России незачем ревновать Южный Кавказ к Европе

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Однозначно утверждать о подвижках не могу, потому, как уже неоднократно бывало так, что стороны, приближаясь к принятию решения, делали последний шаг навстречу не друг другу, а назад. Весь опыт Минской группы ОБСЕ говорит именно об этом, и сегодня симптомы именно такого развития событий мы можем наблюдать. Тем не менее, шансы достаточно высокие. Я прослеживаю прямую заинтересованность сделать шаг вперед не только сторон конфликта. Существуют конкретные интересы той же России, той же Европы в том, чтобы это движение вперед произошло. Если его не будет, то конкретно пострадают прямые интересы, например, России. Дорога, которая могла бы открыться через Азербайджан в Армению будет и дальше закрыта, иные перспективные проекты, которые могли бы быть реализованы совместно с Азербайджаном также останутся лишь идеями. Продолжится гонка вооружений, и Баку будет тратить свои деньги, а Москва будет вынуждена вновь бесплатно поставлять военную технику для Еревана и вдобавок давать деньги, чтобы сохранять баланс. Потому топтание на месте в карабахском урегулировании конкретно работает против интересов самой России.
России незачем ревновать Южный Кавказ к Европе

Наступивший новый год несет множество ожиданий. Насколько они оправданы и чем мотивированы? В странах Южного Кавказа в прошлом году произошло много разных событий, которые будут иметь продолжение в году наступившем. Подробнее о текущих трендах "Вестнику Кавказа" рассказал независимый эксперт из Азербайджана Расим Мусабеков.

- Ожидаете ли вы подвижек в урегулировании нагорно-карабахского конфликта в наступившем 2010 году?

- Однозначно утверждать о подвижках не могу, потому, как уже неоднократно бывало так, что стороны, приближаясь к принятию решения, делали последний шаг навстречу не друг другу, а назад. Весь опыт Минской группы ОБСЕ говорит именно об этом, и сегодня симптомы именно такого развития событий мы можем наблюдать. Тем не менее, шансы достаточно высокие. Я прослеживаю прямую заинтересованность сделать шаг вперед не только сторон конфликта. Существуют конкретные интересы той же России, той же Европы в том, чтобы это движение вперед произошло. Если его не будет, то конкретно пострадают прямые интересы, например, России. Дорога, которая могла бы открыться через Азербайджан в Армению будет и дальше закрыта, иные перспективные проекты, которые могли бы быть реализованы совместно с Азербайджаном также останутся лишь идеями. Продолжится гонка вооружений, и Баку будет тратить свои деньги, а Москва будет вынуждена вновь бесплатно поставлять военную технику для Еревана и вдобавок давать деньги, чтобы сохранять баланс. Потому топтание на месте в карабахском урегулировании конкретно работает против интересов самой России. Исходя из вышеизложенного я думаю, что если "внешние спонсоры" с одной стороны несколько поддавят и ограничат аппетиты Армении, а с другой обеспечат политическими гарантиями и экономическими преференциями на будущее, то сдвиг в сторону урегулирования возможен. Речь не идет о каком-то полном, всеобъемлющем урегулировании, но ситуация может начать развиваться так, что будет прослеживаться какая-то позитивная динамика иначе говоря, начнется реальный процесс урегулирования. Шансы для этого пять-таки достаточно высокие.

- Армяно-турецкое сближение оказывает непосредственное влияние на процессы на Южном Кавказе. Однако в последнее время многие заговорили о том, что процесс ратификации армяно-турецких протоколов может зайти в тупик. Что вы думаете по этому поводу?

- Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган – политик. И он понял, что если он будет двигаться в направление сближения с Арменией без оглядки на Азербайджан, то неизвестно, что он выиграет и вместе с ним его страна. Объективно, что внутреннее общественное мнение в Турции против продвижения вперед без учета интересов Азербайджана. Как трезвый политик, Эрдоган, просчитав все, не будет форсировать процесс нормализации армяно-турецких отношений вне увязки с Азербайджаном. Ситуацию усугубляет внутренняя напряженность в Турции относительно курдского вопроса. Я думаю, что туркам вскоре будет не до армяно-турецких протоколов. В то же время я бы не стал утверждать, что процесс ратификации армяно-турецких протоколов в тупике. Ведь общие контуры сближения намечены и какой-то острой необходимости устраивать гонки у Турции нет. У Армении такое желание было, однако самый большой выигрыш для себя армяне видели в ухудшении азербайджано-турецких отношений. Однако этого не произошло. Вне же этого дивиденда для Армении нормализация отношений с Турцией не столь остра и необходима.

- В прошлом году было заявлено о новой инициативе Евросоюза программе "Восточное партнерство". Какое влияние она будет иметь на ситуацию в регионе?

- Я полагаю, что программа Евросоюза "Восточное партнерство" будет иметь позитивное влияние на регион. С учетом того, что Армения и Грузия на Южном Кавказе, а также Украина и Молдова являются членами ВТО. На этом пространстве только Азербайджан и Беларусь не входят во Всемирную торговую организацию, что будет несколько тормозить интеграционные процессы. Однако в случае с Азербайджаном и без всяких ассоциаций с Европой и ВТО никаких препятствий для выхода на общеевропейский рынок не испытывает. Нефть и газ продают себя сами, и никаких проблем с продвижением на рынок нет. Если же оценивать в совокупности, то отношения в рамках программы "Восточное партнерство" будут иметь развитие. Однако ничего принципиально нового, чего Европа не предлагала бы и России. Поэтому для Москвы относиться с некоей ревностью к этой инициативе ЕС, полагаю, не стоит. Что же касается неких парламентских групп, которые предлагается образовать, то я бы не стал переоценивать их влияние. Ведь существуют и парламентские ассамблеи Организации черноморского сотрудничества, СНГ, других структур и мы видим, что нечего особенного на таких уровнях не решается.

- Какие задачи во внутренней политике станут, на ваш взгляд, наиболее важными для Азербайджана в 2010 году?

- Одним из главных событий года в Азербайджане станут парламентские выборы осенью. Если азербайджанское руководство действительно ставит перед собой задачи модернизации страны, то парламент должен стать парламентом в полном смысле этого слова, в котором будут люди способные внятно говорить, обсуждать, местом, где будут сталкиваться различные точки зрения, обсуждаться вопросы имеющие отношение к развитию азербайджанского государства. Это очень важное обстоятельство, на мой взгляд. В зависимости от того, как пройдут парламентские выборы осенью, можно будет делать выводы о реальности или мнимости модернизации Азербайджана. Говоря об экономике, то нынешние 70-80 долларов за нефтяной баррель вполне комфортны для страны. Бюджет был просчитан из средней цены нефти в пределах $40 за баррель. Если текущий уровень цен будет сохраняться, то говорить о каких-то трудностях для исполнения бюджета или иных программ развития страны не придется. Здесь, я думаю, Азербайджан уверенно смотрит в будущее.


Поделиться: