Система образования в Казахстане: шаг вперед, два назад

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Общеизвестно, что образование является одним из приоритетных направлений и ключевых индикаторов развития во всех цивилизованных странах мира. В Казахстане его роль и значение дополнены теми глобальными целями и задачами, которые поставило перед собой это государство. Особенно это касается вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Система образования в Казахстане: шаг вперед, два назад

Общеизвестно, что образование является одним изприоритетных направлений и ключевых индикаторов развития во всех цивилизованных странах мира. В Казахстане его роль и значение дополнены теми глобальными целямии задачами, которые поставило перед собой это государство. Особенно это касается вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных странмира.

В связи с этим республика как никогда нуждается вподготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями наукоемких технологий и управленческими навыками, способных ориентироваться в рыночной экономике и выстраивать планы развития на будущее. Но способна ли справиться ссоответствующими задачами казахстанская система образования?

По большому счету, те или иные сложности, проблемы и недостатки имеют место в системе образования даже самых что ни на есть развитых стран мира. Однако, если следовать принципу «Все познается в сравнении», то Казахстан в этом отношении имеет весьма неблагоприятный вид.

Объективности ради надо отметить, что рассматриваемая система не стоит на месте. Позитивные результаты здесь имеются. В подтверждении этого можно привести следующие примеры, озвученные за последние четыре месяца министром образования и науки РК Жансеитом Туймебаевым:

а) в настоящее время в Казахстане функционируют 144 высших учебных заведения. Общий контингент учащихся в них составил более 630 тыс. человек. Из них по государственному образовательному заказу обучаются 128490 человек, или около 20% от общего числа студентов;

б) ежегодно растут государственные расходы наобразование. Так, в 2008 году расходы на образование выросли более чем в 2,8раз по сравнению с 2004 годом, а их доля в общем объеме ВВП составила 3,7%;

в) для обеспечения международного признания ведущих ученых и педагогов вузов Казахстана создана специальная база данных наиболее известных преподавателей вузов страны;

г) итоги единого национального тестирования 2009 года демонстрируют возрастание уровня подготовки выпускников средних школ. Средний результат ЕНТ вырос до 74,9 баллов с 68 баллов, наблюдаемых в 2008 году. 11374 выпускников набрали свыше 100 баллов. Из 2938 претендентов на получение престижного знака "Алтын белгі" тестирование прошли 2845 человек;

д) по индексу развития образования ЮНЕСКО в 2009 году Казахстан занял первое место среди 129 стран мира;

е) за два года интерактивное оборудование установленов 3080 школах, а широкополосным Интернетом охвачено 31% средних учебныхзаведений.

Вместе с тем эти и другие достижения нисколько не умаляют, а где-то даже и блекнут перед теми проблемами, которые имеют место в рассматриваемой сфере казахстанского общества.

Прежде всего, по мнению ряда независимых экспертов,объемы средств для финансирования сферы образования, выделяемых из бюджета республики, крайне мало. Так, по оценкам Центра исследований «Сандж», доля соответствующих расходов в ВВП Казахстана в течение 2005-2009 гг. колеблется впределах 3,4 - 3,6 %. Тогда как, например, в Японии на образование направляют в5 раз больше средств.

Показательно в данном случае и то, что при описываемых министром Туймебаевым увеличении расходов государства на нужды образованиятолько вчера ему самому пришлось просить правительство о выделении дополнительных 12,2 млрд. тенге на реализацию МОН РК своей части программы «100 школ, 100 больниц».

Кстати, отмеченная выше программа по линии «100 школ» идет с большим скрипом. Так, на текущий момент финансовой полицией возбуждено 16 уголовных дел по фактам коррупционных и финансовых правонарушений при ее реализации.

Отмеченный факт лишний раз напоминает обществу о самой больной теме казахстанского образования - неимоверном размахе коррупции. По результатам акции «Образование без коррупции», проведенной общественным фондом «Транспаренси Казахстан» в 2008 году, только из 16 университетов, расположенных в городе Алматы, были приняты соответствующие жалобы и заявления от 133 студентов. В средних же школах вопреки официальным запретам администрации и учителя регулярно тянут с родителей средства «на ремонты школьных зданий» и прочие нужды.

Нельзя назвать достаточным и уровень охваченности населения республики высшим образованием. Если по состоянию на конец 2008 года на население Казахстана численностью 15,7 млн. человек приходилось 181 вуза, то на текущий момент при 16,4 млн. человек, выявленных по результатам переписи населения, в стране действует всего лишь 144 вузов. Для сравнения, по данным Международного института современной политики, в Великобритании на число населения 60,4 млн. человек приходится 89 вузов, в Финляндии на 5,2 млн. - 20 вузов, в Чехии на 10,2 млн. - 66 вузов.

При всем этом другие эксперты наблюдают явный «перебор» с вузовским образованием, что создает серьезные проблемы по дальнейшему трудоустройству и занятости выпускников тех или иных вузов по выбранной ими специальности. Другой стороной данного «перебора» является острая нехватка специалистов со средним техническим и профессиональным образованием. По некоторым оценкам, соотношение выпускников вузов и профтехучилищ составляет 10 к 2. В связи с этим Казахстану недостает 100 тыс. работников технического и обслуживающего труда.

А буквально на днях некоторые СМИ озвучили еще одну удручающую для казахстанских абитуриентов и студентов новость - о росте стоимости обучения на платных отделениях. По их данным, будущему дипломированному специалисту годовое обучение обойдется теперь в среднем в 300 тыс. тенге.

Несмотря на кризисные процессы в экономике и социальной сфере и появление еще одного источника для конфликтов между потребителями и производителями в сфере образования, МОН РК ничего проблемного, во всяком случае противозаконного, в повышении платы для студентов не видит. Точно также,кстати, в апреле этого года министерство и его руководители открестились от низкого качества отечественных учебников. Хотя внедрение последних в образовательный процесс никак не могло пройти мимо них.

Бросается в глаза то, что при всем этом министробразования и науки Жансеит Туймебаев находится на своем посту с января 2007 года. Тем самым он работает здесь уже во втором составе правительства. Хотя только в 2003-2004 в МОН РК сменилось три руководителя. Считать, что Туймебаев прочно сидит в своем нынешнем кресле, благодаря тому, что он справляется здесь лучше своих предшественников, весомых оснований нет. Скорее всего, президент РК и его администрация просто не видят адекватной замены ему на этом поприще. Как говорится, «Ученых много, умных мало». Но это уже проблема не столько МОНа,сколько «Ак Орды».

Талгат Адилов

Теги: Казахстан

Поделиться: