Россия и Казахстан в едином гуманитарном пространстве: миф или реальность?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Много говорим о «европейском выборе», о болонском процессе, о глобализации образования, но что стоит за красивыми фразами о «единых стандартах»? Насколько реально их содержательное наполнение? Может быть, все-таки стоит подумать о синхронизации продвижения в болонскую систему через более эффективную кооперацию образовательных систем России и Казахстана, не прыгая через несколько ступенек вверх, а, учитывая опыт переговорного процесса по вступлению наших стран в ВТО, продвигаться вперед вместе и поэтапно. Через формирование единых стандартов оценки качества знаний, через создание единой информационной базы по гуманитарным наукам, через оптимизацию нормативных и законодательных актов, с тем, чтобы исключить ситуацию, при которой дипломы, полученные в России и Казахстане, не будут признаваться работодателями или бюрократическими структурами.
Россия и Казахстан в едином гуманитарном пространстве: миф или реальность?

Алексей Власов

Россия и Казахстан в едином гуманитарном пространстве: миф или реальность.

Вопрос о воссоздании на пространстве бывшего Советского Союза единого гуманитарного, образовательного, а шире - духовного пространства неоднократно включался в повестку дня многочисленных встреч постсоветских лидеров на протяжении последних десяти лет. Поспешный «развод», экономические и социальные трудности транзитного периода сменились относительной стабильностью, а вместе с ней пришло осознание потери фундаментальных основ единства научных, педагогических школ, взаимодополнения культур. Сегодня происходит переосмысление пройденного пути, формирование новых ориентиров, парадигм, поиск утраченного.

Речь не идет о сугубо бюрократическом аспекте проблемы, поскольку если отталкиваться от формальной составляющей - количестве интеграционных документов, подписанных на уровне первых лиц, министерств и ведомств, то можно сделать вывод, что и проблемы как таковой не существует.

Установки на интеграцию даются на самом высоком уровне: «желательно втягивать в наше взаимодействие государства, которые историей связаны в один технологический, научный, производственный уровень» - это из выступления Дмитрия Медведева в марте 2008 года.

Такое пожелание вполне созвучно целям объединения гуманитарного пространства. Тем более в базовых документах Содружества есть вполне конкретные положения: «единое гуманитарное пространство стран - участниц СНГ, должно включать многоаспектную сферу отношений, обращенную к человеческой личности, к правам и интересам каждого человека в каждой стране Содружества ». К сожалению, большинство гуманитарных деклараций по линии ШОС, СНГ так и остались «идеальными формулами», далекими от реального наполнения. Действительно, на нормальном языке «многоаспектная сфера отношений», это - что?

Отметим, существует сразу несколько влиятельных структур, формирующих «новое гуманитарное пространство»: Форум творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ; Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества, который действует по согласованию с Советом глав государств, вырабатывающим приоритеты гуманитарного сотрудничества, а его проектная работа формируется на основе рекомендаций общественных форумов интеллигенции; Совет по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ (СГС). В этот список можно добавить гуманитарные проекты ШОС, ЕврАзС и проч, проч. В каждом из них речь идет о "едином пространстве" - образовательном, гуманитарном, духовном.

Но цифры упрямая штука, например, бюджет, выделяемый Россией на информационно-гуманитарные программы на постсоветском пространстве в несколько раз меньше затрат Великобритании, которая ежегодно вкладывает в гуманитарные программы порядка 1 млрд. долларов.

Особенно рельефно эти проблемы проявляются в образовательной сфере. Ведущие российские вузы, в силу разных причин, в настоящее время, не могут принимать специалистов из стран СНГ на приемлемых для высших учебных заведений этих стран условиях. Не беру в расчет "болашаковцев", этот вопрос решает государство. Остальные потенциальные претенденты на обучение в МГУ из Казахстана должны заплатить 205 тыс. рублей в год. Единственное исключение - нет необходимости писать сочинение. Впрочем, есть выбор - казахстанские абитуриенты могут поступать на общих основаниях (сочинение, иностранный язык, профильный предмет). Замечу, что сокращение льгот происходит даже в отношении белорусских школьников (а как быть с Союзным государством)?

Ограничены, по соображениям финансового характера, связи между научными школами, нарушена стройная система студенческих практик и обмена, что для археологов и этнологов особенно губительно, поскольку ведет к резкому сокращению исследовательской базы, закрытию целых направлений в науке.

Отталкиваюсь от оценки позиции России, прежде всего потому, что именно она должна быть заинтересована в том, чтобы поддерживать хотя бы остатки «гуманитарного единства» через развитие совместных образовательных программ, восстановление контактов между научными школами, русский язык, единую информационную среду. Тем более что такая позиция (пусть и не в полной мере) находит понимание среди ближайших партнеров по СНГ - в Казахстане, Беларуси, Киргизии. Пока находит.

Но вот - вопрос, идет ли речь о возрождении гуманитарного пространства СССР или мы говорим о качественно новом уровне интеграции, на основе экономических, политических связей появившихся и укрепившихся в последнее десятилетие? Полагаю, что в отношениях между Россией и Казахстаном более адекватен именно такой подход. Можно согласиться с Михаилом Швыдким, сопредседателем Межгосударственного Фонда по гуманитарному сотрудничеству: «нужно создавать новые традиции культурного, образовательного, научного общения. И если всерьез говорить о гуманитарном сотрудничестве, то мы должны понимать, что оно во многом (и, прежде всего) зависит от сотрудничества экономического - и государств, и конкретных людей. Словом, будем ли мы интересны друг другу в экономическом плане».

Сопоставим это заявление с текстом приветствия Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева участникам Второго форума творческой и научной интеллигенции стран-участниц Содружества Независимых Государств: « В многостороннем взаимодействии государств СНГ гуманитарная составляющая является одним из важнейших направлений. Наши культурные, научные и просто человеческие связи имеют глубокие корни, они опираются на богатые традиции и опыт наших народов. Необходимость дальнейшего развития гуманитарных связей, укрепления взаимопонимания и дружбы приобретает все большую актуальность с ростом экономических возможностей наших государств». Полное совпадение позиций.

Какие моменты определяют это сходство? Понимание неоспоримого факта: общество XXI века, это - общество знаний. Экономика XXI века, это - экономика знаний. Программные установки Президентов России и Казахстана созвучны - необходимо вкладывать средства в будущее, которое формируется уже сейчас в студенческих аудиториях и школьных классах. Можем ли мы помочь друг другу? Вне всякого сомнения. Через мобильность студентов, преподавателей, научных сотрудников, через развитие механизмов дистанционного обучения, через создание совместных образовательных программ, через «взаимное прорастание» гуманитарных структур, через гражданские инициативы, через информационную координацию. И, главное, через общую языковую среду.

Но возможности для научного и студенческого обмена ограничены, сталкиваются с организационными, законодательными и финансовыми препятствиями, а также несовместимостью образовательных стандартов. Например, один из ведущих гуманитарных вузов России, РГГУ заключил более десятка соглашений с казахстанскими вузами. Среди них, АТиСО, Западно-Казахстанский Университет, Университет Аль-Фараби. Практически ни один из договоров нельзя назвать работающим.

Много говорим о «европейском выборе», о болонском процессе, о глобализации образования, но что стоит за красивыми фразами о «единых стандартах»? Насколько реально их содержательное наполнение? Может быть, все-таки стоит подумать о синхронизации продвижения в болонскую систему через более эффективную кооперацию образовательных систем России и Казахстана, не прыгая через несколько ступенек вверх, а, учитывая опыт переговорного процесса по вступлению наших стран в ВТО, продвигаться вперед вместе и поэтапно. Через формирование единых стандартов оценки качества знаний, через создание единой информационной базы по гуманитарным наукам, через оптимизацию нормативных и законодательных актов, с тем, чтобы исключить ситуацию, при которой дипломы, полученные в России и Казахстане, не будут признаваться работодателями или бюрократическими структурами.

В конечном счете, Россия, Казахстан, Беларусь могут стать реальным, а не виртуальным ядром формирования единого научно-образовательного и культурного пространства. Речь идет о создании общей коммуникационной инфраструктуры в сфере науки, образования и культуры, создании объединенной системы электронного обучения. Будет ли противоречить реальная интеграция в этой области продвижению Казахстана в европейское пространство? Для этого нет объективных предпосылок. Напротив, РК и РФ до сих пор сохраняют сходные системы образования, и, одновременно, готовятся к вхождению в единое образовательное пространство.

Однако для эффективной координации действий необходима единая стратегия реформирования национальных систем образования; формирование эффективной системы координации деятельности государственных органов управления образованием и наукой; общие стандарты оценки качества образования и образовательных программ.

Гуманитарное пространство - это сфера государственных усилий, государственной политики, и без позиционирования государственных структур его практически невозможно удержать от распада. Но столь же очевиден факт, что ключевую роль в "выстраивании" этого интеграционного проекта будет играть гражданская инициатива.

Можно и дальше слушать общие фразы о "кластерных зонах", "казахстанской модели для России", "российской модели для Казахстана", "уникальных опытах" и прочих виртуальных вещах. Давайте говорить о реальном. О тех простых формах общения, которые формируют единое пространство доверия, благодаря которому я, гражданин России, чувствую себя в Астане, Караганде, Уральске частью общего, евразийского социума.

Поделиться: