Россия - Казахстан: жили они долго и счастливо...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстан пребывает в ожидании визита нового президента России Дмитрия Медведева. 13 мая Президент РК Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев обсудили подготовку к предстоящему визиту. Предполагается, что на обсужденные будут вынесены вопросы двустороннего экономического и политического сотрудничества, а также будут затронуты некоторые аспекты международной политики. Нет сомнений, итогом встречи станет подтверждение прежней линии во взаимоотношениях двух государств. Нет никаких признаков того, что политические линии России и Казахстана по отношению друг к другу будут значительно корректироваться. Взаимопонимание практически во всех сферах двусторонних отношений будет сохраняться. Нефтегазовая отрасль, торговля, транспортные проекты, сотрудничество в области новых технологий, космическая отрасль, гуманитарное сотрудничество и т.д. - все эти направления активно развиваются в рамках российско-казахстанских отношений. Сотрудничество в рамках международных организаций - СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС - также оценивается как весьма эффективное. Проблемных точек здесь практически нет
Россия - Казахстан: жили они долго и счастливо...

Наталья Харитонова

Россия - Казахстан: жили они долго и счастливо...

Казахстан пребывает в ожидании визита нового президента России Дмитрия Медведева. 13 мая Президент РК Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев обсудили подготовку к предстоящему визиту. Предполагается, что на обсужденные будут вынесены вопросы двустороннего экономического и политического сотрудничества, а также будут затронуты некоторые аспекты международной политики.

Нет сомнений, итогом встречи станет подтверждение прежней линии во взаимоотношениях двух государств. Нет никаких признаков того, что политические линии России и Казахстана по отношению друг к другу будут значительно корректироваться. Взаимопонимание практически во всех сферах двусторонних отношений будет сохраняться. Нефтегазовая отрасль, торговля, транспортные проекты, сотрудничество в области новых технологий, космическая отрасль, гуманитарное сотрудничество и т.д. - все эти направления активно развиваются в рамках российско-казахстанских отношений. Сотрудничество в рамках международных организаций - СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС - также оценивается как весьма эффективное. Проблемных точек здесь практически нет.

Более того, на мой взгляд, возникает ситуация, когда параметры достигнутого уровня межгосударственных отношений определяют поведение руководства, тем более нового руководства. То есть политические элиты понимают: механизм настолько отлажен, что любое серьезное вмешательство с целью корректировки его работы вызовет лишь снижение эффективности этого механизма. То есть если бы новому российскому президенту вздумалось изменить линию взаимоотношений с Казахстаном, его бы, по меньшей мере, не поняли. Речь может идти лишь об оптимизации и расширении сферы взаимодействия.

Другой аспект, безусловно заслуживающий внимания, - это стиль руководства нового российского лидера. Если сейчас он стремится быть «вторым ВВП», кажется, даже не всегда сознательно, то уже через полгода-год он неизбежно обретет может не свой собственный стиль руководства, но это будет уже и не «путинский» стиль. Медведеву суждено стать переходным звеном межу двумя поколениями управленцев - старым, взращенным в диких 90-х, но сумевшим в нужный момент пользоваться правилами советской аппаратной игры, и новым - либеральным и достаточно «по-русски обуржуазненным». Это, безусловно, будет отражаться и на стиле личного общения с постсоветскими лидерами, особенно сложно будет вести диалог с ветеранами постсоветской суверенной политики. Именно это вызывает опасения у казахстанской элиты. Насколько Медведев и Назарбаев поймут друг друга? Как казахстанской элите - аксакалам от политики и бизнеса - общаться с молодым российским лидером и его командой? Ситуация осложняется еще и тем, что практически все понимают - на данный момент реальным лидером по-прежнему остается Путин, а переформатирование полномочий Администрации Президента и правительственного блока лишь усугубляют восприятие двух главных людей России с точки зрения их реального политического веса. А реальный политический вес определяется не только доступом к принятию реальных политических решений, а еще и личным рейтингом. Этого и России, и Казахстану не занимать - с традиционной персонификацией политики приходится считаться всем, кто вступает в большую политическую игру.

Таким образом, если учесть давнюю дружбу Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, отношения Дмитрия Медведева с последним будут сильно зависеть от того, каким сложится диалог между бывшим и новым российскими президентами. Понятно, что изначальная «представительская» функция президента Медведева в принципе пока не вступает в конфронтацию с достаточно жестким стилем руководства и теми проблемами, которые продолжает решать экс-президент Путин. Но кто знает, как ситуация измениться через те самые полгода-год, когда Медведев «привыкнет» к президентскому креслу.

Однако на сегодняшний день именно Медведеву придется решать те вопросы, которые путинский стиль руководства в силу своей жесткости загнал в тупик - речь идет о внешнеполитической составляющей - отношениям с Грузией и Украиной. Здесь нужно проявление той политической гибкости, которой Путин в силу ряда объективных причин не мог себе позволить. А Медведев сможет - вероятно именно это и есть его первый и главный шанс.

Что касается Казахстана, то, как я уже упоминала, преемственность в казахстанско-российских отношениях будет ровной и гладкой опять же в силу того, что уровень взаимоотношений устраивает элиту обеих стран. Это, как показывает опыт постсоветского бытия, главный залог стабильности и поступательного развития. Мелкие разногласия, если и будут возникать (к примеру, в вопросе реализации программы возвращения соотечественников, аренды космодрома или желания Казахстана диверсифицировать свои экспортные маршруты, в том числе в обход российской территории), то ресурс к их микшированию и приходу к определенному консенсусу действительно велик. Вероятно, Казахстану и России придется совместными усилиями бороться с последствиями мирового кризиса ликвидности, от которого пострадала экономика Казахстана, и который возможно коснется России. То же самое касается и координации действий двух государств на внешнеполитической арене. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, инициативы Казахстана в рамках СВМДА и ШОС активно поддерживаются Россией, и именно этим так дорожит Казахстан, понимая, что без поддержки РФ проблем было бы на порядок больше. Уверена, что и инициативу Нурсултана Назарбаева о создании Союза центрально-азиатских государств также будет поддержана Россией Медведева, тем более, что такой ход выгоден и самой РФ - куда комфортней вести политический диалог с лидером этого союза (пусть даже в неформальном статуса лидера) Казахстаном или наднациональными структурами, чем со строптивым и «весьма конъюнктурным» руководством того же Узбекистана.

Таким образом, главное - это тот запас прочности, который был наработан двумя странами, прежде всего в период «путинского десятилетия». Этот серьезный ресурс, который позволит двум государствам и дальше жить в дружбе и согласии.

Теги: Казахстан

Поделиться: