Съезд: «большой скачок»
Автор: ИАЦ МГУ
Вот и отгремели фанфары юбилейного съезда. Но погасший свет софит не был подхвачен вспышками салютов народных гуляний. Вместо этого партийные бонзы с чувством исполненного долга разъехались по регионам убеждать простого казахстанца, что, хотя сонмище и прошло в привычной атмосфере, однако ожидаемая «новая жизнь» действительно началась. Эксперты тем временем еще глубже погрузились в раздумья - карты пасьянса, который они с усердием собирали в канун сонмища, оказались спутанными. Правы оказались лишь те аналитики, которые изначально стояли на позициях, что съезд пройдет без эксклюзивных сюрпризов, можно даже сказать обыденно.
Задачи прежние, заголовок ярче
Первые эмоции от формата юбилейного мероприятия - надежды не оправдались. Ожидание перемен (широко анонсировавшиеся предсъездными афишами) вылилось в разочарование, ибо сценарий партийного сонмища остался прежним: монологи, чередующиеся пафосными славословиями и продолжительными овациями. Классики непременно бы воскликнули - холопская сущность неистребима ни временем, ни кризисом. Утешает, лишь что инициатива по переименованию столичного аэропорта не получила своего продолжения. Тешась этой мыслью, попытаемся забыть приторный антураж прошедшего мероприятия, и перейти к его содержательной части.
Итак, первоочередным посылом выступления лидера партии вновь стала экономика, что в принципе оправдывается жанром кризисного времени. Политический блок вопросов так и остался «замороженным». И хотя это не озвучивается, но Акорда продолжает хранить верность своему принципу - «сначала экономика, потом политика». Тем не менее, сохраняя за собой инициативу, центр активно проводит позиционное укрепление Нур Отана для ведения политической борьбы. И то, что «План посткризисного прорыва» был презентован именно перед партийным активом, несомненно, повышает статус юбиляра.
Спустя годы в анналах отечественной истории прошедшему событию будет посвящены примерно следующие строки: «на XII съезде НДП Нур Отан был провозглашен курс на индустриализацию». Хотя внимательные наблюдатели смогли уже заметить, что презентованная на съезде концепция «Инновационной индустриализации» не эксклюзивна и по большинству позиций повторяет президентское послание прошлого года. Отличие только в приоритетности и конкретности задач: «валовая добавленная стоимость металлургии должна вырасти не менее чем на 107 процентов», «энергоёмкость экономики должна быть снижена на 10 процентов» и т.д. Задания, поставленные перед исполнительной властью конечно амбициозные, но режут слух своим административно-командным духом. Эффект дежавю усиливается возвращением к прежнему отчету времени основной единицей, которой вновь становится пресловутая «пятилетка».
Но более всего обращает на себя внимание другой факт - озвученные инициативы рассчитаны на следующий после 2012 года электоральный период. А сам «План посткризисного прорыва» позиционируется не просто как поручения правительству, а в качестве программной установки, концепта новой партийной доктрины. А раз обязательства были взяты, значит, их необходимо выполнять.
И вообще, хотя на съезде ни кадровые перестановки, ни политические инициативы не были озвучены, но, вчитываясь в строки выступления Назарбаева, нас не покидает уверенность, что подробности обязательно будут, но только позже, дозировано и в рабочем порядке.
К примеру, признание политики по диверсификации экономики как неэффективной - это удар под дых холдинговой концепции управления. «Теперь всю ответственность за эффективность работы по диверсификации возлагаю на Правительство и персонально Премьер-министра» - такой акцент в словах Назарбаева не случаен. По всей видимости, механизмы по централизации госуправления будут озвучены уже в скором времени, но уже очевидно, что доминантой будет выступать исполнительная власть.
Но самое главное резюме межстрочного прочтения текста выступления лидера партии - план «Коллективный преемник» продолжает реализовываться.
Ярлык на преемничество
Конечно же, говорить о том, что Акорда окончательно приняла решение о выдаче юбиляру ярлыка на преемничество еще рано. Но, судя по задаче доминирования в политической системе страны, проблему по транзиту власти предполагается решить именно посредствам реализации проекта «Коллективный преемник». И малазийская ОМНО, приведенная лидером партии в качестве примера для подражания - это как минимум оговорка по Фрейду. В подтверждение твердости намерений служит наказ разработать новую партийную доктрину до 2020 года. Причем его статус изначально определен значительно выше, чем просто базовый партийный документ. И хотя Нур Отан так и не был наделен управленческими функциями, а контрольно-ревизионные полномочия не были монополизированы, однако президент Назарбаев все же расширил для своей партии поле деятельности. Это прослеживается в сравнениях триединых задач, поставленных перед партией с разницей несколько месяцев: «контроль - информирование общества - консолидация» (март) и «инновационное развитие, повышение уровня жизни, стабильность в обществе» (май). Кроме того, был определен формат взаимодействия исполнительной ветви власти и партии Нур Отан. И хотя взаимодействие чиновников и партфункционеров ограничены консультационным уровнем, но, тем не менее, их контакты возведены до обязательного формата.
Но очевидно, что акцент в активации Нур Отана в реальную политику решено сделать не с позиции расширения полномочий, а с перестройки внутренней работы. Поэтому не случайно в «задачах по повышению авторитета партии» ключевым стал эпитет «системный». Причем перестройку работы партийных органов предполагается провести через усиление кадровой работы. И, по всей видимости, импульс по обновлению будет задан с ротации руководящего состава. По крайней мере, такой вывод напрашивается, глядя на обновленный список Бюро Политсовета, в частности на подозрительное дублированием нынешним зампредом позиции члена руководящего органа партии.
Бауржан Толегенов
Поделиться: