Роль Казахстана в процессе формирования структур Таможенного Союза. Взгляд из России

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
История создания Таможенного Союза восходит к середине 90-х годов прошлого века. Тогда в 1995 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение о его создании. К середине 1996 г. в союз вошли также Казахстан и Киргизия, а в 1998 г. - Таджикистан[1]. В соответствии с совместно принятыми странами СНГ решениями формирование Таможенного союза должно было проводиться в два этапа. На первом этапе необходимо было полностью отменить тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установить единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе предполагалось осуществить объединение таможенных территорий стран-основателей союза в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы союза.
Роль Казахстана в процессе формирования структур Таможенного Союза. Взгляд из России

Гусев Л.Ю., с.н.с. Центра исследований ВосточнойАзии и ШОС МГИМО (У) МИД России, к.и.н.

*********************************************************************************

История создания Таможенного Союза восходит к середине 90-х годовпрошлого века. Тогда в 1995 г.Россия и Белоруссия подписали соглашение о его создании. К середине 1996 г. в союз вошли такжеКазахстан и Киргизия, а в 1998г. - Таджикистан [1] . Всоответствии с совместно принятыми странами СНГ решениями формированиеТаможенного союза должно было проводиться в два этапа. На первом этапе необходимобыло полностью отменить тарифные инетарифные ограничения во взаимной торговле, установить единый торговый режим,общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран.На втором этапе предполагалось осуществить объединение таможенных территорийстран-основателей союза в единую таможенную территорию с перенесениемтаможенного контроля с внутренних на внешние границы союза.

В течение 1995 г. первый этапформирования Таможенного союза был в целом завершен. Уже к середине 1996 г. была подготовленапрограмма мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалосьподписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось. Это произошлопотому, что различные экономические интересы стран-участниц не позволили имсогласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободнойторговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двухстороннихсоглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях изэтого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий дажево взаимной торговле.

Вторая попытка образования Таможенного Союза была предпринята в 2006году. За прошедшее десятилетие многое изменилось в экономиках наших стран.Россия и Казахстан стали позиционироваться, как мощные энергетические державы,а Белоруссия, из-за событий на Украине в 2004 году, стала основнымгеополитическим союзником России на Западе, граничащим со странами ЕвропейскогоСоюза. Принципиальное же решение осоздании Таможенного Союза в составе трех государств было принято на советеЕврАзЭс в августе 2006 года.

Тогда три государства-члена ЕврАзЭс - Россия, Казахстан и Белоруссия -выступили на саммите 2006 г.в Сочи с инициативой об образовании Таможенного Союза, как первого реальногошага на пути полноценного объединения. Это был очень выверенный ход. Появиласьвозможность установления внутренних - между участниками Таможенного союза -таможенных пошлин, налоговых каникул, дотаций для сельского хозяйства. Частныевыгоды от такого регионального союза многообразны.

Однако важнейшимследствием формирования Таможенного союза является восстановление значительнойчасти экономического пространства бывшего СССР как единого организма.

По словамизвестного политолога Ю.М. Солозобова, вместе мы обладаем почти 83%экономического потенциала СССР [2] . Этозначит, что наша объединенная экономика может резко возрасти только за счетвосстановления былых экономических связей. Так что имеется потенциал длябыстрого экономического рывка при снятии ненужных бюрократических барьеров инациональных запретов. Кроме того, с образованием общего внутреннего рынкаосновных стратегических и потребительских товаров наши страны получит своеобразнуюэкономическую защиту против выпадов извне. И своего рода страховка и защита отнеизбежного колебания биржевых цен на энергоносители - нефть и газ.

На саммите 2006 года, страны-участницы Таможенного Союза договорилисьприменять единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговлитоварами с третьими странами. По первоначальным договорённостям Таможенный союзРоссии, Белоруссии и Казахстана должен был начать действовать в 2011 г.

Проект введения Таможенного союза трех государств предполагает, что сначалом полномочий Союза все товары, приходящие из третьих стран на территориюстран-участниц Таможенного союза, будут проходить одинаковые таможенныепроцедуры и после выпуска соответствующих таможенных органов совершенносвободно перемещаться между тремя государствами. Как и, конечно, товары,произведённые в России, Казахстане и Белоруссии. Также с определенного перечнятоваров будут взиматься одинаковые пошлины. В идеале это означает отсутствиетаможенных границ и другого контроля, кроме пограничного. При этом Россия,Белоруссия и Казахстан будут руководствоваться единым таможенным кодексом [3] .

Что касается роли Казахстана в формировании структур Таможенного Союза. ВКазахстане за эти годы прилагались значительные усилия для создания юридическихи экономических основ деятельности этойструктуры.

Так, ещё при подписании основных документов по Таможенному Союзу, ввыступлении президента страны Н. Назарбаева говорилось о том, что только одно соглашение по выравниваниюжелезнодорожных тарифов позволит увеличить товарооборот и грузооборот междунашими странами на 30 процентов [4] .Как показываютрасчеты экспертов, в дальнейшем беспошлинный оборот товаров и рост грузопотоковбудут увеличиваться в геометрической прогрессии.

На настоящий момент договорной пакет Таможенного союзасодержит уже 37 документов. В этом году предстоит подготовить еще около 15документов [5] .Казахстан активно участвовал в подготовке всех них. Кроме того, необходимо создатьработоспособные национальные органы по регулированию внешнеторговойдеятельности.

А в своём интервью председатель Ассоциации национальных экспедиторовКазахстана Нигматжан Исингарин высказал следующие предложения по ТаможенномуСоюзу - «Если, например, груз идет из Китая в Россию и мы взяли с него на своейгранице таможенный сбор, то должны эти деньги разделить между всеми участникамисоюза. Так, как это делает Европа. Но сегодня, ни по одному направлению в нашихстранах нет единого бюджета. Этот вопрос до сих пор остается камнемпреткновения. Я считаю, что для его решения нам понадобится еще не один годнапряженной работы.

Дело здесь не в нежелании какой-либо стороны идти на уступки.Проблема в еще не окончательно сложившихся экономических, организационных ипрочих условиях. Ведь надо будет на каждой границе отслеживать грузы. Акакой-то единый центральный орган должен будет правильно и справедливоперераспределять финансовые потоки между государствами» [6] .

По поводу юридической составляющей Таможенного Союза. В конце января нынешнего 2009 годаСенат парламента Казахстана ратифицировал ряд соглашений по формированиюТаможенного союза совместно с Россией и Белоруссией.

Был принят закон "О ратификации Соглашения о ведениитаможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенногосоюза". Этот закон позволит обеспечить учет данных во взаимной торговле ив торговле с третьими странами, обеспечить органы Таможенного союза информациейдля принятия решений в области торговли, а также обеспечить анализ тенденций,структуры и динамики внешних торговых потоков [7] .

А 12 марта 2009г. Экспертный совет по таможенному регулированию приГосдуме РФ провел совместное заседание с Минэкономразвития и Федеральнойтаможенной службой. На совещании эксперты обсуждали вопросы формированияТаможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Эксперты, среди нихзначительная часть представлена представителями Казахстана, должны решить оченьважные задачи: в довольно короткие сроки совместно завершить работу над ключевыми документами,чтобы предложить коллегам из других государств-участников союза наиболееграмотные и сбалансированные версии [8] .

В середине мая 2009г. Генеральный секретарь ЕврАзЭС, представитель КазахстанаТаир Мансуров, доложил президенту Казахстана Н. Назарбаеву о там, что МеханизмТаможенного союза России, Казахстана и Белоруссии может быть запущен в первойполовине 2010 года [9] .

Он также сообщил, что три государства уже согласовали 88%всех необходимых документов, сейчас идут интенсивные переговоры по согласованиюоставшихся документов. По словам генсека ЕврАзЭС, на предстоящей в июне встречеглав правительств будут подписаны еще шесть международных договоров [10] .

"В конце года также состоится заседание главправительств, на котором будет принят еще один блок документов. Это позволитуже в первой половине 2010 года запустить механизмы сформированного Таможенногосоюза в рамках ЕврАзЭС", - отметилТ. Мансуров [11] .

Планируется, что к концу текущего года главы государствутвердят таможенные кодексы Евразийского экономического сообщества иТаможенного союза, сообщил также генсек ЕврАзЭС.

На съезде партии «Нур Отан» 15 мая сегогода в Астане Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил надежду на то,что в 2010 году таможенный союз, создаваемый Казахстаном, Россией иБелоруссией, начнет свою работу. ""На выходе" сейчас находится таможенныйсоюз между Казахстаном, Россией и Белоруссией - это первая важнейшаяинтеграционная "ласточка". Я надеюсь, что мы завершим эту работу вследующем году", - сказал Н. Назарбаев [12] ."Для индустриализации наших стран нам надо раскрыватьсвои собственные рынки, а не рассчитывать на других. Такая кооперация выгоднавсем государствам", - подчеркнул президент Казахстана [13] .

Во время визита премьер-министра России В. Путина в Казахстанна встречу премьер-министров стран СНГ 21 мая 2009 г. также обсуждалсявопрос о создании Таможенного Союза трёх государств. Тогда глава правительстваКазахстана Карим Масимов по итогам российско-казахстанских межправительственныхпереговоров заявил, что в Москве 9 июня встретятся главы правительств России,Белоруссии и Казахстана для переговоров по вопросам создания Таможенного союза [14] .

Кроме того, там же К. Масимов сказал - "Я думаю, что всеосновные позиции нашли свое отражение, и надеемся, что в ближайшее времяпереговорные группы придут к взаимоприемлемому решению по всем вопросамсоздания Таможенного союза» [15] .

Таким образом, мы можем констатировать, что Казахстанпринимал и продолжает принимать активное участие в образовании ТаможенногоСоюза и его структур. И можно будет надеяться на то, что его создание будетодним из шагов к дальнейшей интеграции наших государств. Ведь, по словам В.Путина - «Очень много из того, что достигнуто в сфере интеграции, было сделанопо инициативе Президента Назарбаева. Казахстан всегда был и останется надежнымпартнером России» [16] .

[1] http://www.sng.allbusiness.ru/content/document_r_087A1BB3-B300-4CF3-9612-B98F5C4337B7.html

[2] http://www.apn.kz/publications/article6720.htm

[3] http://www.oren.ru/news/2477031/

[4] http://www.rg.ru/2006/08/16/evrazes-summit.html

[5] http://www.posit.kz/?lan=ru&id=100&pub=24109

[6] http://www.neonomad.kz/sobytiya/kaz/index.php?ELEMENT_ID=2235

[7] http://www.regnum.ru/29.12.2009

[8] http://www.oren.ru/news/2477031/

[9] http://www.rian.ru/world/20090514/171079786.html

[10] Там же

[11] Там же

[12] http://news-ru.trend.az/cis/kazakhstan/1471007.html

[13] Там же

[14] http://www.novopol.ru/news68355.html

[15] http://www.rian.ru/economy/20090521/171867664.html

[16] http://www.kazembassy.ru/press_service/news/?newsid=3139

Поделиться: