С. Домнин: Get future для Казахстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В случае с МСБ у нас есть два пути, - рассказывает Ямбаев, - или сделать умное лицо и продолжать дальше не понимать то, что написано в законах или сделать честное лицо и признаться, что такое положение вещей во взаимодействии бизнеса и государства вредно, в первую очередь, для бизнеса».По данным Ямбаева сейчас в стране 2 млн. лиц, которых он характеризует как «торговцы на рынке». Они интеллектуально оказались вне норм законодательства. По мнению г-на Ямбаева всем этим людям требуется уровень знаний кандидата экономических и юридических наук, иначе законов не понять.
С. Домнин: Get future для Казахстана

Потребность малого и среднего бизнеса (МСБ) осваивать навыки применения IT-решений объективна для большинства прогрессивных бизнесменов всего мира. Мировые лидеры IT-индустрии вот уже несколько десятков лет «принимают вызов», обеспечивая партнеров образовательными инновационными программами. Казахстан не остается в стороне от этого процесса, но на сегодняшний момент необходимость отечественного МСБ в знании компьютерных технологий, по мнению некоторых экспертов, отходит на второй план перед экономической и юридической грамотностью предпринимателей, не разбирающихся, в основной массе, в «птичьем» языке законов страны.

В Казахстане HP и Международный центр журналистики MediaNet запускают проект GET-IT «T-Tools», ставящий целью обучать молодых бизнесменов умело использовать компьютерные технологии в своем деле.

«MediaNet реализует многие проекты в сфере содействия малому и среднему бизнесу, - отмечает Игорь Братцев, эксперт в области СМИ, представитель МЦЖ MediaNet, - создаются ролики на тему, осуществляются пресс-туры по предприятиям реального сектора, производятся тренинги».

В данном случае MediaNet, по словам директора представительства HP в Казахстане и Кыргызстане, Мурата Нургали, выиграл конкурс для реализации GET-IT «T-Tools» в Казахстане.

«Программа GET-IT «T-Tools», - рассказывает Мурат Нургали, - реализуется 35-ю неправительственными организациями в 18 странах Европы, Ближнего Востока и Африки. Она апробирована во многих странах мира и представляет целый комплекс мер, начиная с обеспечения оборудованием, заканчивая подготовкой тренера изучившего методику. С тренером обязательно будет осуществляться обратная связь».

Обратная связь, о которой говорит г-н Нургали, предполагает отклик тех людей, которые стали участниками проекта, передачу тех или иных отзывов через тренера непосредственно компании HP.

«Все зависит от интереса общества, в том числе и журналистов, - утверждает директор регионального представительства HP, - программа не ограничивается одним годом и городом Алматы, сейчас она русскоязычная, но возможен и казахскоязычный вариант, возможна работа в регионах».

Интересно, что во всех источниках информации по проекту говориться о чётком возрастном ограничении: 16-25 лет. Возраст участников конкретизирован самим принципом программы, которыё неизменен по всему миру - борьба с безработицей среди молодежи. Здесь прямо говорится о молодых людях, недавно закончивших или заканчивающих ВУЗ и буквально «не знающих», куда пойти. Из этого исходит еще один принцип программы - она бесплатна.

«Хотя мы говорим о молодых людях 16-25 лет, - объясняет проект-менеджер MediaNet, Темир Укушев, - при отборе людей для участия на предварительных собеседованиях, главным критерием был не возраст, а мотивированность: насколько человек заинтересован в этом образовании».

«Это люди с разным уровнем знаний, - отмечает Игорь Братцев, - и главная задача не научить участников проекта компьютерной грамоте или сделать из них компьютерных профи, а помочь им овладеть навыками работы с IT-технологиями в своем бизнесе, чтобы понять, как можно развиваться дальше».

Структурно программа состоит из пяти модулей, в каждом модуле по 2-3 темы. В каждой теме содержится бизнес-задача и пути ее решения. Происходит рассмотрение виртуальной истории, предложенной тренером, определяются цели и пути их достижения, задача решается тренером с помощью компьютерных технологий, а затем участники проекта обсуждают это в группах.

За месяц планируется обучать порядка 15 человек, каждый из которых получит сертификат об окончании.

Что касается компании HP, то участие её в подобных проектах не разовая акция. 5 сентября минувшего года, в рамках той же программы GET-IT, в КазНУ имени аль-Фараби был оборудован класс с десятью фирменными ноутбуками. Мотивы - те же. Как тогда выразился гендиректор HP по СНГ Хилмар Лоренц: «HP чувствует ответственность перед обществом, где имеет рынок».

А рынок HP на постсоветском пространстве действительно имеет неплохой, как и в целом, в мире, где речь идет о доходе, превышающем $100 млрд. В СНГ прошлый финансовый год дал HP среднегодовую прибавку еще на 37%. Примечательно, что в условиях финансового кризиса, который ударил больнее всего по западному миру, компания ориентируется на перспективное в экономическом отношении постсоветское пространство, Азию и Ближний Восток не только в реализации продукции, но и в образовательных программах. Однако, этот факт - лишь часть мозаики, которая показывает, насколько умно выстроена политика развития HP.

Дело в том, что стандартный портфель продуктов компании - принтеры, персональные компьютеры, программное обеспечение, IT-услуги и решения - сами по себе могут потерять спрос только в условиях крайне неблагоприятных, каковых даже самые скептично настроенные эксперты для СНГ и Азии не ожидают.

Отсюда образовательные программы - ведь оборудование следует эффективно эксплуатировать. Это своего рода, если не переориентирование, то диверсификация деятельности мирового лидера IT-индустрии.

Сами представители компании говорят, что данные проекты обкаточные, пилотные. Очень возможно, что потому и бесплатные. Впоследствии можно будет ввести плату, тем более, что в мире IT продукты не продаются с лотка, как хлеб и молоко, а всегда сопровождаются сервисной и консультационной поддержкой производителя или дистрибьютера.

Люди, даже вскользь знакомые с теорией постэкономического общества, которое к нам грядет, знают, что образование на этом этапе будет одной из самых прибыльных отраслей начинающей уже сейчас преобладать сферы услуг. Таким образом, очень удачная в PR-плане аббревиатура GET-IT означает на деле Get future. Другой вопрос, насколько все эти проекты и меры действенны для казахстанского МСБ именно сейчас, ведь молодые люди 16-25 лет - это в нашей стране отнюдь не большинство из того, что на сайте HP называется «a very small business» (малый бизнес). Не будем забывать: при том, что, даже если охватывать в десять раз большую аудиторию, нежели сейчас, темпы вовлечения молодежи будут сродни скорости черепахи, а рост числа безработных выпускников - скорости гепарда.

«Сейчас малому и среднему бизнесу реально поможет только упрощение законодательства», - считает президент Алматинской ассоциации предпринимателей, Виктор Ямбаев.

Г-н Ямбаев признает, что субъекты казахстанского МСБ в массе своей в плане инновационного ведения бизнеса безграмотны. Он не склонен ожидать координального изменения ситуации в ближайшее время, но не только потому, что количество участников таких программ мизерно.

«В случае с МСБ у нас есть два пути, - рассказывает Ямбаев, - или сделать умное лицо и продолжать дальше не понимать то, что написано в законах или сделать честное лицо и признаться, что такое положение вещей во взаимодействии бизнеса и государства вредно, в первую очередь, для бизнеса».

По данным Ямбаева сейчас в стране 2 млн. лиц, которых он характеризует как «торговцы на рынке». Они интеллектуально оказались вне норм законодательства. По мнению г-на Ямбаева всем этим людям требуется уровень знаний кандидата экономических и юридических наук, иначе законов не понять.

«Следует или упрощать законодательство, - говорит президент ААП, - или тратить государственные деньги на создание структур, которые будут разъяснять «птичий» язык наших законов».

http://www.ca-oasis.info/oasis/?jrn=94&id=703 .

Поделиться: