Саммит на тридцать минут.
Автор: ИАЦ МГУ
Саммит на тридцать минут.
По-настоящему сенсационным саммитом СНГ будет вероятно тот,на котором эту организацию распустят, либо тот на который не приедет президентРоссии. Прошедший кишиневский сбор лидеров постсоветского Содружества наций оказалсяпросто в ряду скандальных, хотя и по-своему рубежный. Сменился жанр этого внешнеполитическогоспектакля. Президенты СНГ обычно играли сценки из пьесы улыбок и рукопожатий, асейчас добавили публичной драмы и эмоций. Такая трансформация в духе временисовременной политики – припустить надрыв в стандартный сюжет, который посуществу не меняет характер мероприятий.
Отсутствие ключевых президентов среднеазиатских стран,вызвало волну недоумения. И действительно, ведь Нурсултан Назарбаев, пожалуй,единственный, не считая его узбекского коллеги, кто помнит с чего это всеначиналось. Отсутствие главного союзника России в Кишиневе выглядело весьмадраматично. Однако если погрузится в существо процессов, то оно закономерно: СНГкак целое постепенно перестало существовать. Многие узлы взаимодействия странучастников развиваются в параллельных плоскостях. Таможенная интеграция трехстран ЕврАзЭС не затрагивает половину Центральной Азии, весь Южный Кавказ, некасается Украины и Молдовы. Синхронизация обеспечения военной безопасности неосуществляется даже внутри ОДКБ: Белоруссия и Казахстан взаимодействуют с Россиейлишь в рамках своих национальных задач. Давно нельзя говорить о единомбезвизовом пространстве внутри пространства Содружества. Каждая власть в СНГразвивает собственную национальную идеологию, причем если не на базе прямойконфронтации с Россией, то наверняка в антагонизме к общей советской иимперской истории.
Так что же его объединяет? Прежде всего, тип экономикисырьевого экспорта: в большинстве случаев он осуществляется совместно.Действующая советская промышленно-энергетическая инфраструктура, по-прежнемуподдерживающая общий хозяйственный базис, отношения в котором оформлены сотнеймежправительственных документов и иных соглашений в рамках СНГ. В ходе кишиневскогосаммита тема привязки этих документов к членству в СНГ всплыла в отношенииГрузии, вышедшей из организации. Президенты решили сохранить для Грузиидействие 75 из них (среди них соглашение о безвизовом сообщении междугражданами стран участников СНГ, соглашение о создании свободной торговой зоны,конвенции о правовой помощи гражданском, семейном и уголовном праве, о правовыхотношениях и так далее).
Наиболее существенный политический мотив – присутствие пустьи аморфного но подобия единства СНГ -- заключен в характере политическихрежимов и способах трансформации власти. Желание отстраивать и контролироватьпрезидентские вертикали исполнительной власти оказалось присуще всем лидерамСНГ, в независимости от цвета их политической ориентации и возраста. Демократиив подавляющем большинстве стран носят имитационный характер, практическиидентичные механизмы формирования элит. Поэтому при всей разности взглядов, ивне зависимости от уровня знания русского языка, лидеры СНГ очень хорошопонимают друг друга. Их объединяют способы решения политических кризисов, атакже конфликты: от наследия постсоветского распада, как в случае с Арменией иАзербайджаном, так и конфликты бизнес интересов.
Кишиневский саммит запомнится громкими высказываниямиАлександра Лукашенко и Виктора Ющенко. Их острые выпады в адрес СНГ ироссийского руководства, выглядели как будто в ключе заданном радикальнымпафосом статьи Дмитрия Медведева «Россия, вперед,!» -- все пересмотреть иначать заново. Но господа президенты прекрасно понимают, что разрыв официальнойповестки саммитов и форумов СНГ возник не по прихоти РФ. Не имеющееавторитетной повестки, маргинальное для западной политики, в тоже времяактуальное для «чисто реальных» корпоративных разборок высшей элиты – такое СНГ сделали все вместе. Ющенкооткровенно блефует, когда утверждает о своем желании построить с Россией единоеэкономическое пространство – его администрация не сделала ни одногопрактического шага в этом направлении. Только слова и пожелания. А иныеспорадические инициативы по конкретной продукции отправлялись в Москву еслиКиеву было ясно, что они не нужны и не востребованы на европейским рынке.
Доля вины России в этом кризисе хорошо известна. Москващедро раздавала авторитетные благопожелания относительно интеграционныхпроцессов, зная при этом, что они не будут воплощены. При Путине, прямосказавшем об СНГ как организации национального развода и утилизации советского,эта практика благой риторики никуда не делась: страны СНГ так и не стали первымприоритетом для внешней политики России.
Рецептов для активизации СНГ, учитывая реалии времени,практически нет. В этом смысле циничное и грубое высказывание и.о. президентаМолдовы о мертвой старухе точно как никогда. Однако это не значит, что невозможенбюджетный апгрейд, который при удачных условиях своей реализации мог бы войти вреальную практику и изменить хотя бы характер отношений в СНГ, сделав их менеескандальными. Отсутствие Назарбаева указывает на путь четкого разграниченияповестки: «запад СНГ- Восточная Европа», «СНГ – Южный Кавказ», «СНГ –центральная Азия». Государства участники этих процессов будут сами выбиратьповестку мероприятий и те задачи, которые им предстоит решать. В этом и будетсостоять дисциплинирующая часть. Кроме того необходимо строго вывести из СНГ тевопросы что касаются ЕврАзЭс, Таможенного Союза и ОДКБ. На последних, такаясепарация никак отрицательно не скажется.
Поэтому инициатива Медведева, обращенная к СНГ,воспользоваться антикризисным фондом ЕврАзЭС, скорее будет размывать усилияэтой организации, чем повысит интерес к ЕврАзЭС со стороны участников СНГ.Содружеству и его органам необходимо оставить только вопросы межкультурного игуманитарного сотрудничества, диалога религий, форумы гражданских инициатив,вопросы прав человека, миграции и тому подобное. Не случайно, что единственныйдокумент, который вызвал минимум вопросов – подготовка и проведение праздничныхмероприятий по случаю 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Это какраз по плечу СНГ.
Поделиться: