СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ МСБ В КАЗАХСТАНЕ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Почему же при таком отношении со стороны руководства республики бизнес-сообщество, особенно представляющее МСБ, признается наиболее уязвимым, подверженным многочисленным рискам и проблемам субъектом общественных отношений? Причем об этом говорят не столько эксперты или оппозиционно настроенные политики, сколько сами бизнесмены. Например, по мнению, председателя совета Форума предпринимателей Казахстана Раимбека Баталова, 70% проблем предприятий МСБ порождено «удушающей бюрократией».
СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ МСБ В КАЗАХСТАНЕ

Андрей ЧЕБОТАРЕВ, директор Центра актуальных исследований«Альтернатива»

СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫРАЗВИТИЯ МСБ В КАЗАХСТАНЕ

Чтобы понять,насколько продвинулось государство в поддержке малого бизнеса, целесообразнорассмотреть динамику концептуальных подходов

В Послании народу страны «Новое десятилетие – новыйэкономический подъем – новые возможности Казахстана», озвученном 29 января этогогода, Президент Нурсултан Назарбаев далвысокую оценку отечественному предпринимательству, назвав его «движущей силой новой экономики». Данныйподход логически предполагает оказание государством и его органамиразносторонней поддержки развитию частного бизнеса.

Почему же при таком отношении со стороны руководствареспублики бизнес-сообщество, особенно представляющее МСБ, признается наиболееуязвимым, подверженным многочисленным рискам и проблемам субъектом общественныхотношений? Причем об этом говорят не столько эксперты или оппозиционнонастроенные политики, сколько сами бизнесмены. Например, по мнению, председателясовета Форума предпринимателей Казахстана РаимбекаБаталова, 70% проблем предприятий МСБ порождено «удушающей бюрократией».

Очевидно, что в условиях неоднозначных и поройпротиворечивых процессов развития казахстанского общества и государства и, какследствие, отсутствия четко определенных, стабильных, а главное общепризнанныхи неукоснительно соблюдаемых всеми «правил игры», ответить на данный вопрос трудно.Тем более, что далеко не все сложности и неприятности для МСБ вытекают изгосударственной политики.

По своей сущности малый бизнес как неотъемлемый элементрыночной экономики способен к выживанию в любых условиях. Но для этого необходимо,чтобы государство если не оказывало полноценной поддержки, то хотя бы не мешалоему существовать и развиваться. В любом случае, от государства требуетсясоздание максимально благоприятной бизнес-среды. Насколько же оно продвинулосьв соответствующем направлении?


* * *

Прежде всего, обратимся к Стратегическому плану развития РКдо 2010 г., утвержденному указом Президента от 4 декабря 2001 г. Как известно,общие итоги реализации данного документа Глава государства подвел в последнем Послании.

Как показывает официальная статистика, в течениерассматриваемого периода наблюдается неуклонное увеличение количества субъектовмалого предпринимательства. Только с 2001 по 2008 гг. численность таковыхвыросла следующим образом: индивидуальных предпринимателей – с 119 038 до 475 841,юридических лиц – с 39 590 до 58 480, крестьянских (фермерских) хозяйств – с 95460 до 169 481. А в течение одного 2009 г. общее число активных субъектовмалого бизнеса увеличилось с 621 438 до 741 088.

Другое дело, что количество не всегда переходит в качество. Вчастности, доля малого бизнеса в ВВПстраны в 2005-2008 гг. уменьшилась с 36,4% до 28%, и эта тенденция началась доразвития финансово-экономического кризиса. По оценкам НЭП Казахстана «СоюзАтамекен», за период 1998-2008 гг. отраслевая структура малого бизнесапрактически не изменилась. Более 40% субъектов малого бизнеса занимаютсяторговлей, а в промышленности число соответствующих предприятий снизилось с 13%до 10%.

Не лучшим образом выглядит и ситуация в вопросах кредитованиямалого бизнеса. По оценкам Фонда развития предпринимательства «Даму», хотя за2001-2006 гг. объем соответствующего кредитования вырос в 7 раз, составив 861млрд. тенге, его доля в общем объеме выданных банками второго уровня кредитовснизилась с 25% до 18,4%. При этом всферу торговли уходит почти в четыре раза больше кредитов, чем в производствопромышленной и сельскохозяйственной продукции.

В определенной степени свою роль в этом сыграли неверные вконцептуальном отношении, с точки зрения интересов малого бизнеса,стратегические ориентиры. Дело в том, что в рассматриваемом стратегическом планевопросы развития и государственной поддержки МСБ, во-первых, не входили в числоцелей стратегического характера. Тем самым фактически недооценивалась значимостьмалого бизнеса в процессе развития страны и, как следствие, государственнойполитики по отношению к нему.

Во-вторых, оказаниесодействия развитию МСБ ииндивидуального предпринимательства рассматривается в контексте Стратегииобеспечения занятости и социальной защиты населения. В данном случае разработчикиданного документа заметно сузили сферу проявления малого бизнеса, сведя его ксоответствующим направлениям социальной политики государства. Тогда как егороль и место в экономике и ее ключевых отраслях практически не раскрываются.

В-третьих,вследствие такого подхода к вопросам развития малого бизнеса в данном документеобозначено весьма небольшое количество мер, предлагаемых в рамках решениясоответствующей стратегической задачи. Это, в частности:

- развитие программсодействия расширению производства;

- содействие обеспечению занятости и увеличению доходов всельхозпредприятиях;

- развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и личныхподсобных хозяйств сельского населения;

- развитие несельскохозяйственного бизнеса на селе;

- совершенствование программ микрокредитования путемрасширения категорий лиц для выдачи микрокредитов и целей микрозаимствования;

- разработка программы кредитования молодежи на целисоздания собственного дела. Таким образом, данные меры не отражаютмаксимального перечня потребностей субъектов малого предпринимательства.

В результате, в Стратегическом плане развития РК до 2010 г.малый бизнес фактически был представлен как один из вспомогательных элементовсоциальной политики государства, но никак не ключевой субъектсоциально-экономического развития республики.

* * *

Другое дело, что втечение 2001-2009 гг. официальная позиция относительно роли и места малогобизнеса постепенно менялась. Соответственно изменялись и основные задачигосударства относительно МСБ. Так, в 2004-2005 гг. приоритетными были совершенствованиесистемы налогового администрирования, облегчение доступа к кредитным ресурсам,повышение эффективности государственных и негосударственных институтов и созданиеединой образовательной и информационно-методической системы поддержки малогопредпринимательства.

А уже в 2006-2007 гг. более актуальными стали вопросы созданиямаксимально прозрачной законодательной основы для развития МСБ, дебюрократизацияэкономики и устранение административных барьеров, сокращение теневого оборота вМСБ, передача непрофильных функций предприятий с государственным участием врыночную среду, создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных системна основе кластерно-сетевого подхода и участие предпринимательства винновационной экономике.

Тем самым государство, хотя и практически под конец действияСтратегического плана развития РК до 2010 г., но все-таки повернулось лицом кмалому бизнесу. Среди принятых им соответствующих мер, в частности, нужноотметить создание в марте 2008 г. подэгидой правительства Комиссии по устранению административных барьеров иулучшению бизнес-климата для МСБ, которую возглавляет лично премьер-министрКарим Масимов. При этом в ее состав входят руководители некоторых общественныхобъединений предпринимателей.

С другой стороны, всилу ряда обстоятельств такой тезис данного стратегического плана, как «…недостаточное развитие основных агентоврыночной экономики в лице малых и средних предприятий затрудняет достижениеключевых целей социальной и экономической политики государства - снижениебезработицы и рост доходов основной массы населения», не только не утратилсвоей актуальности, но и на фоне финансово-экономического кризиса дает знать осебе с новой силой. Так что работы у правительства и бизнес-сообщества дляустранения этой и других негативных тенденций еще предостаточно.

* * *

1 февраля 2010 г. глава Государства своим указом утвердил Стратегическийплан развития РК до 2020 г. Теперь маломупредпринимательству, как и всему бизнес-сообществу страны, отводится важнаяроль в процессе подготовки кпосткризисному развитию Казахстана. В связи с этим «…государствоинициирует активные меры, направленные на снижение стоимости ведения бизнеса какдля отечественных предпринимателей, так и для международных инвесторов.Устанавливая оптимальные рамки административных процедур и повышая прозрачностьих осуществления, государство будет стремиться к снижению влияния бюрократии икоррупции на важные аспекты делового климата в Казахстане».

В отличие от предыдущего стратегического плана данныйдокумент ориентирован уже не на откровенно размытые меры, а на конкретные результаты,причем запланированные на строго определенное время. К примеру, в 2011 г. властинамерены сократить уровень «операционных издержек», проявляющихся в процессе регистрациии ведения бизнеса, включая время и затраты, на 30% по сравнению с 2008 г. А в2015 г. ожидается аналогичное снижение теперь уже по отношению к 2011 г.Ключевым же конечным результатом реализации соответствующих мер станетувеличение к 2020 г. на 7-10% доли МСБ в ВВП страны.

Предварительные шаги в данном направлении были обозначеныглавой правительства в ходе прошедшего 26 февраля заседания Советапредпринимателей при Президенте РК. Это, в частности, последовательноеустранение административных барьеров в бизнесе и улучшение деловой среды, реформаправоохранительной системы, призванная повысить доверие к этой системе состороны отечественного бизнеса, стимулированиеновых бизнес-инициатив, оздоровление действующих предприятий и мониторингиспользования средств, выделенных государством. Впрочем, насколькоправительство справится с этими делами и сумеет ли приблизиться уже в следующемгоду к запланированному показателю - тема для отдельного обсуждения.

В целом, следует, что Президенти правительство сделали заявку на придание государственной политики по отношениюк малому бизнесу максимально системного характера. Это дает определенныйшанс тому, чтобы основные контуры развития малого бизнеса определялись и принеобходимости изменялись в контексте не столько решения его собственныхпроблем, сколько его активного участия в процессе экономического развития странына долгосрочную перспективу. Главное, чтобы новые концептуальные подходы квопросам развития малого бизнеса в Казахстане дополнялись своевременными иэффективными мерами без пустых деклараций, имитаций, профанаций и т.п., а такжечтобы все заинтересованные субъекты малого предпринимательства моглибеспрепятственно вносить сюда свой интеллектуальный, материальный и иной вклад.

ВСТАВКА 1

Как менялисьдокументы, посвященные развитию малого бизнеса

Документы

Цели

Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2001-2002 гг. Совершенствование политики государственной поддержки, обеспечивающей динамичное развитие производственной сферы малого предпринимательства
Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 2004-2006 гг. Совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью

Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего

предпринимательства в РК на 2005 - 2007 гг.

Повышение конкурентоспособности Казахстана за счет совершенствования институциональных условий, направленных на максимальное расширение сфер деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, и активизация их деятельности

Источник – журнал «Мой бизнес Казахстан», № 3 (5),март-апрель2010


Теги: Казахстан

Поделиться: