РУБЕН САФРАСТЯН О САММИТЕ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ ГОСУДАРСТВ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На днях в Нахичевани прошел IX саммит тюркоязычных государств, в котором приняли участие представители пяти из шести тюркоязычных государств - Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Турции и Туркмении. На встрече было принято решение о создании новой межрегиональной организации - Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский Совет). В ближайшие дни ВК проведет дискуссионный клуб о роли, возможностях и перспективах этой структуры в регионе с участием экспертов из Москвы, Баку и других столиц. А пока на вопросы нашего корреспондента в Ереване отвечает директор института востоковедения Академии наук Армении, профессор Рубен Сафрастян.
РУБЕН САФРАСТЯН О САММИТЕ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ ГОСУДАРСТВ

На днях в Нахичевани прошел IX саммит тюркоязычных государств, в котором приняли участие представители пяти из шести тюркоязычных государств - Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Турции и Туркмении. На встрече было принято решение о создании новой межрегиональной организации - Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский Совет). В ближайшие дни ВК проведет дискуссионный клуб о роли, возможностях и перспективах этой структуры в регионе с участием экспертов из Москвы, Баку и других столиц. А пока на вопросы нашего корреспондента в Ереване отвечает директор института востоковедения Академии наук Армении, профессор Рубен Сафрастян.

- Каковы, на ваш взгляд, основные итоги саммита тюркоязычных государств в Нахичевани?

- Прежде чем перейти к подведению итогов, необходимо отметить то обстоятельство, что саммит состоялся в месте, которое имеет для тюркского мира символическое значение. По словам президента Турции Абдуллы Гюля, благодаря ему, Турция соединяется с остальным тюркоязычным миром. Что касается непосредственно решений саммита, то здесь следует обратить внимание на создание Тюркского совета. Последний представляет собой новую форму организации тюркоязычных государств, которая предполагает большую степень интеграции. Намечено, что постоянно действующий секретариат Тюркского совета будет находиться в Стамбуле, и в ближайшие три года его будет возглавлять представитель Турции. Совет станет новой ступенью в процессе интеграции тюркоязычных государств. Предполагается, что в рамках этой структуры, помимо вопросов сотрудничества, будут решаться проблемы политического взаимодействия по ключевым направлениям. Во всяком случае, эта мысль проскальзывала в выступлениях всех президентов. Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил, чтобы Тюркский совет географически и энергетически стал связующим звеном между Востоком и Западом. Необходимо отметить, что в рамках сотрудничества тюркоязычных государств действуют и другие организации: ТЮРКСОЙ, занимающаяся культурными связями, со штаб-квартирой в Бишкеке, а также Парламентская ассоциация тюркоязычных государств, штаб-квартира которой находится в Баку.

- Вы указали на процесс интеграции тюркоязычных государств. Насколько успешно он осуществляется и какие сферы охватывает?

- Думаю, что новая ступень интеграции тюркоязычных народов не является очень благоприятной, так как отсутствует экономическая основа для сотрудничества. Есть, конечно, нефтепровод Баку-Джейхан, который связывает Турцию и Азербайджан. Были подписаны в ходе этого саммита и соглашения между Азербайджаном и Казахстаном по транспортировке энергоносителей по дну Каспийского моря. Однако я считаю, что сколько-нибудь серьезной энергетической основы для сотрудничества в рамках этой организации сегодня нет. Кроме того, в политическом смысле мы видим здесь довольно серьезные противоречия. В частности, об этом говорит отсутствие Узбекистана на саммите и то, что Туркменистан был представлен лишь на уровне вице-премьера. Думаю, что это объясняется наличием довольно серьезных противоречий между Узбекистаном и Турцией, в основе которых политика, проводимая Турцией в Средней Азии. С другой стороны, в последний период между Туркменией и Азербайджаном обострились отношения в связи с вопросом о принадлежности газовых месторождений на дне Каспийского моря. Между Казахстаном и Узбекистаном существует серьезная конкуренция за право играть главенствующую роль в Центральной Азии. Таким образом, с одной стороны, мы видим в Тюркском совете показатель новой степени интеграции тюркоязычных стран, а с другой - наличие довольно больших противоречий между этими государствами.

- Насколько реально экономическое сотрудничество между тюркоязычными странами в перспективе?

- Реально только то, что тюркоязычные страны, находящиеся в бассейне Каспийского моря, имеют запасы нефти и газа, которые должны вывозиться. Если они вывозятся на Запад, то они должны вывозиться через Турцию. Есть перспектива, правда не 100-процентная, что к нефтепроводу Баку-Джейхан, также подключится и Казахстан. Есть перспектива того, что все-таки Туркменистан подключится к газопроводу «Набукко». Вот это более не менее реально.

- Какое значение придается вопросам сотрудничества в сфере культуры?

- Есть большое стремление наладить сотрудничество в области культуры и образования - создается словарь тюркоязычных диалектов. Руководители этих стран стараются обратить больше внимания на культурную и духовную общность тюркских народов. Президент Назарбаев предложил создать тюркскую академию, которая изучила бы все, что связано с историей этих народов.

- Известно стремление Турции претендовать на роль «старшего брата» среди тюркоязычных народов. Это возможно?

- «Старшего брата» нет. Турция хочет им стать, но для этого у нее нет ни экономической мощи, ни политического авторитета. Турция не может играть роль ведущего центра и не может фактически сплотить вокруг себя все эти страны. По-моему, все это осознается руководителями тюркоязычных государств и поэтому в будущем в рамках Тюрскского совета предполагается создать совет аксакалов, который играл бы роль коллективного "старшего брата". Впрочем, это на сегодня это очень абстрактная идея.

Поделиться: