Россия-Украина: с Новым 2006 годом!
Автор: ИАЦ МГУ
Россия-Украина: с Новым 2006 годом!
В декабре 2005 года совокупность мотивовроссийско-украинского газового кризиса лежала в сфере политики и бизнеса(там было и нежелание Ющенко платить за новую газовую цену; попытка Ющенко сыграть рольжертвы газового «экспансионизма»; и желание Кремля «наказать» украинскую элиту ивтянуть лично Ющенко в коррупционную газовую сделку). Все это сегодня никуда неделось. Но теперь, на первое место в этой проблеме вышла другая причина – у Украины нет денег. Внешний долг страны составляет $105 млрд. со сроком выплатыбольшей части на 2009 год (о реструктуризации пока неизвестно), плюс опасность банковского дефолта вызванного до 50% неоплаченных в срок валютных кредитов.
При крайней нехватке валютных резервов приходится выбиратьмежду стабильностью гривны и возможностью заплатить газовый долг. Чтобырасплатиться за октябрьские поставки правительство значительно увеличилоуставный капитал государственных Ощадбанка на 11,79 млрд гривен – (до 13,892млрд гривен), а Укрэксимбанка - на 3,7 млрд гривен, до 6,762 млрд гривен.Увеличение уставных капиталов было проведено путем выпуска семилетних облигацийвнутреннего государственного займа. Затем "Нафтогаз Украины" привлеккредит Ощадбанка на сумму 6,6 млрд гривен под залог газа в подземных хранилищахи таким образом расплатился с Газпромом за октябрь.
За ноябрь, по данным "Газпрома", Украина должнабыла заплатить $806 млн., за декабрь - $862 млн. Для расчета с "Газпромом" 30декабря Национальный банк Украины продал "Нафтогазу Украины" $1,5млрд. по курсу 7,7 грн/$1, и в результате средневзвешенный курс гривны намежбанковском валютном рынке оказался значительно слабее, чем планировалось. Однотянет другое и тупиковость ситуации очевидна.
У нас нет необходимого объема объективной информации, для глубокойоценки ситуации. Но реальность на сегодняшний день такова, что винаукраинского менеджмента очевидна – проблема долга могла быть решена заранее,различными методами. Вопрос насколько правомерна новая стоимость газпромовского газа для Украины имеет смысл обсуждать отдельно.
Рассмотрим несколькоаспектов кризиса.
Первый -- раздрайфинансовой и экономической системы. Украина погрузилась в 1990-е, когдабанковские деньги гуляют по всяким финансовым закоулкам. В этом одна извозможных версий торможения платежа. Финансовый контроль в стране не работает. Последниймесяц можно было наблюдать такую картину, когда два «обменника» одного банкаменяли валюту по разным курсам. Если на улицу выплеснулась открытая спекуляция,то почему иное можно ожидать в коридорах с крупными суммами?
Украинская элита то ли в ступоре от своей борьбы, то лислишком расслабилась. 31 декабря Путин, Медведев, менеджеры «Газпрома» сидят ихотя бы показывают свою заинтересованность в решении этой проблемы. А Ющенко вКарпатах катается на лыжах, Тимошенко тоже «где-то».
Второй аспект.Россия не должна ждать и прощать. Задолженность по газу свыше $2 млрд. на начало IV квартала прошлого года могла быть не критическая для эпохи стабильности, и терпимая в случаенормальных двусторонних отношений. Но сегодня такие суммы для «Газпрома» уже немогут быть «отложены» в сторону и «забыты» на какое-то время.
Москва уже три-четыре года как отказалась от каких-либо политическихпреференций для Украины. Только бизнес. Для целей политической комбинаторикиМосквы конечно еще играет роль кто будет выступать конкретным партнером вКиеве, решающим с Москвой этот вопрос. Но это становится все менее значительнымповодом для украинской политики Москвы. Главное – это все-таки кто сумеетзаплатить. Раньше это был Ющенко в схеме с предпринимателями Дмитрием Фирташем иСеменом Могилевичем. Теперь, на роль главного московского партнера и«спасителя» украинского народа попыталась претендовать Юлия Тимошенко (2октября Тимошенко и Путин подписали меморандум о сотрудничестве в газовойсфере. Одним из ключевых положений документа является возможность перехода напрямые долгосрочные отношения между "Газпромом" и "НафтогазомУкраины" с 1 января 2009 года). Отказ от приезда в Москву также показываетограниченные ресурсы правительства Тимошенко.
Третье , что конечноследует отметить. В отсутствии денег, что сможет требовать Москва, и на какиеуступки может пойти Киев? Мы опять разворачиваемся в строну политики. Возможно,это уже не вполне отвечает реалиям кремлевских ожиданий и планирования. Номакроэкономика всегда очень сильно завязана на большую политику, поэтому политическаяподоплека играет свою роль. Из-за дефицита информации диапазон предположений относительно«сделок» достаточно широк - отувеличения срока аренды базы ЧФ в Севастополе с пересмотром ставки (учитываязадолженность), до расширения присутствия «Газпрома» в украинской сети (сейчас"Газпром" сохраняет возможность продавать напрямую конечнымпотребителям Украины 7,5 млрд. кубометров газа в год).
Четвертое – в чемпричина заявлений украинской стороны об отказе выполнять условия европейскоготранзита? Думаю, что это слабая и несвоевременная попытка озвучить вопрос опересмотре действующего договора о транзите российского газа по территорииУкраины. Существующий договор транзита работает до конца 2010 года и не зависитот ежегодных проблемных контрактов на поставку российского газа украинскимпользователям. Договор заключен в 2005 году на пять лет и ставка за транзит зафиксированав размере $1,6 за тыс.куб на 100 км. на весь период действия договора (на техпереговорах со стороны украинцев проскакивало желание поднять ставку до $3,сегодня они предлагают $2).
В итоге, выход из острой фазы кризиса, думаю будет совпадатьс вариантом января 2006 года – стороныбудут вынуждены договориться и обыграть это как взаимные уступки. Возможно,третья страна или структура выделит Украине кредит для погашения задолженности.В прошлом году ЕС заверил Украину в выделении кредита $16 млрд. для погашения банковских задолженностей и внешних кредитов. Почему бы Западной Европе не помочь Украине ивыделить сумму задолженности прямо сейчас. Раз уж они решили «спасать» Украину,то спасать ее надо как раз в этой ситуации? Заинтересованы все. Видимо послепраздников так и произойдет. Но при этом для наблюдателей в ЕС станет еще болееочевидны слабости украинского экономического менеджмента и дефолт украинскойполитики на российском направлении.
01.01.09
Поделиться: