Роль ОДКБ в политике безопасности РФ.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В новейшей «Стратегии национальной безопасности России до 2020 года» структура ОДКБ упоминается в ряду других организаций региональной и субрегиональной координации на пространстве СНГ, внимание к которому выносится стратегией на второе-третье место, после задачи ядерного сдерживания и проблем безопасности российских граждан в широком смысле. При этом, ранг упоминания структуры достаточно высокий, ОДКБ рассматривается в качестве «главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
Роль ОДКБ в политике безопасности РФ.

Роль ОДКБ в политикебезопасности РФ.

В новейшей «Стратегии национальной безопасности России до2020 года» структура ОДКБ упоминается в ряду других организаций региональной исубрегиональной координации на пространстве СНГ, внимание к которому выносится стратегиейна второе-третье место, после задачи ядерного сдерживания и проблембезопасности российских граждан в широком смысле. При этом, ранг упоминания структурыдостаточно высокий, ОДКБ рассматривается в качестве «главногомежгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовами угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включаяборьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Главное, чего следует избегать при оценках будущей перспективыразвития организации -- не следует жестко привязывать проблемы российскойоборонной политики к проблемам собственно организации. Они очень тесно связаны,одна вытекает из другой, проблемы российской армии и российской политики прямоотражаются на ОДКБ, но все-таки это разные уровни дипломатии и разные объемыоборонной и прочей организационно-технической работы в области безопасности. Например,батальоны и части в рамках коллективных сил быстрого реагирования (КСОР) ОДКБРоссия в состоянии укомплектовать самым современным типом вооружений и вывестиих уровень подготовки и содержания на уровень западных аналогов. С другойстороны, анализируя ОДКБ, не стоит сильно повышать ее текущие ставки и делать слишкомдалеко идущие выводы.

Эта организация не имеет шансов конкурировать с НАТО. Нестремится к этому. Правда Москва накачивает ее амбициями выступить в качестверавноправного партнера НАТО в своем региональном секторе. К компетенции ОДКБотносится содействие охране общих границ участников, контроль наркотрафика,антеррористическая и миротворческая деятельность в смысле войсковых операций иучений, в последнее время в ведение организации передаются полномочия контролироватьнезаконную миграцию в рамках ЕврАзЭС. Перечисленные задачи в большей степени пересекаютсяс целями гражданских и специальных ведомств стран участников, нежелиисключительно с армейскими.

В тоже время, под эгидой КСОР формируется небольшая военная группировкаоколо 10 тысяч человек из состава 98 дивизии ВДВ дислоцированной в Иваново, 31десантно-штурмовой бригады города Ульяновска, идесантно-штурмовой бригады Казахстана. Перспективных задач дальнейшего расширенияи качественного усиления КСОР не оглашалось. Также нет ответа на вопрос включатли в состав ОДКБ части ВВС и ПВО, что могло бы усилить ударную составляющую имеждународный авторитет организации. Скорее всего, в этом нет необходимости,учитывая, что решение миротворческих задач и совместное использование силупирается в отсутствие политического консенсуса относительно реальных местпроведения этих операций у лидеров ядра организации (Москва-Астана), не говоряо других участниках. Парадоксально, но практика применения КСОР ОДКБ видится болеереальной за границами СНГ, вдали от острых проблем общего наследства.

Ответ на вопрос - что такое ОДКБ -- остается не полным. Этоуже больше, чем просто координационно-штабная структура, но далеко чем реальнаяколлективная организация нескольких стран. Если посмотреть немного шире, товидно как много задач ОДКБ пересекается с другой родственной, но болееавторитетной и мощной организацией –ШОС. Очевидно, что с развитием последней в регионе Центральной Азии обеимструктурам придется провести разграничение задач и полномочий.

Таким образом, пока мы можем сформулировать лишь аморфное и«мягкое» определение – эта организация по мерам доверия в военной области частигосударств СНГ. Равно с другими межгосударственными структурами находится в кризисеиз-за отсутствия глубокого запроса на социально-экономическую интеграцию этихгосударств.

Какая роль ОДКБ в российской внешней политике? В реальностиочень небольшая. Безусловно существует многолетняя линия заявлений на высшемуровне, плюс ряд законодательных действий, имеющих результаты в виде самого началовоенно-технического сотрудничества и организации общевойсковой координациистран участников в период общих учений. Но все это не является значительнымэлементом или механизмом российской внешней политики. В президентство ПутинаОДКБ пытались выдвигать на первый край взаимодействия с НАТО. Дмитрий Медведевупоминает ОДКБ в ряду тех элементов безопасности и новых геополитическихреалий, что должны быть отражены в обновленной «матрице безопасности» России иЕвропы.

Но у атлантического военного партнерства свои критерии того,с кем вступать в дискуссии. Давайте представим себя на минуту в роли НАТО. Тогдав лице ОДКБ мы имеем дело с очень слабой и крайне зыбкой организациейбезопасности, позиционирующей себя как союз нескольких не вполне дружныхгосударств постсоветского пространства. Есть ядро ОДКБ – это Россия – ядернаядержава второго уровня и относительно самостоятельный геополитический субъектна восточных границах ЕС и НАТО. Но это не дает ОДКБ никаких преимуществ. НАТОпроще и удобнее вести отношения с ядерной Россией, имеющей трудные отношения спартнерами на своих черноморских, кавказских и азиатских границах. Диалог сРоссией НАТО необходим. Однако в Вашингтоне и Брюсселе не видят смысла, зачем даватьРоссии такое преимущество как вступать в дипломатические отношения с ОДКБ, темсамым поднимая статус этой организации. Им это не выгодно, учитывая, что остальныеучастники ОДКБ не против собственных отношений с НАТО. Но позиция Кремлязаставить если не «принять» ОДКБ на равных, то увидеть эту организацию так, каквидят его официальные документы Кремля -- мощной евразийской организацией –пока вписывается в общий контекст внешней политики РФ.

ОДКБ пока не оформилось в жесткий каркас, его участникиэволюционируют, также как и геополитическое пространство СНГ находится в динамичнойсреде, которой трудно управлять. Наконец, ОДКБ это организация, армия главногосубъекта которой, находится в процессе глубоких преобразований. Значит и ОДКБвыйдет из этого периода к 2020 году в ином виде. Развилка этого выхода можетбыть достаточна велика: от полного сворачивания до кардинального видоизмененияорганизации.

"Независимая газета" 19.05.09

Теги: ОДКБ

Поделиться: