Россия и Казахстан. От «энергетических империй» к эффективной экономике.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Россия и Казахстан являются крупнейшими игроками на мировых рынках энергоносителей. Еще несколько лет само признание этого факта вызывало приступы безмерной эйфории у политиков и экономистов. Постепенно, на смену завышенным ожиданиям приходит трезвое осознание необходимости грамотно использовать плоды нефте-газового бума, не повторить ошибок советского прошлого 70-х годов прошлого века, выстроить цепочку экономических связей, в которой сверхдоходы от высоких мировых цен на углеводороды будут только отправной точкой развития, а не краеугольным камнем бытия.
Россия и Казахстан. От «энергетических империй» к эффективной экономике.

Выступление Алексея Власова накруглом столе: «Казахстан и Россия как мировые энергетические державы».РИА "Новости".

В заглавии темы нашей сегодняшней встречи правильнее поставить знак вопроса. Да, Россия и Казахстан являются крупнейшими игроками на мировых рынках энергоносителей. И еще несколько лет само признание этого факта вызывало приступы безмерной эйфории у политиков и экономистов. Но,постепенно, на смену завышенным ожиданиям приходит трезвое осознание необходимости грамотно использовать плоды нефте-газового бума, не повторить ошибок советского прошлого 70-х годов прошлого века, выстроить цепочку экономических связей, в которой сверхдоходы от высоких мировых цен на углеводороды будут только отправной точкой развития, а не краеугольным камнем бытия.

В системе мировой экономике нашим государствам «предписано» быть странами-поставщиками сырья, не выходить за строго очерченные рамки дозволенного, да и значительная часть национальных элит вполне довольна нынешним положением вещей, не требующим особых подвигов на ниве ре-индустриализации, использования доходов от нефти и газа для построения эффективных экономик 21 столетия. Не на словах - на деле. В этом случае России и Казахстану, как справедливо отмечал Павел Святенков, достанется незавидная роль локальных "сырьевых империи", одностороннее ориентированных на Европу или на китайский рынок.

Действительно, проблемы у наших стран общие, несмотря на несоразмерность масштабов экономик РФ и РК, и я категорически не соглашусь с теми, кто так уж активно превозносит мудрость казахстанских руководителей, противопоставляя ее «российскому разгильдяйству». События последних месяцев четко показали, что нефтяные стратегии наших стран уязвимы, а спекулятивный рост цен на энергоносители - не только благо для государственной копилки, но и все растущая головная боль - что делать с денежной массой? Как решить проблему технологического отставания республик бывшего Советского Союза в условиях, когда каждая тонна нефти требует дополнительных вложений и совершенствования технологий добычи? Те экономические проблемы, с которыми сейчас столкнулся Казахстан, возможно, и есть проверка на прочность "подушки безопасности" - Нацфонда. Возможность определить реальную, а не пиар-готовность к построению экономики "устойчивого развития".

Однозначных рецептов успеха пока нет, но, очевидно, что путь этот надо проходить вместе, реализуя на практике многочисленные интеграционные проекты, о которых так часто говорят наши президенты.

Уже несколько лет очевидно - Россия и Казахстан подошли к исчерпанию модели экономического роста, основанной на форсированной добыче нефти.

Нефтегазовый комплекс должен быть в гораздо большей степени ориентирован не только на экспорт, сколько на освоение и развитие собственных территорий - России и Казахстана. Особенно это касается российской стратегии развития инфраструктуры Дальнего Востока и Сибири, увязанной с созданием сбалансированной сети потребителей в восточных районах страны. По крайней мере, именно такие цели и задачи были сформулированы в «Энергетической стратегии России до 2020 года», а теперь можно ожидать, что это направление будет усилено в новой "Энергетической Концепции-2030".

Здесь надо отдать должное нашим ближайшим партнерам - в Казахстане государство более целенаправленно проводит политику создания благоприятных условий для инвестиций в сырьевые, но инфраструктурно менее развитые регионы.

Меняется и политика в отношении зарубежных сырьевых компаний: Казахстан и Россия говорят - вы сможете получить кусочек наших месторождений, но за это расплатитесь сполна, что в корне отличается от ситуации, когда зарубежные компании работали на условиях СРП - и наши страны получали «объедки с царского стола». (http://www.expert.ru/articles/2007/07/09/shell/ )

В качестве нового мотора экономического роста Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев предлагают ускоренное развитие инновационного сектора, создание особых экономических зон, технопарков. И эта работа ведется. Но с результатами явно недостаточными для того, чтобы констатировать успешное выполнение поставленных задач. Впрочем, очевидна еще одна проблема, связанная с психологическими установками чиновников и крупного бизнеса - мыслить категориями больших оборотов и быстрых денег. Это, как раз, характерно для «сырьевого менталитета». Задачи нового этапа развития диктуют необходимость выработки принципиально новых подходов.

Примечательно, что когда в России заговорили (еще три года назад) о необходимости создания инновационного фонда, то, если не ошибаюсь, Герман Греф сделал открытие - инвестиционный (для поддержки крупных национальных проектов), и инновационный фонд давно действуют в Казахстане. Однако наше правительство до поры до времени не замечало опыта соседей и в этом, кстати, одна из главных российских бед.

Вывод очевиден. России и Казахстану повезло. Но энергетические ресурсы, это и благо и зло. Стремление России и Казахстана занять достойное место в среде мировых лидеров предполагает трансформацию «экономики трубы» в «экономику знаний». Это требует перехода от экспорта ресурсов к экспорту технологий, от импорта «ширпотреба» к импорту лучших мировых практик.

Давайте совместно определим, какую "энергетическую миссию нации", какой образ будущего мы выбираем? Норвегию? Кувейт? Или Нигерию?

Поделиться: