Роль Азербайджана в решении проблем безопасности на Каспии.
Автор: ИАЦ МГУ
4 Апреля 2008 года Московский Центр Карнеги в сотрудничестве с Центром Стратегических Исследований при Президенте Азербайджанской Республики провел конференцию на тему «Азербайджан 2008: прорыв к развитию».
Редакция сайта публикует текст выступления генерального директора ИАЦ Алексея Власова.
Проблема обеспечения региональной безопасности постепенно переходит в разряд «вечных» тем для экспертного сообщества. И это вполне закономерно, поскольку, несмотря на создание и в Центральной Азии, и на Каспии многочисленных «структур по поддержанию мира и стабильности», вряд ли можно утверждать, что «региональные игроки» и «внешние силы» нашли рецепт достижения желаемой стабильности.
Каспийский регион за время, прошедшее с момента распада СССР, превратился в важнейшую ресурсную базу мировой экономики, и его значение будет возрастать по мере истощения энергоресурсов в других точках земного шара.
Но, с другой стороны, Каспий - объект, который находится под давлением целого комплекса нерешенных проблем, связанных с энергетическими, экологическими рисками, локальными конфликтами. До сих пор не согласованны многие аспекты правового статуса Каспия, разграничение акватории моря, условия транзита энергоносителей и прокладки транскаспийских трубопроводов. Неурегулированные конфликты в регионе, это не только фактор, сдерживающий развитие стран, в них вовлеченных, но и источник системных рисков для мировой экономики, и без того находящейся далеко не самом благополучном состоянии. Но, на мой взгляд, в основе политических и экономических рисков, связанных с безопасностью в регионе, лежит фундаментальная проблема - стратегия, используемая ключевыми мировыми игроками. В регионе, как и на всем постсоветском пространстве, ведется игра с нулевой суммой возможностей.
Каждое действие, будь то поиск механизмов создания международных сил на Каспии или система обеспечения энергетической безопасности - в качестве background, имеет вполне понятную и очевидную цель: за счет усиления собственных позиций максимально ослабить своего оппонента .
Военно-политический и экономический аспект в этом контексте тесно взаимоувязаны, поскольку «политики от геоэкономики», уже не обращаются к категориям «холодной» войны, а предпочитают уходить в сферу «бизнес-мышления», но, все равно, воспринимают соседей не как партнеров, а как потенциальных конкурентов.
К сожалению, нужно констатировать, что «пространство доверия» в Каспийском регионе, если и расширилось за последние несколько лет, то явно не в тех масштабах, когда можно говорить об устойчивом и эффективном диалоге, а главное, взаимопонимании.
И, естественно, на фоне противоборства «больших игроков», возрастает роль стран, для которых энергетический и нефтегазовый фактор - фундамент и ключевой ресурс существования национальной государственности. В этом отношении Азербайджан, на мой взгляд, может стать в будущем примером конструктивного подхода к выработке единых правил игры для всех участников каспийского взаимодействия.
Многовекторность политики Азербайджана в решении проблем безопасности на Каспии, это не признак слабости или стремления играть в «восточные хитрости», а осознанное желание сохранять суверенитет, расширять сотрудничество с Россией и странами Запада, совместными усилиями противостоять главным вызовам XXI века. Это принципы, которые были заложены первым Президентом Республики и реализуются нынешним главой государства, Ильхамом Алиевым.
Энергетическая безопасность для «Азербайджана - 2008», это возможность дальнейшего наращивания объемов добываемой нефти и газа, максимальная диверсификация маршрутов поставок энергоносителей, обеспечение безопасности добычи и транспортировки углеводородов, скорейшее решение экологических проблем в Каспийском регионе. Это согласование спорных вопросов по использованию каспийских месторождений на уровне двухсторонних и многосторонних отношений, снижение опасности возникновения в регионе полномасштабной войны в связи с обострением американо-иранского конфликта.
Хотя, как отмечал Ильхам Алиев, существует еще одно фундаментальное условие, эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон возможно только тогда, когда будут решены вопросы, определяющие правовой статус Каспия .
Но это, стратегические направления. А что с инструментами их реализации?
Если в год выборов президент Азербайджана проведет «инвентаризацию» стратегических инициатив «на каспийском направлении» за последние три-четыре года, то получится достаточно внушительный список. Другой вопрос, что именно удалось реализовать из этих проектов?
Инициативы азербайджанского руководства объединены общей стратегической целью - равноправного партнерства со всеми участниками региональных проектов безопасности. И одновременно, учитывают необходимость подержания в состоянии боевой готовности национальных сухопутных и военно-морских сил на Каспии. Все разговоры о международных силах по поддержанию безопасности в Каспийском регионе, это - темы для серьезного осмысления, но все же в большей степени они обращены в будущее. Боеспособность азербайджанской армии и флота, на данный момент, одна из ключевых гарантий безопасности для государства. Россия с пониманием относится к такой постановке вопроса. Большую обеспокоенность вызывают планы по расширению присутствия сил НАТО в регионе, их участие в партнерских программах по поддержанию мира на Каспии. На данный момент это реальность. Однако следует помнить, что именно Азербайджан имеет возможность содействовать формированию пространства взаимного доверия между Россией и Западом в Каспийском регионе, поскольку развивает динамичные, партнерские отношения со всеми участниками «каспийской игры».
Необходимо только наличие желания идти на компромиссы, и, одновременно, готовность открыто обсуждать самые сложные и далеко не всегда приятные вопросы. Но, вместе с тем, может и наступить момент, когда западные партнеры Азербайджана "попросят" определиться: с кем Баку планирует приоритетно развивать программы безопасности?
Азербайджанское издание "Эхо" на днях опубликовало любопытный комментарий азербайджанского дипломата Расима Агаева: "Сейчас открытыми сторонниками альянса являются только откровенно прозападные партии. Я припоминаю и недавнее заявление Сафара Абиева, который сказал, что Азербайджан никогда не выражал желания стать членом НАТО. Министр лукавит. И сейчас, в связи с актуализацией темы перевода в практическую плоскость членства Украины и Грузии, с которыми Азербайджан связан в рамках ГУАМ, наша страна попадает в несколько двусмысленное положение. Она постепенно приближается к тому моменту, когда какая бы гибкая политика лавирования не практиковалась, все равно возникают ситуации, когда нужно определить свое отношение. Я думаю, что по вопросу членства в НАТО своих партнеров официальный Баку либо вовсе промолчит, либо сделает заявление нейтрального порядка, что каждая страна решает свои вопросы как желает".
Это - мнение "разумного" оптимиста. Большинство же российских экспертов считают, что время "многовекторности" на Каспии подходит к концу. Итоги президентских выборов в США могут дать шанс сторонникам "твердой руки" и тогда политика лавирования со стороны Баку перестанет быть актуальной для заокеанских партнеров.
В заключении, замечу, что настал момент для перехода к системной оценке стратегии безопасности в геостратегическом регионе, объединяющем Каспий, Южный Кавказ, Центральную Азию. Развитие контактов Азербайджана с Казахстаном, Узбекистаном, Грузией свидетельствует, что процесс «регионального укрупнения» воспринимается не только на уровне научных теорий, но и политических практик. Остается надеяться, что затраченные усилия приведут к достижению главной цели - превращения Каспия в регион мира и стабильности.
Поделиться: