Сергей Лузянин. Евразийская идея Нурсултан Назарбаева как методология.
Автор: ИАЦ МГУ
Выступление зам. директора Института Дальнего Востока РАН
С.Г. Лузянина на международном круглом столе
«План глобального обновления. Евразийский вектор»
(К 15-тилетию с момента декларирования евразийской идеи в масштабах СНГ)».
12 марта 2009 г. РИА-Новости
***********************************************************************************
Сложив воспоминания о выступлении Н.А. Назарбаева в 1994 году в МГУ и интерпретируя современные события, мне, в качестве вводной части, хотелось бы сказать, что идея Президента Казахстана - это не постулат, застывший, зафиксированный догматический символ, а методология. Достаточно гибкая методология. Эта методология имеет, на мой взгляд, страновое прочтение, российское и казахстанское, прежде всего. И я согласен, что специфика российского прочтения этой идеи - европейский контекст. Значение, которое вкладывает Казахстан в евразийскую идею, иное, это скорее классический евразийский, если угодно, геополитический аспект, разделяемый всеми центрально-азиатскими странами по географическому принципу. И есть в этой методологии для каждой страны Центральной Азии, включая и собственно Казахстан, и совсем закрытый Афганистан, своя специфика. Но это отдельная тема для разговора экспертов.
В этой методологии есть региональный, прежде всего, центрально-азиатский смысл. Если интерпретировать, то, возникает вопрос: учитывая сегодняшние вызовы, сегодняшний пресс кризиса, как нынешние, казалось бы, функционирующие институты: ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, где и Россия, и Казахстан - ключевые игроки, выдерживают это кризисный пресс, не происходит ли деформация, и вообще, не идет ли речь о стратегическом переносе акцентов во внутреннюю политику, на внутренние проблемы? Не получается ли, что сегодня приоритетное внимание в этих странах уделяется функционированию собственных промышленных структур, а внешнеэкономическая деятельность остается на втором плане? Это сложный вопрос, и он активно обсуждается экспертами.
Недавно академик Иванов много говорил о соотношении экспорта и импорта в российском торговом балансе. Но я для себя сделал следующий вывод: в российском экономическом экспертном сообществе нет единого сложившегося подхода. А правительство требует: дайте нам консолидированный экспертный подход. Видимо, в плане экспертных дискуссий, в российском и казахстанском научно-экспертном сообществе необходимо инициирование серии проектов, мозговых штурмов в поиске эффективного выходов из экономического кризиса, тем более, что скоро он вряд ли закончится.
Конечно, существует План Назарбаева, есть программа условно Путина и Медведева. Это все реакция государств на кризис. Мы знаем, что есть и мировая практика (План Ху Цзиньтао, План президента Обамы и т.д.). То есть в принципе мировая практика, это негласная конкуренция - стратегия выхода из кризиса. Существует множество сценариев послекризисного мироустройства. Это тема не сегодняшнего разговора, но совершенно очевидно, что это все имеет прямое отношение к евразийской концепции Назарбаева.
Теперь глобальный контекст. К сожалению, евразийство впитывает в себя и хорошие и не слишком положительные явления. Я буду говорить о России. То есть под флагами евразийства собран весь спектр сил: от ультралевых до ультраправых. Иногда это борьба с США с открытым забралом, иногда это другие варианты. Мы это прекрасно знаем. Видимо в этом есть свои плюсы, но здесь присутствует и эклектика, стихийность, попытки «примазаться», использовать эту очень продуктивную методологию в своих узких интересах.
Это просто наблюдение. У меня на сегодня пока нет четкого вывода о том, как евразийская идея применимо к России могла бы максимально эффективно быть использована в практическом плане. Теоретически все понятно. Как будет работать эта идея в новых условиях - посмотрим, но, конечно, отбрасывать ее нельзя. Влияние Китая -это тоже отдельная тема. Здесь есть и свои вызовы, свои риски, и свои колоссальные возможности. Этот гигант имеет свои интересы. И это не что-то временное, это наш огромный сосед, и каждая страна Центральной Азии, видимо, должна формировать свою чувствительную компромиссную повестку и в то же время коллективную повестку в рамках ШОС.
Спасибо за внимание.
Поделиться: