РОССИЙСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстан, характеризующийся наибольшим уровнем развития рыночных институтов, наличием мощного промышленного комплекса, развитой банковской системой, обладающий значительными инвестиционными ресурсами, больше всего пострадал от проявлений финансового кризиса. Развитая и интегрированная в мировой рынок банковская система страны, активно использовавшая современные формы ипотечного кредитования, инвестиций в рынок ценных бумаг, развитие фондового рынка, больше всех пострадала от финансовых потрясений на мировом рынке. В результате Казахстан сегодня имеет серьезные проблемы, связанные с неплатежеспособностью заемщиков по ипотечным кредитам, их массовым банкротством, снижением доходности банков, обесцениванием капитала, размещенного на рынке ценных бумаг.
РОССИЙСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

ПЕРЕБОИ С ПОСТАВКАМИ ГАЗА в Европу вянваре 2009 года в очередной раз пробудили интерес к Центральной Азии (ЦА), какрегиону, способному обеспечить, по мнению Евросоюза, альтернативные источники полученияэнергоресурсов. В частности, небезызвестный проект газопровода «Набукко» взначительной степени нацелен на использование туркменского газа.

Казалось бы, что стремительнонарастающая глобализация мировой экономики выведет, наконец, Казахстан,Киргизию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан на широкую дорогу, ликвидировавих былую «пространственную изоляцию». Тем более что наметилась определенная адаптацияЦА к новым правилам и условиямсосуществования в международном сообществе. Участие государств региона в международном разделении труда дало имвозможность подключиться к современным телекоммуникационным системам, развиватьсобственные технологии, привлекать к развитию своих экономик транснациональныекорпорации, осуществлять структурные преобразования финансовых и банковскихсистем, привлекать инвестиции, повышать грамотность населения путем внедренияпередовых образовательных программ.

Однако глобальныйфинансово-экономический кризис внес свои неутешительные коррективы. Он привел ктому, что социально-экономическая ситуация во всех странах регионахарактеризуется наличием серьезных кризисных явлений, хотя характер и формы ихпроявления различны и зависят от степени развитости экономических систем. Вовсех государствах ЦА государственный бюджет, как правило, формируется с большимдефицитом, ценовая политика не скоординирована с покупательной способностью населенияи товарностью рынка, наблюдается высокий темп инфляции, кризис в банковскойсфере, усиление стагнации промышленного сектора экономики, спад темпов ростаВВП. Отличия экономического кризиса в отдельных странах связаны лишь со спецификой отраслевого развитиянациональных экономических систем и уровнем рыночных преобразований.

Казахстан, характеризующийся наибольшимуровнем развития рыночных институтов, наличием мощного промышленного комплекса,развитой банковской системой, обладающий значительными инвестиционными ресурсами,больше всего пострадал от проявлений финансового кризиса. Развитая иинтегрированная в мировой рынок банковская система страны, активно использовавшаясовременные формы ипотечного кредитования, инвестиций в рынок ценных бумаг,развитие фондового рынка, больше всех пострадала от финансовых потрясений намировом рынке. В результате Казахстан сегодня имеет серьезные проблемы,связанные с неплатежеспособностью заемщиков по ипотечным кредитам, их массовымбанкротством, снижением доходности банков, обесцениванием капитала, размещенногона рынке ценных бумаг.

Узбекистан, напротив, избежалбольшинства проблем, связанных с мировым финансовым кризисом, так как егоэкономика менее интегрирована в мировые рынки, носит закрытый характер и восновном базируется на реальном секторе при слабой банковской системе.Регулируемость национальной экономики, слабая увязка со спекулятивным капиталомпозволили Узбекистану избежать проявления финансового кризиса, хотя и не спаслиот роста темпов инфляции, снижения темпов роста ВВП, сокращения платежеспособногопотребительского спроса.

Киргизия и Таджикистан страдают отсистемного кризиса, характеризующегося глубоким спадом во всех отрасляхэкономики. В этих странах самые высокие темпы инфляции: 26,6 и 29,8 %соответственно, самый низкий темп роста ВВП - в среднем, около 6 процентов(самые худшие результаты в СНГ). При этом следует отметить, что рост показателяВВП носит характер валового прироста за счет роста цен и прироста темповторгового и посреднического секторов экономики. Промышленность в этих странах вусловиях высокой инфляции не способна выдержать конкуренции с иностраннымипроизводителями и все больше уступает национальный рынок импортным товарам,сокращая свои объемы производства. Проблема спада темпов роста реальногосектора экономики Киргизии и Таджикистана усугубляется высокой инфляцией.

Один из главных путей выхода из кризисагосударств ЦА - привлечение инвестиций, причем преимущественно российских,поскольку большинство западных стран исчерпало свои инвестиционные возможности,вкладывая деньги в спасение собственных экономик от мирового финансового кризиса.Да и степень интеграции с Россией у центральноазиатского региона гораздобольше, поэтому российский фактор в преодолении кризисных явлений более чемочевиден .

Какова сегодняшняя позиция России вотношении ЦА? Каковы ее приоритеты на этом внушительном отрезке «дугинестабильности», огибающей наши южные границы? Ведь для россиян речь идет не обабстрактном уголке земного шара, а о весомой части территории бывшего СоветскогоСоюза общей площа­дью в 4 млн. кв. км с населением свыше 50 млн. человек (изних 7 млн. российских соотечественников).

В силу исторического развития идлительного совместного проживания России не безразличны судьбы народовКазахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Уз­бекистана. А этопредъявляет свои, особые требования к внешнеполитическому курсу РоссийскойФедерации в ЦА, вызывает необходимость его постоянной, целенаправленнойкорректировки.

В стратегическом плане внешняя политикаРоссии в регионе направлена на достижение целей, определенных утвержденнойпрезидентом Концепции внешней политики. Речь идет о выполнении таких задач,как:

- недопущение создания в ЦАальтернативных систем безопасности без участия России и противодействиепопыткам закрепления здесь военного присутствия третьих стран;

- расширение позиций российского капитала в ключевых отраслях экономики странЦА, обеспечение беспрепятственного функционирования транспортных коридорови коммуникаций, в том числе топливно-энергетических;

- всесторонняя защита прав иинтересов российских граждан и соотечественников, укрепление позиций русскогоязыка и культуры народов России;

- консолидация многостороннихструктур с участием России, упрочение их ключевого значения в обеспечениистабильности и безопасности на южных границах.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ РОССИИ вцентрально-азиатском регионе концентрируются на трех основных направлениях - двустороннеесотрудничество, многостороннее взаимодействие в вопросах безопасности,экономическая интеграция.

В развитии двустороннего сотрудничествароссийская сторона придерживается следующих приоритетов.

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН является основнымвоенно-политическим и экономическим партнером России в ЦА. Стратегический характер наших взаимоотношений определяетсягеополитическим положением Казахстана, его крупным экономическим и сырьевымпотенциалом, значением для России уникального космодрома «Байконур», наличием встране более 4-миллионной диаспоры русского населения.

Двусторонние связи отличаются активныммногоплановым сотрудничеством, солидной договорно-правовой базой (подписано более 300 договоров и соглашений).Основные документы - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25мая 1992 г., Декларация о вечной дружбеи союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 года.

Междудвумя странами поддерживаются интенсивные политические контакты, в первуюочередь на высшем уровне. В 2007 г. состоялось 8 личных встреч президентовРоссии и Казахстана, в 2008 г. - также 8, включая государственный визитПрезидента Российской Федерации Д.А.Медведева в Астану 22-23 мая 2008 г.

19 декабря2008 г. в Боровом (Казахстан) президенты двух стран подписали План совместныхдействий России и Казахстана на 2009-2010 гг. - стратегический документ,определяющий первоочередные задачи двустороннего сотрудничества.

Во внешнеэкономических связях России сгосударствами СНГ Казахстан занимает третье место после Белоруссии и Украины. Вобщем товарообороте Российской Федерации с государствами Содружества доля Казахстанасоставляет 15%. Удельный вес России в товарообменных операциях Казахстана -24,7%. В структуре российского экспорта в Казахстан ведущее место занимаетпродукция топливно-энергетического комплекса и машиностроения.

Традиционнымстало проведение Форумов руководителей приграничных регионов России иКазахстана с участием глав государств. Очередной пятый Форум состоялся вНовосибирске 22 сентября 2008 г. с участием представителей как приграничныхрегионов, так и регионов, не имеющих общей границы, но активно сотрудничающихдруг с другом. В результате принято решение о расширении формата Форума ипреобразовании его в Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Шестой Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участиемглав государств намечено провести в Оренбурге в сентябре 2009 г.

На базеПрограммы экономического сотрудничества на 2008-2011 гг. развиваютсядвусторонние связи с Казахстаном в экономической сфере.

В 2008 г.товарооборот между Россией и Казахстаном по сравнению с 2007 г. увеличился на19,3% и составил 19,7 млрд. долл. Российский экспорт вырос на 12,1% и составил 13,3млрд. долл. США, а импорт из Казахстана - на 37,8% (до 6,3 млрд. долл.).Порядка 40% товарооборота приходится на приграничную торговлю.

Ключеваяобласть экономического взаимодействия - топливно-энергетический комплекс. В 2008 году Казахстан добыл около 70 млн. тонн нефти,из которых 63 млн. ушли на экспорт. В планах Астаны увеличить добычу до 80 млн.тонн в 2010 году и до 100 млн. тонн в 2015 году. Сейчас у Казахстана есть дваглавных пути поставки своей нефти на мировой рынок. Оба они проходят через Россию- это трубопровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который выходит кчерноморскому порту Новороссийск, и линия Атырау-Самара. Кроме того, естьпроект поставки казахстанской нефти в Китай по трубопроводу Атасу-Алашанькоу спервоначальной мощностью в 10 млн. тонн в год. В мае 2008 года Россия иКазахстан договорились об увеличении мощности КТК с 32 млн. до 67 млн. тонннефти в год - в два этапа за период до 2012 года.

Развиваетсясотрудничество в сферах электроэнергетики (энергосистемы России и Казахстанаработают в параллельном режиме) и атомной энергетики (совместная разработкаурановых месторождений в Казахстане), в нефтегазовой отрасли (транзитказахстанской нефти на экспорт через территорию России, закупка и маркетингказахстанского природного газа для поставок на рынки третьих стран, реализациясовместных проектов по освоению углеводородных ресурсов северного Каспия).

Осуществляетсясотрудничество в космической области. Россия арендует расположенный вКазахстане комплекс «Байконур». В январе 2004 г. срок аренды комплекса продлендо 2050 г. На основе подписанных в декабре 2004 г. и январе 2005 г.двусторонних межправительственных соглашений на космодроме «Байконур» создаетсякосмический ракетный комплекс «Байтерек».

Россия иКазахстан сотрудничают в военной и военно-технической областях. Осуществляютсяпоставки в Казахстан вооружения российского производства, оказываетсясодействие в ремонте и модернизации казахстанской военной техники. Россияарендует на территории Казахстана четыре военно-испытательных полигона.Проводится подготовка казахстанских военнослужащих в российских военно-учебныхзаведениях.

Завершена делимитация границы междуРоссией и Казахстаном (протяженность - более 7,5 тыс. км). 18 января 2005 г. вМоскве главами государств подписан Договор о российско-казахстанскойгосударственной границе.

ЗНАЧЕНИЕ ПАРТНЕРСТВА С КИРГИЗИЕЙ дляРоссии определяется её геополитическим положением в стратегически важном регионе, многочисленностью русского населения (около 550 тыс. человек,из них граждане России - 15 тыс. чел.).

Наиболеезначимыми событиями последнего времени стали официальный визит ПрезидентаРоссийской Федерации Д.А.Медведева в Бишкек 9 октября 2008 г. и рабочий визитПрезидента Киргизской Республики К.С.Бакиева в Москву 3 февраля 2009 г.

В ходе визита К.С.Бакиева в Москву Россиясогласилась предоставить Бишкеку кредит в размере 2 млрд. долл.Кредит состоитиз 1,7 млрд. долл. инвестиций на строительство Камбаратинской ГЭС и покупку оборудования(о ГЭС было подписано отдельное соглашение), а также из 300 млн. долл. вкачестве кредита на поддержание финансовой системы (ставка - 0,75% годовых,срок - 40 лет). Россия также готова предоставить Киргизии 150 млн. долл. в видегранта. Еще 300 млн. долл. она направит на Тянь-Шань в качестве льготногокредита под 0,75% годовых сроком на 40 лет. Деньги, как ожидается, будутнаправлены на проекты в области энергетики. Кроме того, предполагаютсяинвестиции еще 1,7 млрд. долл. в создание новых энергетических объектов на рекеНарын.

Регулярныеконтакты налажены между МИДами двух стран. В январе и сентябре 2007 г. мининделКиргизии посетил с визитами Москву. В июле 2007 г. состоялся официальный визитв Бишкек С.В.Лаврова, а 26 марта - рабочий визит в Москву мининдел КиргизииК.Т.Сарбаева.

Подходыдвух стран по актуальным глобальным и региональным проблемам, вопросам развитияи укрепления СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС практически совпадают. Киргизская стороназаинтересована в подключении к процессу формирования таможенного союза вформате ЕврАзЭС. Плотное взаимодействие налажено в рамках ШОС.

Поддерживаютсяделовые связи по линии оборонных и других силовых ведомств двух стран. В рамкахзаседания Совета министров обороны стран СНГ (июль 2008 г.) состоялся визит вБишкек Министра обороны России А.Э.Сердюкова. В мае 2007 г. в Москве находиласьпарламентская делегация Киргизии во главе со спикером, в сентябре 2008 г.состоялся визит в Бишкек делегации Совета Федерации ФС Российской Федерации воглаве с С.М.Мироновым.

Российскиерегионы проявляют заинтересованность в развитии прямых связей с киргизскимипартнерами. Наиболее активные контакты поддерживаются Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом,Екатеринбургом, Свердловской, Новосибирской, Пензенской, Ярославской, Омской областями,Алтайским краем, Татарстаном.

Динамичноразвиваются торгово-экономические связи. Россия - ведущий торговый партнерКиргизии. В 2008 г. двусторонний товарооборот достиг 1,8 млрд. долл. США.Основные товары российского экспорта - нефтепродукты (около 70%), машины,оборудование, транспортные средства, продовольственные товары, продукцияхимической промышленности, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, металлы иизделия из них. Главные статьи импорта из Киргизии - одежда, стекло и изделияиз него, овощи и фрукты.

Приоритетныевекторы в сфере гуманитарного сотрудничества - образование и наука, сохранениеи укрепление в Киргизии позиций русского языка. Важнейшую роль в этом планеиграет Киргизско-Российский Славянский университет, отметивший в 2008 г. свое15-летие. В вузах России обучается свыше 13 тыс. киргизских студентов, из нихболее 10 тыс. - с полным возмещением российской стороной затрат на обучение.

В 2008 г.в Киргизии при поддержке Фонда «Русский мир» открыты три «Русских центра» (вБишкеке, Оше и г. Кант Чуйской области).

С РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН 25 мая 1993г. заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписано более130 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, гуманитарнойи других областях.

Поддерживаютсятесные контакты на высшем уровне. 29 августа 2008 г. состоялся официальныйвизит в Душанбе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Таджикистан. Поего итогам подписаны Совместное заявление Президента Российской Федерации иПрезидента Республики Таджикистан, межправительственные соглашения о создании идеятельности Международного научно-исследовательского центра «Памир-Чакалтая»,о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемыеи полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества,межведомственные соглашения о сотрудничестве в области культуры,агропромышленного комплекса, а также Меморандум о взаимодействии между ОАО«ИНТЕР РАО ЕЭС» и Министерством энергетики и промышленности РеспубликиТаджикистан о сотрудничестве в развитии новых энергетических проектов натерритории Республики Таджикистан.

В октябре2008 г. прошел официальный визит председателя Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации С.М.Миронова в Таджикистан.

24 февраля2009 г. Москву с рабочим визитом посетил Президент Республики ТаджикистанЭ.Рахмон. На состоявшихся переговорах главы государств обсудили ход реализациидоговоренностей, достигнутых по итогам официального визита Президента России вДушанбе в августе 2008 г., состояние и перспективы развития всего комплексавопросов российско-таджикских отношений в том числе в политической,экономической, гуманитарной, военной и военно-технической областях.

Россия является одним из основных торговыхпартнеров Таджикистана, твердо удерживая ведущие позиции по ввозу своих товаровв страну. По данным Минэкономразвития России, в 2008 г. объем товарооборотамежду нашими странами увеличился по сравнению с 2007 г. на 30,3 % и впервыедостиг 1002,8 млн. долл. США (в 2007 г. - 769,6 млн. долл. США), при этомэкспорт российских товаров составил 794,1 млн. долл., импорт - 208,7 млн. долл.

ОАО «ИНТЕРРАО ЕЭС» осуществляет в Таджикистане крупный совместный проект строительстваСангтудинской ГЭС-1 проектной мощностью 670 МВт. 20 января и 1 июля 2008 г. сучастием президента Таджикистана Э.Рахмона состоялись торжественные церемониипо досрочному пуску соответственно первого и второго энергоагрегатов станции. 5ноября 2008 г. запущен третий энергоагрегат, полный ввод объекта в эксплуатациюнамечен в апреле-мае 2009 г.

Из-завозникших между правительством Таджикистана и ОАО «Русский Алюминий»разногласий по техническим параметрам строительства Рогунской ГЭС реализацияпроекта с осени 2006 г. была приостановлена. МИД Таджикистана нотой от 7 июня2005 г. уведомил российскую сторону о денонсации двустороннегомежправительственного Соглашения о завершении строительства Рогунской ГЭС нареке Вахш в Республике Таджикистан от 13 апреля 1994 г., в соответствии скоторым объекты незавершенного строительства гидроэлектростанции признавалисьобщей долевой собственностью сторон и распределялись в соотношении 50% на 50%.В августе 2007 г. правительство Таджикистана заявило о расторжении соглашения сОАО «Русский Алюминий». В феврале 2008 г. таджикской стороне передан проект новогомежправительственного соглашения о завершении строительства Рогунской ГЭС,подготовленный Минпромэнерго России. Таджикская сторона предлагает Россиипринять участие в достройке Рогунской ГЭС в рамках создаваемого под эгидойВсемирного банка международного консорциума.

В мае 2003г. подписано Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и ОАО«Газпром» о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 25 лет. Вмарте 2006 г. между «Газпромом» и Правительством Таджикистана подписанМеморандум о создании совместного нефтегазового предприятия, основной задачейкоторого будет оказание помощи республике в разведке, добыче и транспортировкегаза и обеспечении им промышленности и населения страны. В целях повышенияоперативности реализации достигнутых договоренностей в апреле 2006 г. в Душанбеоткрыто представительство дочернего предприятия ОАО «Газпром» - ЗАО «Зарубежнефтегаз».В июне 2008 г. между ОАО «Газпром» и Правительством Таджикистана было подписаноСоглашение об общих принципах проведения геологического изучения недрреспублики. В настоящее время российская компания просит рассмотреть вопрос обосвобождении на период проведения геологического изучения от уплаты всехдействующих на территории Таджикистана видов налогов, отчислений и платежей, атакже таможенных платежей.

ВТаджикистане функционирует несколько десятков малых и средних предприятий сучастием российского капитала.

Действуетдвусторонняя Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству(МПК). 15 августа 2008 г. состоялось очередное девятое заседание МПК.Приоритетным направлением двустороннего сотрудничества определеновзаимодействие в области топливно-энергетического комплекса, транспорта,трудовой миграции.

Развивается двустороннее сотрудничество в военной области. В Республике Таджикистан дислоцированароссийская 201-я мотострелковая дивизия, подразделения которой с 1 октября 2005г. после вступления в силу межгосударственного Договора от 16 апреля 1999 г.трансформированы в 201 российскую военную базу. В соответствии с подписанными входе официального визита В.В.Путина в Таджикистан соглашениями летом 2005 г. проведенапередача российскими пограничниками функций по охране афганского участкаграницы Комитету по охране госграницы при Правительстве Таджикистана.Торжественная церемония передачи функций охраны таджикско-афганской границыпрошла в Душанбе 19 октября 2005 г. В центре внимания по-прежнему остаются вопросыначала работ по обустройству аэродрома «Гиссар», на который, в соответствии сроссийско-таджикским межправительственным Соглашением о составе и организационно-штатнойструктуре российской военной базы в Таджикистане от 16 октября 2004 г., должнаперебазироваться наша авиация.

Сторонызаинтересованы в дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества. Общийобъем российской военно-технической помощи, оказанной Республике Таджикистан в2006-2008 гг., составил около 68 млн. долл. США, в том числе в 2008 г. - около21 млн. долларов.

Ежегоднотаджикской стороне выделяется свыше 100 стипендий для обучения в вузах,аспирантуре и для научно-практических стажировок.

ТУРКМЕНИСТАН в последнее время заметноактивизировал связи с Россией связи в политическойсфере, в том числе на высшем уровне. Президент Российской ФедерацииД.А.Медведев находился в июле 2008 г. в Ашхабаде с официальным визитом. Вапреле 2007 г. состоялся рабочий визит в Москву Президента Туркменистана Г.М.Бердымухамедова, а 24-26 марта 2009 г. его государственный визит. В ходевизита россиянам было предложено принять активное участие в реализации проектовв свободной экономической зоне «Аваза» на Каспии, организовать паромноесообщение между городами Туркменбаши и Махачкала, а также выступить в ролигенерального подрядчика при строительстве восточного крыла транспортногокоридора «Север-Юг» (железная дорога Казахстан-Туркмения-Иран).

Оживляетсямежпарламентский обмен. После визита в Туркменистан делегации ГосударственнойДумы во главе с Г.Н.Селезневым (1998 г.) и поездки группы депутатовГосударственной Думы (2002 г.) в октябре 2008 г. состоялся визит в Ашхабадгруппы членов Совета Федерации.

Налаживаетсямежрегиональное сотрудничество. В мае 2007 г. и в январе 2008 г. в Ашхабадепобывал премьер-министр Татарстана Р.Н.Минниханов. Между сторонами подписанпротокол о поставках в текущем году большегрузных автомобилей «КАМАЗ» (более2,5 тыс. единиц) в Туркменистан (в 2007 г. поставлено около 1500 автомобилей различныхмодификаций на сумму до 50 млн. долл.). В июне 2008 г. состоялась рабочаяпоездка Г.М.Бердымухамедова в Татарстан, в ходе которой подписано Соглашение оторгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве междуправительствами Республики Татарстан и Туркменистана.

В марте2008 г. по итогам визита в Туркменистан делегации Астраханской области во главес губернатором А.А.Жилкиным подписано Соглашение о торгово-экономическом,научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствамиАстраханской области и Туркменистана.

В 2008 г.товарооборот (без учета поставок газа) составил 910,2 млн. долл. США (в 2007 г.- 453,7 млн. долл.). Экспорт - 809,9 млн. долл., импорт -100,3 млн. долл.Основными видами российского экспорта являются машины, оборудование итранспортные средства, продукция химпромышленности, металлы и изделия из них,продовольствие и сельскохозяйственное сырье, а импорта - продукцияхимпромышленности, текстиль и текстильные изделия, минеральные продукты.

Россияпродолжает занимать первое место среди внешнеторговых партнеров Туркменистанакак по экспорту, так и по импорту. В 2008 г. на ее долю приходилось 39,2%туркменского внешнеторгового оборота (50,5% экспорта и 16% импорта).

Основная сфера экономического взаимодействия - топливно-энергетический комплекс. Согласноподписанному в ноябре 2007 г. в Ашхабаде соглашению цена газа в первомполугодии 2008 г. составляла 130 долл. за 1 тыс. куб. м, во второй половине2008 г. увеличивалась до 150 долл., а с 1 января 2009 г. будет определяться поформуле цены на рыночных принципах.

25 июля2008 г. в Ашхабаде по результатам встречи А.Б.Миллера с Г.М.Бердымухамедовымподписано Соглашение о принципах ценообразования на закупленный ОАО «Газпром»туркменский газ, предусматривающее закупку с 1 января 2009 г. туркменского газапо среднеевропейской цене минус издержки «Газпрома». Подписано также Соглашениео принципах сотрудничества в нефтегазовой отрасли между Туркменистаном и ОАО«Газпром», которое предусматривает участие «Газпрома» в обустройстве газотранспортнойсистемы Туркменистана. Согласно документу «Газпром» берет на себя обязательствапо строительству «под ключ» Прикаспийского газопровода на туркменскойтерритории до границы с Казахстаном пропускной способностью 20 млрд. куб. м вгод и восстановление параллельной ветки газопровода САЦ-3 (до 10 млрд. куб. м вгод).

В 2008 г.поставлено 42,3 млрд. куб. м туркменского газа из запланированных 50 млрд. куб.м (в 2007 г. - 42,8 млрд. куб. м).

12 мая2007 г. в г. Туркменбаши президентами России, Казахстана и Туркменистанаподписана Совместная декларация о строительстве Прикаспийского газопровода, предусматривающаяначало его сооружения во втором полугодии 2008 г. Руководители России,Казахстана, Туркменистана и Узбекистана приняли также Совместную декларацию оразвитии газотранспортных мощностей в регионе Центральной Азии.

20 декабря2007 г. в Москве заключено трехстороннее (Россия, Казахстан, Туркменистан)межправительственное Соглашение о сотрудничестве в строительстве Прикаспийскогогазопровода, реализующее договоренности, достигнутые президентами указанныхстран в мае 2007 г. Работа над четырехсторонним соглашением о реконструкциисуществующих газопроводов продолжается.

ВТуркменистане зарегистрировано 121 предприятие с участием российского капиталаи 120 проектов и контрактов с участием российских компаний на общую сумму 331,4млн. долларов США и 3,94 млрд. рублей. На туркменском рынке активно работаетряд российских компаний - ОАО «Силовые машины», ОАО «КАМАЗ», ОАО «МобильныеТелесистемы», ООО «Итера», ОАО «Стройтрансгаз».

10 июля2007 г. в Ашхабаде состоялось второе заседание МежправительственнойРоссийско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству (первое - всентябре 2002 г.), в ходе которого были подписаны межправительственноеСоглашение о Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству и Протокол еезаседания. 30 августа 2008 г. в Ашхабаде состоялось третье заседание Комиссии.

С РЕСПУБЛИКОЙ УЗБЕКИСТАН поддерживаютсярегулярные политические контакты на высшем и высоком уровнях. 1-2 сентября 2008 г. Узбекистан с рабочим визитом посетилПредседатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин. Его обстоятельнаябеседа с И.А.Каримовым, переговоры правительственных делегаций явилисьлогическим продолжением конструктивного российско-узбекского диалога на высшемуровне.

Договорно-правовуюбазу двустороннего сотрудничества составляют около 200 российско-узбекскихмежгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Поитогам двух визитов на высшем уровне - И.А.Каримова в Москву 5-6 февраля 2008г. и Д.А.Медведева в Ташкент 22-23 января 2009 г. подписаны: Совместноезаявление Президентов Российской Федерации и Республики Узбекистан,межправительственная программа по экономическому сотрудничеству на 2008-2012годы, Соглашение о сотрудничестве в области авиастроения и интеграции российскогоОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и узбекского ГАО"ТАПОиЧ", межправительственное соглашение об условиях размещения и обслуживаниядипломатических представительств Российской Федерации в Республике Узбекистан иРеспублики Узбекистан в Российской Федерации и Программа сотрудничества междуминистерствами иностранных дел на 2009 г.

Россияпо-прежнему остается одним из основных торговых партнеров Узбекистана. В 2008г. на долю России пришлось 19,1% товарооборота республики (в 2007 г. - 29,4%).По объему взаимной торговли с Россией Узбекистан находится на 4-ом месте средистран СНГ. Доля Узбекистана в общем объеме товарооборота России со странамиСодружества составляет 3,8%.

В 2008 г.товарооборот России и Узбекистана увеличился на 5% по сравнению с 2007 г.,составив около 4 млрд. долларов США.

Основнымитоварами российского экспорта в Узбекистан являются машины, оборудование,транспортные средства (33%), металлы и изделия из них (23%), древесина ицеллюлозно-бумажные изделия (23%), а импорта - машины, оборудование,транспортные средства (57%), текстиль и текстильные изделия (21%),продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13%)

Вопросыторгово-экономического, инвестиционного, военного и военно-техническогосотрудничества, взаимодействия в области топливно-энергетического комплекса,самолетостроения и других отраслях экономики рассматриваются в рамках работы Межправительственнойкомиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и РеспубликойУзбекистан.

Растетинтерес российских фирм к инвестированию в экономику Узбекистана. В республикедействует 786 совместных предприятий. Объем инвестиций, вложенных российскойстороной в формирование их уставного фонда, превышает 1 млрд. долл. США. ВРоссии действуют более 300 компаний с узбекским капиталом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИчерез двустороннее и многостороннее взаимодействие с государствами ЦА являетсяодним из важнейших направлений российской стратегии в реигоне. Незащищенностьгосграницы России в условиях растущего транзита наркотиков из Афганистана встраны СНГ, Россию и далее в Европу заставляет наращивать соответствующеесотрудничество с центрально-азиатскими партнерами.

Наряду с двусторонним форматомвзаимодействие в сфере обороны и безопасности реализуется в рамках Договора околлективной безопасности (ДКБ) подписанного 15 мая 1992 г. в Ташкенте и в мае2002 г. преобразованного в полноценную международную организацию - ОрганизациюДоговора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Наличие ОДКБ облегчает Россиикоординацию коллективных усилий в борьбе с международным терроризмом,незаконным оборотом наркотиков, оружия, организованной преступностью,нелегальной миграцией и другими угрозами национальной безопасности вцентрально-азиатском регионе. На регулярной основе проводятся консультации изаседания рабочих групп экспертов по оценке и анализу ситуации в зонеответственности ОДКБ.

События августа 2008 года на ЮжномКавказе заставили руководство ряда государств - членов ОДКБ трезвее оценитьситуацию. Военная угроза, несмотря на все разговоры политиков о приверженностимиру и бесконфликтному развитию, не перестала быть реальной. Поэтому насостоявшемся в феврале 2009 года саммите ОДКБ было принято решение о созданииКоллективных сил оперативного реагирования (КСОР) призванное сформироватьединую, высокопрофессиональную и боеспособную группировку ОДКБ.

КСОР будут строиться на иныхорганизационных основах. Местом их дислокации станет территория России. Ониполучат единое командование и самое лучшее вооружение. Их численность можетсоставить 15 тыс. «штыков». В таком виде эти части в будущем могут статькостяком той силы, которая укрепит ОДКБ и превратит эту организацию вполноценный военный союз.

В соответствии с решением главгосударств - членов ОДКБ в состав КСОР должны входить только высокомобильныечасти и соединения вооруженных сил, оснащенные, что называется, по последнемуслову военной техники. Плюс к этому Коллективные силы оперативного реагированиябудут включать и подразделения специального назначения из органов внутреннихдел, органов безопасности и других спецслужб, а также уполномоченных органов всфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Создание КСОР позволит болееэффективно, более жестко реагировать на весь спектр угроз и вызовов. Речь идетпрежде всего о защите суверенитета и территориальной целостности государств, опротиводействии терроризму, экстремизму, наркотрафику, о проведении специальныхопераций против организованных преступных групп и, наконец, о предупреждении иликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМукрепления взаимодействия в ЦА является, по мнению России, налаживание многоплановогоэкономического сотрудничества, создание регионального «общего рынка»,способного обеспечить преодоление массовой нищеты на основе устойчивого эконо­мическогоразвития. Ведь именно решение этихжизненно-важных задач способно помочь формированию эффективной демократии в го­сударствахЦА, обеспечить их цивилизованное развитие.

Главным приоритетом России в форматемногостороннего сотрудничества является Евразийское экономическое сообщество(ЕврАзЭС).

Созданное Белоруссией, Казахстаном,Киргизией, Россией и Таджикистаном 10 октября 2000 года Сообщество является однимиз наиболее эффективных многосторонних региональных объединений напостсоветском пространстве (сегодня в него входят все государства ЦА,Белоруссия и Россия).

Результаты деятельности ЕврАзЭСподтверждают, что современная экономически окрепшая Россия вполне способнаиспользовать для усиления своего влияния на соседние государства рыночныемеханизмы в сочетании с безвозмездной или льготной помощью. Главным доноромпроектов ЕврАзЭС является Россия, что закономерно. Средства для проектовразвития аккумулируются в ЕАБР (Евразийский банк развития), доля России - 1млрд. долл., вторым партнером выступает Казахстан - 500 млн. долл.

Лидеры ЕврАзЭС приняли решениезастраховать интеграционную структуру от кризисных потрясений: 7,5 млрд. долл.из 10 млрд. антикризисного фонда субсидирует российский бюджет, 1 млрд. долл.составит доля Казахстана. Сработает ли подушка безопасности, учитывая, что, попрогнозам на 2009 год, рост ВВП стран ЕврАзЭС ожидается в пределах 1-2% влучшем случае и только у Белоруссии? Видимо, еще предстоит существенная корректировкавсех показателей. Докризисной стратегией ЕАБР на период до 2010 годаинвестиционный портфель банка рассчитывался в 4,5 млрд. долл. В конце 2008 годаего решили секвестрировать на 500 млн. Многие проекты банк планируетфинансировать в долевом участии. Поэтому сжатие, видимо, будет еще большим,ведь общая стоимость рассматриваемых проектов превышала 5 млрд. долл., а всеучастники ЕврАзЭС планируют сокращение не только инвестиций через государственныеконцерны и частно-государственные компании, но и сокращение бюджетных расходов.

Среди основных направлений инвестицийЕАБР и России в рамках ЕврАзЭС запланированы проекты в гидроэнергетике(Экибастузская ГРЭС-2 в Казахстане, Сангтудинская ГЭС-1 в Таджикистане,Камбаратинские ГЭС-1 и 2 в Киргизии), атомной энергетике (добыча сырья и строительствоАЭС в Казахстане и России). В качестве отдельной темы на высоком уровне обсуждалисьпроекты в области венчурных технологий. Кроме того, в России ЕАБР финансируетразработку и производство регионального авиалайнера Сухой Суперджет-100, проектстроительства вагоностроительного завода в Тихвине, финансирование проектовстроительства Западного скоростного диаметра, а также сооружение морского ипассажирского терминала в Санкт-Петербурге, проект строительства крупногонефтехимического комплекса в Татарстане.

УСПЕХ РЕАЛИЗАЦИИ центрально-азиатскоговектора внешней политики России во многом зависит от того, насколько российскаясторона способна помочь своим партнерамэффективно решить жизненно-важные для них проблемы в экономике(водно-энергетическая, транспортная,продовольственная, трудовой занятости и миграции), обеспечении национальнойбезопасности (борьба с криминалом, наркоугрозой и терроризмом) и гуманитарнойсфере (светское образование).

Наиболее эффективными рамками решенияуказанных задач является двустороннее сотрудничество. В этом контекстенеобходимо уделять постоянное внимание расширению экономических связей,всячески поощряя пригра­ничное и межрегиональное сотрудничество, созданиеразлич­ных совместных предприятий, шире вовлекать российский частный ка­питал вреализацию различных проектов в ЦА.

Внешняя политика призвана бытьдейственным помощником решения внутренних задач страны. Однако, посколькувнешнеполитические ресурсы объективно ограничены, они должны сосредотачиватьсяв первую очередь на жизненно важных для России областях. Это - надежная безопасностьво всех ее измерениях, создание благоприятных условий для подъема экономикистраны, защита за рубежом прав российских граждан и соотечественников.Критерием отношений с партнерами должны быть взаимная открытость к сотрудничеству,готовность к действительному учету интересов друг друга.

В условиях, когда в регионе активнодействуют новые «игроки», обладающие значительным финансовым, да ивоенно-политическим потенциалом, российской внешней политике необходимосолидное ресурсное насыщение. При этом, как представляется, следовало быруководствоваться принципом необходимости дополнительных затрат в перспективный стратегическийпроект, ориентируясь на достижения системных эффектов. Иным путем добитьсяжелаемых страте­гических целей в условиях разворачиваю­щейся остройконкурентной борьбы на постсоветском пространстве невозможно.

Реализация российской стратегии вЦентральной Азии должна учитывать не только возросшую дифференциацию пост­советскогопространства, но и потенциальные конфликты интересов России с другими эко­номическимии политическими игроками в данном регионе, особенно с США, странами Евросоюза,Китаем. Очевидно, что при всей неоднозначности последствий долговременногоприсутствия США было бы контрпродуктивным для российских интересов допуститьпревращение этого региона в новое поле конфронтации между Россией и США. Длянас, видимо, было бы предпочтительнее добиваться от американцев прозрачности ипредсказуемости их действий в военной сфере, заблаговременной информации об ихпланах в этом регионе на перспективу в контексте совместнойантитеррористической борьбы, а также участия в разработке и реализации выгодныхРоссии крупных экономических проектов. Необходимо использовать объединяющеевоздействие общей для России, США и стран Центральной Азии угрозы религиозногоэкстремизма. При этом исходить из главного - самым опасным для России сценариемразвития событий может стать дестабилизация, развал существующих светскихрежимов, возникновение межгосударственных конфликтов, приход к властирелигиозных экстремистов.

С.И.Чернявский, Директор Центрапостсоветских исследований

МГИМО(У) МИД РФ, д-р ист.наук, июнь2009 г.

Поделиться: