люди, достойные высокого звания Человек, умеют быть человечными и любить людей.

Источник: easttime.ru

Поделиться: